Духовный дом быта

Протоиерей Виталий Шинкарь

Откровение о Святой Троице говорит о том, что в Троице содержанием жизни является любовь через общение в Лицах. Это очень важно понимать, задавая себе все последующие вопросы, потому что первый грех человека состоял именно в том, что он не смог со своей женой оказаться в этом общении, а его жена поверила, что сила есть в предмете. То есть она поверила, что отношения с Богом решаются не по образу Его внутреннего бытия, не по образу Его общения внутри Себя через любовь, а через предмет – можно что-то съесть и стать другим. Вот эти корни примитивного магизма идут через всю историю человечества.

Человеку гораздо проще и намного соблазнительней не искать отношений с вечностью, а пытаться достигнуть своих желаний через какие-то магические формы, нежели чем через усилие честной любви.

Магизм всегда появляется там, где нет любви.

И наша православная обиходная жизнь, к сожалению, предполагает огромное количество таких брешей, через которые человек может в этот магизм, заколдованность мира поверить – начиная от свечки, от камушков, от изгнания бесов, вплоть до богослужения.

Сердце человека устроено одинаково во все века: оно склоняется к примитивному решению проблемы, и религиозная жизнь человека строится зачастую не по принципу высокого приобретения, а по принципу временного бывания. Мы как бы говорим себе: «Отношения с Богом – вещь очень сложная, малопонятная, а жизнь диктует мне свои трудности, внутри которых мне надо как-то жить, надо как-то устраиваться: растить детей, строить карьеру».

Именно в этом смысле магизм всегда очень привлекателен и прост. Создайте духовный дом быта, внутри которого человек бы знал, на какую кнопку нужно нажать, сколько денег положить в ящичек, чтобы добиться нужного результата, и такой дом быта покорит всё человечество. Или напишите книгу о том, как поступать в любой конкретной ситуации, и вы сможете продавать ее за любые деньги.

Магизм существует не только в христианской вере, он существовал и существует до сих пор во все века. Не мы, христиане, придумали веру в ведьм, колдовство, но мы, как и все прочие люди на земле, подвержены этому излому в силу падения человека. У нас в сердце та же самая подмена, тот же грех, который совершили Адам и Ева – они поверили, что сила не в Боге, а в чем-то другом. Что можно съесть что-то и всё сразу поменяется. Они поверили, что какая-то сила есть вне Бога.

Мир под чьей властью?

Внутри Православной Церкви, не только среди простых прихожан, но зачастую и среди священников, присутствует представление, что в мире есть не одна сила, а две – Бог и дьявол. Мало кто помнит, какими словами заканчивается Евангелие от Матфея: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» – говорит Христос. То есть ни у кого другой власти и силы больше нет, кроме Христа. Но в сознании простого человека весь мир – это некая игра между Богом и дьяволом, и чем бородатей какой-то монах, тем круче он может бесовскую силу остановить. И отсюда же распространена повсеместная вера в колдовство, в «завязанные венцы», в порчу, сглаз и т.п.

Мы должны по-христиански четко и твердо понимать: в Евангелии Господь говорит, что никакой другой силы в мире нет. Бесы умоляют Бога разрешить им войти хотя бы в свиней, чтобы хоть где-то существовать, потому что они существуют только как паразиты, а самих их как правды нет, они могут только паразитировать на добре.

Почему магизм процветает

У меня в храме была одна замечательная бабуля, с которой я бился много лет, а она всё жаловалась, что у нее невестка колдунья подлая. И однажды я решил применить радикальную форму ее исцеления и сказал: «Вот сейчас полный храм народа, давайте, раз она такая гадина колдунья, я попрошу всех людей помолиться, чтобы она умерла?!» Вы бы видели глаза этой бабушки, они засияли, и она спросила: «А что, можно?»

Наша внутренняя нечистоплотность, безграмотность, непросвещенность, а также отсутствие догматического сознания у нашего духовенства позволяют магизму процветать. Бесконечные отчитки, наливание воды с крестов, борьба с колдовством и т.п. – всё это существует по одной простой причине, потому что оскудела любовь.

А отношения с Богом строятся по любви. Но это человеку не ясно, и, соответственно, языческая, народная религиозность, которая присутствует у всех народов, торжествует.

В силу того, что наша историческая данность нарушена, и догматическое сознание людей примитивно, магизм легко входит в Церковь. Это же прекрасное и удобное место: нужно, чтобы свечка правильно догорела – не дай Бог ее потушить раньше времени; нужно правильно перекреститься – если крест сантиметра на два левее или правее положил, зря крестился; нужно правильно хоронить – не так вынесли покойника, зря хоронили и т.д.

Вера в предметность, в причинность, в пустоту (то, что мы называем суеверием) – всё это для человека гораздо понятнее и яснее, чем личные отношения с Богом. Да и Церковь часто рассматривают как место, где можно решить какие-то свои проблемы. Религиозность часто «индивидуальна» – т.е. я иду в храм не для общей благодарности Богу и не для получения в Таинствах Церкви истинной жизни. Мне не Бога познавать нужно, а благоустраиваться в жизни.

Почему к мощам блаженной Матроны всегда огромная очередь? Потому что у блаженной Матроны ясно что просить – квартирку, деткам помочь и т.д. А что просить у Афанасия Великого, у Макария Египетского – не ясно. Их вообще мало кто читает – не интересно, потому что они рассказывают о личных отношениях с Богом. Применить в быту отеческие знания невозможно.

И мы, священники, при таком понимании веры можем работать лучше гадалок. Причем если священник нечестный, он может действовать по принципу «искусство в массу – деньги в кассу», то есть «лечить» людей бесконечно долго. Если честный – сложнее, потому что ему придется, в отличие от гадалки, сказать человеку, что скотина он, а не те, кто вокруг него. В этом отличие: когда человек идет к гадалке, все вокруг гады, все виноваты, а ты сам хороший. А если человек попал к нормальному священнику, он ему скажет, что гад – это ты.

И всё это объяснено и описано в первых главах Бытия – человек всегда выберет легкий путь: удобнее жить, когда сила не в Боге, а в предмете, в участии в каких-то действиях и т.д. В принципе это то, чего хочет наша гордая душа: дайте я заплачу и не морочьте мне голову. Скажите мне только, куда занести и кому дать.

Можно ли избавиться от магического отношения к жизни?

Исправить эту ситуацию полностью невозможно, это будет во все времена, поэтому в литургической молитве святителя Василия Великого мы молимся «о людских невежествиях». То есть мы как люди церковные прекрасно понимаем, что невозможно изменить сознание взрослого человека, если он сам не готов и не желает воспитывать свою веру. Но мы, священники, всё равно будем биться, пусть даже как рыба об лед, потому что иначе всегда найдется такая бабушка, которая поднимет глаза и спросит: «А что, можно помолиться, чтобы кто-нибудь из этих гадов и колдунов помер?»

Вопросы веры никогда не будут решены до конца и существуют от века. Всегда мало людей, готовых понять, что вера – это личные отношения с Богом. А для большинства людей, для массового обывателя во всех религиях и во все времена религиозность – это способ как можно благополучней устроиться в этом мире и решить свои насущные проблемы. При таком отношении причаститься – значит съесть какую-то волшебную штучку, поставить свечку – значит зажечь магическую палочку, правильно положить крест – значит правильно осуществить обряд, принести булочку на панихиду – значит исполнить свой долг и т.д.

Поэтому всегда религия будет делиться на массовую и «элитарную», если можно так сказать. Религия массы будет проста и примитивна, а в «элитарной» религии будут святые и праведники, которые будут пребывать в гуще этого безобразия и как-то наш мир спасать.

http://www.pravmir.ru/duhovnyiy-dom-byita/

 
 
 
Сегодня 24 ноября (11 ноября) воскресенье
Вмч. Мина

Неделя 22-я по Пятидесятнице.

Вмч. Мины (Житие, икона). Мч. Виктора (Житие, икона) и мц. Стефаниды (Житие, икона). Мч. Викентия (Житие, икона). Прп. Феодора (житие, икона) Студита, исп. Блж. Максима (Житие, икона), Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Мч. Стефана (Житие, икона) Дечанского (Серб.). Прп. Мартирия (житие, икона) Зеленецкого. Сщмч. Евгения пресвитера.

6.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
9.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечерня с акафистом прп. Тихону Медынскому.
Завтра 25 ноября (12 ноября) понедельник
Свт. Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского (616). Прп. Нила постника (V).
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Еф. 4, 1-6; Лк. 10, 25-37). Вопрошавшему о том, как спастись, Господь с Своей стороны дал вопрос: "в законе что написано? как читаешь?". Этим Он показал, что за разрешением всех недоразумений надо обращаться к слову Божию. А чтоб и самих недоразумений не было, лучше всего всегда читать Божественное Писание со вниманием, рассуждением, сочувственно, с приложением к своей жизни и исполнением того, что касается мыслей - в мыслях, что касается чувств - в чувствах и расположениях, что касается дел - в делах. Внимающий слову Божию собирает светлые понятия о всем, что в нем, и что около и что выше его: выясняет свои обязательные отношения во всех случаях жизни, и святые правила, как драгоценные бисеры, нанизывает на нить совести, которая потом точно и определенно указывает, как когда поступить в угодность Господу, укрощает страсти, на которые чтение слова Божия действует всегда успокоительно. Какая бы ни волновала тебя страсть, начни читать слово Божие и страсть будет становиться все тише и тише, а наконец и совсем угомонится. Богатящийся ведением слова Божия имеет над собою столп облачный, руководивший израильтян в пустыне.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года