Плач Иеремии

Дмитрий Менделеев

ПЛАЧ ИЕРЕМИИ

Дмитрий Менделеев

VI век до Рождества Христова. Появляется «Плач Иеремии» – ветхозаветная пророческая книга, горькое свидетельство войны, уничтожения Иерусалима, пленения еврейского народа. И источник надежды, что эти страдания имеют смысл. 1950-е годы. Великий русский композитор Игорь Стравинский пишет сочинение «Плач Иеремии», вкладывая в эту музыку всю боль осмысления страшных событий XX века в России. И надежду, что эти страдания не напрасны.

Пророчество от… композитора

Игорь Федорович Стравинский большую часть жизни был вынужден прожить вне Родины, формально, при этом, не будучи эмигрантом: он находился на гастролях, когда началась Первая мировая война, и он просто не смог вернуться.

«Плач Иеремии» Стравинский написал в 1950-е годы. Но он вынашивал его многие годы, так что конкретный год его написания ни о чем не говорит. «Плач» – это его осмысление ХХ века: русской эмиграции, мировой истории, русской истории…

В основе его оратории лежит библейский текст. В оригинале «Плач» написан акростихом: каждая строфа начиналась с буквы еврейского алфавита: 22 буквы – 22 строфы в главе. В переводах с древнееврейского на другие языка, в том числе и на церковнославянский, этот принцип нельзя было выдержать, и потому в начале каждого стиха просто ставили название соответствующей буквы: алеф, бет, гимель…

Загадка еврейского алфавита

Писать акростихом – сложная техника. Почему Иеремия занимается такими литературными изысками? Произошла национальная катастрофа, враги захватили Иерусалим, разрушен Храм, большую часть населения угнали в плен… Он оплакивает трагедию еврейского народа, – и вдруг, такие упражнения в изящной словесности.

Обратим внимание на два момента. Современникам Иеремии известно было покаянное изречение: «Я согрешил от алефа до тава». Алеф – первая буква еврейского алфавита; тав – последняя. «От алефа до тава» – то же самое, что «от альфы до омеги». То есть нарушил всё, что можно, все буквы закона.

Но есть в алфавитном построении Плача еще и более глубокий пласт. Как возник алфавит? Распространенная версия такова: в его основе – греческий алфавит, а к грекам он попал из Финикии. Когда археологи раскопали финикийский город Угарит, они в нем нашли первые памятники, написанные этим алфавитом.

Но современные лингвисты выдвинули иную версию: в основе – алфавит еврейский. Потому что, скажем, в греческом языке названия букв «альфа», «бета», «гамма» ничего не значат – это пустые сочетания звуков.
А в еврейском это слова-понятия – память о египетских иероглифах,
каждая буква – это определенный символ. Алеф означает «бык», гимель – «верблюд» (она такая «горбатая», эта буква), бет – «дом»… То есть все буквы еврейского алфавита несут смысловую нагрузку.

Время появления алфавита приблизительно совпадает с исходом из земли египетской. И вот вопрос: можем ли мы предположить, когда именно появилась первая алфавитная запись? Да. На скрижалях Завета! Господь Своей рукой на камне пишет первые буквы.

В Египте образованные евреи пользовались, конечно, иероглифами – египетским письмом. Но иероглифы были грамотой не для всех. Может быть, простой народ и мог их понимать, но это не было письмом для обычной жизни, бытовых нужд. Всё-таки иероглифическое письмо – сложная наука. Да и громоздкое оно: книгу написать, используя иероглифы, было очень тяжело. Когда строили гробницы фараонам, богатым и знатным людям, на них высекались, красиво выписывались, надписи, и это был трудоемкий, долгий процесс.

Иероглифическая письменность была не очень удобной, особенно для странствующего по пустыне народа. Поэтому Господь и дал людям алфавит. Ведь гораздо быстрее можно записать что-то буквами, чем символами. Алфавит делает и чтение доступным. Каждый ребенок может довольно рано научиться им пользоваться. Так что это была своего рода революция. Может, потому до Моисея и не было книг, что не было алфавита. Иов, который был ровесником Моисея (или несколько старше: судя по комментариям к славянской книге Иова, он был пятым от Авраама), пишет: «Было бы мне позволено, я бы резцом железным написал свою книгу». Первую книгу напишет – именно напишет – Моисей, потому что получает для этого инструмент от Господа – алфавит.

Но что еще более важно, чем простота и доступность, – алфавит интернационален. Скажем, вряд ли широкие слои населения в Египте смогли бы читать шумерские или аккадские надписи, и, наоборот, кто-то из других народов – египетские иероглифы. Вся письменная культура того или иного народа оставалась внутри него и очень часто – внутри жреческого, ученого сословия. А алфавит стал основой письменности у многих народов: финикийский, греческий, римский, арабский, грузинский, армянский, кириллица – все эти алфавиты восходят к еврейскому.

«Идите и научите»

Во времена Ветхого Завета еврейский народ был народом-священником. Избранность Израиля заключалась не в том, что он лучше всех (но умные люди ее так и не воспринимали, а, наоборот, понимали, что должны всем служить). Его задача – служение Богу и служение людям. Израиль должен был привести в Царство Божие в конце концов всех – это была его миссия на земле как народа. И для этого Господь дает такой инструмент, как алфавит, – чтобы слово Божие было перенесено во все народы мира. Так и произошло.

С возложенной на него миссией Израиль поначалу хорошо справлялся. Особенно в свой «золотой век», при Давиде и Соломоне, когда все правители мира приезжали к ним, чтобы поучиться мудрости. Но не их личной мудрости – не тому, как Соломон умеет сосчитать что-то сложное, найти общий язык с животным миром, управлять государством, хотя и это очень полезно было узнать, а в первую очередь, конечно, расспросить его о Боге. Как и царица Савская, которая приехала поучиться мудрости истинной.

И вот, когда Иеремия плачет таким странным образом, он напоминает еврейскому народу об удивительном чуде, которое ему даровано: алфавите. Он говорит: вы сейчас – в рабском виде, в рубище, уже не как при царе Давиде и царе Соломоне, но Господь попустил это, потому что вы пойдете в рассеяние, во все цивилизации.

Иеремия говорит своему народу: «Вы понесете с собой чудо нашего Бога, вы, будучи рабами, беженцами, бездомными странниками, пойдете прославлять Бога. Радуйтесь!» Горе евреев не будет долгим, через 70 лет кончится плен, как говорит Иеремия в своем пророчестве. Поэтому плач его – одновременно и утешение, и объяснение, почему всё это произошло. «Вы как народ утратили свою миссию, вы перестали быть примером для всего мира, – говорит пророк. – Божий храм, который Господь дал разрушить врагам, перестал нести миру свет из-за вас. Но шанс у вас по-прежнему есть. Идите и научите все народы вере в единого Бога».

Стравинский так же осмыслил феномен русской эмиграции. И действительно, когда был разрушен «наш Иерусалим», то русским людям удалось сделать то, что не удавалось до этого. Мы всегда хотели въехать куда-то с шашками на конях, а тут… Русские, попав в эмиграцию, стали собираться вокруг храмов. Это были «кусочки» Родины. И мир вдруг открыл, что существует Православие, заметил его, заинтересовался им.

Ведь прежде Православие воспринималось как что-то дремучее, отсталое, как некая секта. Кроме специалистов-религиоведов, никто им не интересовался. И вдруг мир увидел красоту Православия! Конечно, не сразу это произошло. Но сегодня интерес к Православию дошел до такого уровня, что уже Папа Римский говорит: «Нам надо очень серьезно изучать тот опыт, который сохранила Восточная Церковь», – я не слово в слово передаю его мысль, но он говорил об этом.

«Плач Иеремии» Стравинского был утешением для русских верующих, Игорь Фёдорович как бы говорит: эмиграция, советская власть – это вавилонский плен, Церковь Христова – Новый Израиль – повторяет историю Ветхого Израиля. И через 70 лет, как некогда восстановился Иерусалимский Храм, будет восстановлен и Храм Русской Церкви.

Не один Стравинский так думал, многие писатели, поэты, церковные деятели ждали конца советского плена. Но всё равно произошло это неожиданно: разрешение Церкви открыто отпраздновать 1000-летие Крещения Руси было чем-то невероятным, чудом! Хотя этого ждали – ждали, что закончится кошмар безбожия на нашей земле, – через 70 лет.

http://www.pravoslavie.ru/89060.html

 
 
 
Сегодня 24 ноября (11 ноября) воскресенье
Вмч. Мина

Неделя 22-я по Пятидесятнице.

Вмч. Мины (Житие, икона). Мч. Виктора (Житие, икона) и мц. Стефаниды (Житие, икона). Мч. Викентия (Житие, икона). Прп. Феодора (житие, икона) Студита, исп. Блж. Максима (Житие, икона), Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Мч. Стефана (Житие, икона) Дечанского (Серб.). Прп. Мартирия (житие, икона) Зеленецкого. Сщмч. Евгения пресвитера.

6.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
9.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечерня с акафистом прп. Тихону Медынскому.
Завтра 25 ноября (12 ноября) понедельник
Свт. Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского (616). Прп. Нила постника (V).
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Еф. 4, 1-6; Лк. 10, 25-37). Вопрошавшему о том, как спастись, Господь с Своей стороны дал вопрос: "в законе что написано? как читаешь?". Этим Он показал, что за разрешением всех недоразумений надо обращаться к слову Божию. А чтоб и самих недоразумений не было, лучше всего всегда читать Божественное Писание со вниманием, рассуждением, сочувственно, с приложением к своей жизни и исполнением того, что касается мыслей - в мыслях, что касается чувств - в чувствах и расположениях, что касается дел - в делах. Внимающий слову Божию собирает светлые понятия о всем, что в нем, и что около и что выше его: выясняет свои обязательные отношения во всех случаях жизни, и святые правила, как драгоценные бисеры, нанизывает на нить совести, которая потом точно и определенно указывает, как когда поступить в угодность Господу, укрощает страсти, на которые чтение слова Божия действует всегда успокоительно. Какая бы ни волновала тебя страсть, начни читать слово Божие и страсть будет становиться все тише и тише, а наконец и совсем угомонится. Богатящийся ведением слова Божия имеет над собою столп облачный, руководивший израильтян в пустыне.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года