Духовный дом быта
Протоиерей Виталий Шинкарь
Откровение о Святой Троице говорит о том, что в Троице содержанием жизни является любовь через общение в Лицах. Это очень важно понимать, задавая себе все последующие вопросы, потому что первый грех человека состоял именно в том, что он не смог со своей женой оказаться в этом общении, а его жена поверила, что сила есть в предмете. То есть она поверила, что отношения с Богом решаются не по образу Его внутреннего бытия, не по образу Его общения внутри Себя через любовь, а через предмет – можно что-то съесть и стать другим. Вот эти корни примитивного магизма идут через всю историю человечества.
Человеку гораздо проще и намного соблазнительней не искать отношений с вечностью, а пытаться достигнуть своих желаний через какие-то магические формы, нежели чем через усилие честной любви.
Магизм всегда появляется там, где нет любви.
И наша православная обиходная жизнь, к сожалению, предполагает огромное количество таких брешей, через которые человек может в этот магизм, заколдованность мира поверить – начиная от свечки, от камушков, от изгнания бесов, вплоть до богослужения.
Сердце человека устроено одинаково во все века: оно склоняется к примитивному решению проблемы, и религиозная жизнь человека строится зачастую не по принципу высокого приобретения, а по принципу временного бывания. Мы как бы говорим себе: «Отношения с Богом – вещь очень сложная, малопонятная, а жизнь диктует мне свои трудности, внутри которых мне надо как-то жить, надо как-то устраиваться: растить детей, строить карьеру».
Именно в этом смысле магизм всегда очень привлекателен и прост. Создайте духовный дом быта, внутри которого человек бы знал, на какую кнопку нужно нажать, сколько денег положить в ящичек, чтобы добиться нужного результата, и такой дом быта покорит всё человечество. Или напишите книгу о том, как поступать в любой конкретной ситуации, и вы сможете продавать ее за любые деньги.
Магизм существует не только в христианской вере, он существовал и существует до сих пор во все века. Не мы, христиане, придумали веру в ведьм, колдовство, но мы, как и все прочие люди на земле, подвержены этому излому в силу падения человека. У нас в сердце та же самая подмена, тот же грех, который совершили Адам и Ева – они поверили, что сила не в Боге, а в чем-то другом. Что можно съесть что-то и всё сразу поменяется. Они поверили, что какая-то сила есть вне Бога.
Мир под чьей властью?
Внутри Православной Церкви, не только среди простых прихожан, но зачастую и среди священников, присутствует представление, что в мире есть не одна сила, а две – Бог и дьявол. Мало кто помнит, какими словами заканчивается Евангелие от Матфея: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» – говорит Христос. То есть ни у кого другой власти и силы больше нет, кроме Христа. Но в сознании простого человека весь мир – это некая игра между Богом и дьяволом, и чем бородатей какой-то монах, тем круче он может бесовскую силу остановить. И отсюда же распространена повсеместная вера в колдовство, в «завязанные венцы», в порчу, сглаз и т.п.
Мы должны по-христиански четко и твердо понимать: в Евангелии Господь говорит, что никакой другой силы в мире нет. Бесы умоляют Бога разрешить им войти хотя бы в свиней, чтобы хоть где-то существовать, потому что они существуют только как паразиты, а самих их как правды нет, они могут только паразитировать на добре.
Почему магизм процветает
У меня в храме была одна замечательная бабуля, с которой я бился много лет, а она всё жаловалась, что у нее невестка колдунья подлая. И однажды я решил применить радикальную форму ее исцеления и сказал: «Вот сейчас полный храм народа, давайте, раз она такая гадина колдунья, я попрошу всех людей помолиться, чтобы она умерла?!» Вы бы видели глаза этой бабушки, они засияли, и она спросила: «А что, можно?»
Наша внутренняя нечистоплотность, безграмотность, непросвещенность, а также отсутствие догматического сознания у нашего духовенства позволяют магизму процветать. Бесконечные отчитки, наливание воды с крестов, борьба с колдовством и т.п. – всё это существует по одной простой причине, потому что оскудела любовь.
А отношения с Богом строятся по любви. Но это человеку не ясно, и, соответственно, языческая, народная религиозность, которая присутствует у всех народов, торжествует.
В силу того, что наша историческая данность нарушена, и догматическое сознание людей примитивно, магизм легко входит в Церковь. Это же прекрасное и удобное место: нужно, чтобы свечка правильно догорела – не дай Бог ее потушить раньше времени; нужно правильно перекреститься – если крест сантиметра на два левее или правее положил, зря крестился; нужно правильно хоронить – не так вынесли покойника, зря хоронили и т.д.
Вера в предметность, в причинность, в пустоту (то, что мы называем суеверием) – всё это для человека гораздо понятнее и яснее, чем личные отношения с Богом. Да и Церковь часто рассматривают как место, где можно решить какие-то свои проблемы. Религиозность часто «индивидуальна» – т.е. я иду в храм не для общей благодарности Богу и не для получения в Таинствах Церкви истинной жизни. Мне не Бога познавать нужно, а благоустраиваться в жизни.
Почему к мощам блаженной Матроны всегда огромная очередь? Потому что у блаженной Матроны ясно что просить – квартирку, деткам помочь и т.д. А что просить у Афанасия Великого, у Макария Египетского – не ясно. Их вообще мало кто читает – не интересно, потому что они рассказывают о личных отношениях с Богом. Применить в быту отеческие знания невозможно.
И мы, священники, при таком понимании веры можем работать лучше гадалок. Причем если священник нечестный, он может действовать по принципу «искусство в массу – деньги в кассу», то есть «лечить» людей бесконечно долго. Если честный – сложнее, потому что ему придется, в отличие от гадалки, сказать человеку, что скотина он, а не те, кто вокруг него. В этом отличие: когда человек идет к гадалке, все вокруг гады, все виноваты, а ты сам хороший. А если человек попал к нормальному священнику, он ему скажет, что гад – это ты.
И всё это объяснено и описано в первых главах Бытия – человек всегда выберет легкий путь: удобнее жить, когда сила не в Боге, а в предмете, в участии в каких-то действиях и т.д. В принципе это то, чего хочет наша гордая душа: дайте я заплачу и не морочьте мне голову. Скажите мне только, куда занести и кому дать.
Можно ли избавиться от магического отношения к жизни?
Исправить эту ситуацию полностью невозможно, это будет во все времена, поэтому в литургической молитве святителя Василия Великого мы молимся «о людских невежествиях». То есть мы как люди церковные прекрасно понимаем, что невозможно изменить сознание взрослого человека, если он сам не готов и не желает воспитывать свою веру. Но мы, священники, всё равно будем биться, пусть даже как рыба об лед, потому что иначе всегда найдется такая бабушка, которая поднимет глаза и спросит: «А что, можно помолиться, чтобы кто-нибудь из этих гадов и колдунов помер?»
Вопросы веры никогда не будут решены до конца и существуют от века. Всегда мало людей, готовых понять, что вера – это личные отношения с Богом. А для большинства людей, для массового обывателя во всех религиях и во все времена религиозность – это способ как можно благополучней устроиться в этом мире и решить свои насущные проблемы. При таком отношении причаститься – значит съесть какую-то волшебную штучку, поставить свечку – значит зажечь магическую палочку, правильно положить крест – значит правильно осуществить обряд, принести булочку на панихиду – значит исполнить свой долг и т.д.
Поэтому всегда религия будет делиться на массовую и «элитарную», если можно так сказать. Религия массы будет проста и примитивна, а в «элитарной» религии будут святые и праведники, которые будут пребывать в гуще этого безобразия и как-то наш мир спасать.
http://www.pravmir.ru/duhovnyiy-dom-byita/