Каждый следующий ребенок еще больше усиливал ощущение, что всё правильно

Ася Гусева, писатель, сценарист

Ася Гусева пишет книги, сочиняет сценарии к фильмам и сериалам – и воспитывает шестерых детей. В интервью «Правмиру» (Оксане Головко) она рассказала о том, как можно совмещать работу и воспитание детей, как всё успеть и что такое в ее понимании идеальная семья.

Мама Ася Гусева, писатель, сценарист

Маруся – 15 лет

Женя – 14 лет

Ваня – 12 лет

Коля – 11 лет

Петя – 9 лет

Илья – 7 лет

– Как вы воспринимали семью в детстве?

– Мне повезло – у нас семья большая, разветвленная и все постоянно на связи. В детстве я много времени проводила в Алма-Ате, где живут мои родственники. А там была вообще другая жизнь – большой дом, все жили вместе, сад – настоящий уголок Мичурина, мы там постоянно что-то скрещивали, прививали… Была там яблоня, у которой каждая ветка была другого сорта! Вся улица – друзья, все праздники вместе, толпой… и какая это была толпа – это же были в основном ссыльные, цвет научной интеллигенции!

Такие разговоры велись на лавочке под сливами – чистый восторг! И мне повезло провести среди этих людей детство. А они ведь еще помнили старинные порядки и обычаи, у них сохранились представления о чести, достоинстве, единстве, совесть была совсем другая, чем сейчас. Прежде всего – она была! И у меня сложилось такое представление, что семья – это некий огромный, единый организм – большой, теплый и шумный… всякие дядьки, тетки, братья, сестры, куча детей – все друг друга любят, поддерживают, хоть иногда и ссорятся. Как в фильмах Михалкова – это, наверное, самый точный образ.

И в таком организме все существуют очень естественно, нет возможности мучительно друг на друга давить, относиться друг к другу как к собственности.

Я уверена, что большая семья – это залог душевного здоровья.

И дети в таких семьях вырастают более свободными, спокойными, уверенными в себе, более самостоятельными. А ведь и надо, проявляя заботу, в то же время давать им возможность жить своей жизнью и самостоятельно выбирать жизненные пути. Повзрослев, я еще больше в этом укрепилась.

– Вспомните ваше знакомство с мужем?

– Мы были довольно взрослыми людьми – мужу было 40, мне – под 30. Встретились по работе. Оба были очень одинокими и уставшими людьми, я думаю. И мы понимали, чего именно хотим. Поэтому не искали ни приключений, ни страстей. Хотели семью, детей – сколько Бог даст, надеялись прожить всю жизнь вместе. Вокруг меня есть семьи, которые прожили лет 50 или даже больше – наверное, это мечта.

Тем не менее, так уж вышло, – мы разошлись.

Сейчас муж очень помогает в воспитании детей, в курсе их дел и проблем.

Слава Богу, у нас хорошие отношения. Мы к этому со временем пришли. Это было непросто и потребовало от нас обоих серьезных внутренних изменений.

– Как дети переживали развод?

– Старшие всё поняли без объяснений, а с младшими пришлось поговорить. Я сказала: «Бывает же, что вы ссоритесь с друзьями. Вот и мы с папой поссорились». Получилось без драм.

Но на самом деле развод – страшная вещь. Если есть хоть малейшая возможность его не допустить, надо до последнего бороться. С собой прежде всего.

Мне кажется, сегодня мало кто понимает, что такое брак, семья. Ищут удобства, легкости, страсти, власти над другим, удовлетворения самолюбия. А семейная любовь – это ведь совсем другое. И надо много работать, чтобы не получилось, как в шутке Андрея Кнышева про Старика со Старухой у разбитого корыта, что это – Ромео и Джульетта, которым удалось выжить.

Замечательный джазовый музыкант Сергей Манукян живет с женой 38 лет. У них четверо детей. И мы с ним недавно как раз разговаривали о любви и о семье, и он сказал: «У нас с Мариной любовь началась лет через 20 после свадьбы, когда мы пережили несколько кризисов».

Мои дядя с тетей живут вместе 46 лет. Они поженились, когда обоим было по 18 лет. Конечно, они были влюблены. Но сейчас – это совсем другая жизнь. И до нее нужно дорасти – внутренне, духовно и просто по количеству вместе прожитых лет и пережитых печалей и радостей.

Люди, которые умеют сохранять и созидать любовь – они другие. В них есть какой-то особенный свет.

Например, Оксана и Иван Охлобыстины. Уж сколько им пришлось пережить! Но они держатся вместе, даже и не держатся – они и есть единое целое. Прекрасный детский писатель Дмитрий Емец с женой Машей совершенно сознательно идут вместе к Вечности, взявшись за руки. И это так непросто. Это вызывает действительно восхищение. Я считаю, что именно такие семьи – герои нашего времени.

Учимся жить «сейчас»

– Как изменилась ваша жизнь с появлением первого ребенка?

– Радикально. Оказалось, что не бывает «потом», бывает только «сейчас». Сейчас есть время, можно написать статью, рассказ, сценарий, поспать, приготовить обед. Ребенок проснется и всё будет по-другому. Потеря внешней свободы оказалась ощутимой.

С другой стороны, появилось невероятное ощущение: я очень остро почувствовала себя звеном в цепи предков, своего рода (а я знаю родословную до преподобного Нила Сорского). Я вдруг поняла, что сама – продолжение мамы, папы, бабушки, прабабушки, прапрадедушки и так далее. Это было очень важным – чувство, что родовой поток не прерывается.

Каждый следующий ребенок еще больше усиливал ощущение, что всё правильно.

Работать стало сложнее. Пришлось приноравливаться, учиться планировать, понимать, что важно, а на что можно не обращать внимание.

Так получилось, что я окружена многодетными семьями. Моя мама шутит: «У вас секта!» У меня друзья Охлобыстины с шестью детьми, отец Дмитрий Рощин и его прекраснейшая матушка Люба, у них уже 8 детей, многодетные Кувшинниковы – 5 детей, Емцы – 7 детей… Это очень поддерживает, очень важно, когда вокруг единомышленники и люди, которые не считают тебя сумасшедшей только потому, что в твоей семье – много детей.

– Расскажите, с чего начинается ваш день?

– Просыпаюсь в 6.30. Начинаю готовить завтрак, бужу всех в школу. Иногда дети встают сами, и старшие тогда помогают младшим. Дети уходят, я иногда иду в храм, а чаще – работаю или делаю какие-то хозяйственные дела – иду в магазин, готовлю обед, например.

В этот небольшой промежуток стараюсь вставить и занятия спортом.

Потом, если пришла няня, она отправляется за ребятами в школу. Вообще у нас с ней нет жесткого разделения обязанностей, каждый делает то, что надо делать в данный момент. Или я, или она забираем детей.

Дальше довольно трудно, потому что у детей есть дополнительные занятия и надо постоянно куда-то ездить: музыкальная школа, художественная, спорт… Все в разных местах. Самый трудный период – начало сентября, когда складывается расписание, и я всегда стараюсь, чтобы занятия были в одном месте и, по возможности, одновременно.

Бывают трудные дни, когда носишься как белка в колесе туда-сюда, а бывает полегче, когда старшие едут куда-то сами, а младшие остаются дома. Параллельно с развозом часто работаю – беру с собой ноутбук и, пока жду детей с занятий, пишу.

Вечером – ужин. Это уже часть ритуала, который мы стараемся совершать вместе каждый вечер. Как и чтение перед сном, и вечернее правило. Сейчас я преподаю в Московской школе кино, и у меня бывают иногда дни, когда вечером я прихожу очень поздно – младшие уже спят. Но тогда они совершают весь ритуал без меня – старшие помогают младшим. А я уже по телефону желаю им спокойной ночи.

Когда я дома, после всех дел, чтения книг и молитв, укладываю всех спать, и часам к 11 они все гарантированно спят.

Раньше я садилась и работала часов до 4-5 утра. Но утром-то опять надо вставать… Это очень изнурительный режим. Прожив в нем несколько лет, я поняла, что так нельзя. Теперь стараюсь работать днем, а ночью спать.

– Детям с уроками помогаете?

– Уроки дети делают сами. Это существенно. Сейчас многие мамаши кричат: мы сидим до 12 ночи! Я всё делаю с ним! Я тоже сидела первое время. Но потом поняла, что это совершенно неправильно. Надо с первого же класса приучать детей делать всё самостоятельно.

Во-первых, им полезно понимать свою ответственность. Во-вторых, ребенок, как правило, не захочет выглядеть в классе неудачником и двоечником – это гораздо более весомый стимул для учебы, чем уговоры или, еще хуже, угрозы родителей. В-третьих, дети четко понимают: чем быстрее они сделают свои дела, тем быстрее наступит отдых – гуляние, чтение, кино…

Конечно, когда им что-то непонятно и они просят им помочь, я это сразу делаю. Но не думаю, что надо приуменьшать детские способности – они справляются сами. Часто быстрее и лучше, чем при нашей помощи. И им очень полезно это ощутить – почувствовать силу, что они могут сами.

– Успеваете выделить время просто на общение с детьми?

– Во время между школой и вечером мы как-то успеваем погулять, походить и поговорить.

Я думаю, каждому ребенку каждый день обязательно нужно уделить время, иначе они отдаляются, могут почувствовать себя брошенными. Обязательно с каждым надо поговорить, узнать, что у него происходит, о чем он думает. Надо сохранять близость и доверие, взаимный интерес, чтобы дети сами всё рассказывали про себя, советовались. Должна быть горячая связь, когда ощущаешь друг друга даже на расстоянии. Эту связь надо постараться всегда чувствовать.

У нас нет специального графика – вот сейчас я говорю с этим ребенком, а потом с этим. Просто постоянный контакт – говорить, трогать, обнимать, целовать, спрашивать, как дела. Малышам бывает важно прибежать ко мне в постель и полежать со мной три минуты, обнявшись. Со старшими – обнять друг друга, просто посмотреть в глаза, спросить что-то, поговорить.

Наш дом всегда открыт для друзей детей, у нас всё время кто-то ночует, устраиваются подростковые праздники.

Дети рисуют, клеят стенгазеты, придумывают квесты, всякие игры. На дни рождения обязательно устраивают представления. Это очень здорово. Иногда, да, бывает шумно, много народу. Зато весело.

Работе это не мешает. Дети знают, что если у меня дедлайн, например, мне надо сдавать сценарий, я закрываю дверь, и они какое-то время меня не трогают.

Но главное – мы все понимаем, что дом – это наша нора, куда мы все приползаем уставшие или даже больные, куда приносим и печали, и радости, где напитываемся силами, где спокойно и всегда безопасно.

Про образование и биороботов

– Бывает, что руки опускаются – от того, что устали, ничего не успеваете?

– Случалось раньше, когда было меньше детей. Думаю, это связано с внутренней незрелостью и эгоизмом. Кажется, что я не смогу, я не потяну всё это. Господь дает, значит потянешь. Тут главное самому дурака не валять и не взваливать на себя ненужные обязанности. Современные люди очень самолюбивые, почти каждый думает: «Вот я сейчас как нагружусь, как всё смогу!..»

А не надо всё мочь. Надо спокойно, тихо идти по жизни день за днем и понимать, что действительно тебе надо делать. И делать это.

Я думаю, что мы все немного живем в иллюзиях. У нас есть представления о том, как должно быть и как хорошо. И мы стараемся к этому идеалу приблизиться. А он, как правило, дурацкий, часто навязанный нашей современной, очень внешней, понтовой культурой.

У меня, например, со временем изменилось отношение к образованию детей, ушло стремление обучать их всему, что только есть по полной программе.

Да, интеллект, начитанность – это очень хорошо. Надо читать книги и смотреть хорошие фильмы, слушать хорошую музыку. Но надо ведь и гулять, и спать, и просто смотреть в тишине вдаль…

Сегодня дети ужасно перегружены! Они выполняют даже в средней школе какой-то немыслимый объем работы, но при этом не успевают ни о чем задуматься, рассмотреть, погрузиться вглубь. Когда ребенок скачет с предмета на предмет, учит 25 языков сразу, одновременно рисует, поет, танцует, фотографирует, еще спортом занимается и еще 25 проектов делает, он превращается в биоробота, который единственное, что может – это точно выполнить инструкцию.

Но это не нужно. Лучше меньше, но глубже.

В итоге я стала стараться детей не нагружать. Я научилась на какие-то вещи просто не обращать внимание. Ведь это наше тщеславие – чтобы дети во всех проектах поучаствовали, везде получили «пятерки». Мы как-то научились понимать, что есть вещи, которые жизненно важны, и есть вещи, которые не надо делать.

При этом – если уж взялся, надо довести до конца.

Раньше я очень переживала, когда дети заболевали. Но это тоже с опытом успокаивается, уже понимаешь, когда нужно реагировать, а когда не стоит обращать внимания – всё пройдет само. И дети ведь должны переболеть определенным количеством болезней, чтобы у них установился иммунитет.

С опытом ты начинаешь вообще по-другому относиться к очень многим вещам. Понимаешь, что мир невероятно справедлив и всё так устроено, что тебе постоянно даются знаки, как жить.

Вообще правила жизни – очень просты. Как только ты начинаешь от них отходить куда-то в сторону, тебе сразу дают по голове.

И начинаются болезни, какие-то испытания. Всё, что с нами происходит, это всё неслучайно. Не надо на этом зацикливаться, превращаясь в сектантов, которые анализируют каждую занозу в пальце, но надо периодически спокойно, внимательно и осознанно вглядываться в себя и свою жизнь, и отдавать себе отчет в том, что ты делаешь и зачем, и какие могут быть последствия.

– Как вы следите за тем, чтобы с утра дети пошли в школу в чистой одежде, ничего не забыли? И вообще, чтобы в доме было чисто?

– Это всё вначале кажется трудным, когда один-два ребенка. А когда их много, всё происходит на автомате. Да и дети уже начинают сами следить и за собой, и за порядком. Раньше надо было искать в их одежде, где грязное, где чистое, а сейчас уже они сами это делают. После стирки раскладывают по местам.

К порядку приучаешь постепенно. Когда ребенок маленький, он знает, что вот на этом стуле его одежда. Утром он проснется и там ее найдет. А в какой-то момент перестаешь помогать ее искать. Очень важно однажды сказать: «А теперь давай сам». Можно потом незаметно проверить. Но ребенок должен понимать, что он сам отвечает. Это лучше дисциплинирует, чем постоянный контроль и «давай я за тебя сделаю».

Очень важен режим: есть, спать, пить в одно и то же время. И надо обязательно научить детей не зависать, надо всё стараться делать быстро и весело, бодро – взял и сделал, и дальше пошел. Мы, например, иногда заранее прикидываем, сколько времени у нас уйдет на какую-то работу. Я, допустим, дописываю работу, дети – доделывают уроки или домывают посуду, после чего мы вместе делаем что-то очень приятное, например, идем гулять или что-то еще.

Перед Рождеством мы делаем генеральную уборку, с вытаскиванием всех вещей и выбрасыванием хлама. То же самое перед Пасхой. Обязательно в конце учебного года, в конце каждой четверти и перед началом учебного года у нас идет полная ревизия всех книг, тетрадей и учебников.

При смене сезона мы переворачиваем одежду, смотрим, из чего дети выросли. У нас еще так получилось, что за последние три года случилось два переезда!.. Теперь дети очень помогают, а раньше я это делала одна или с няней. Вспоминаю об этом с ужасом – мне проще пять обедов приготовить, чем перебрать детский шкаф.

Но сейчас уже всё получается само собой, тем более дети стали участвовать.

И, конечно, нам очень помогает наша няня Валя! Взрослая здравая женщина рядом – это бесценно! К тому же она – учитель химии и дети ее обожают. Думаю, мне повезло встретить такого легкого и ответственного человека. Валя для нас – как член семьи.

Большая семья – это счастье! Понятно, всё непросто и под каждой крышей свои скелеты в шкафу. Но те же скелеты есть и у одиноких людей. И им в их одиночестве гораздо тяжелее. Если это не монашество, я не знаю, как вообще возможно жить одному. Это какая-то тоскливая, неполная жизнь.

Финансы – опыт бедности и богатства

– Расскажите, как распределяете деньги, чтобы хватило на всё?

– У нас в жизни были разные периоды. Была и настоящая нищета, когда буквально есть нечего было. А были периоды полного достатка и даже богатства.

Такой разный опыт, думаю, полезен детям. Они должны понимать, что значат слова «сейчас денег нет».

Как только я получаю деньги, трачу часть на самое необходимое – плачу за квартиру, за образование, откладываю на еду, что-то уходит на медицину, огромные суммы мы тратим на книги и рисовальные принадлежности… В обязательные траты входят и подарки на дни рождения. Если что-то остается, значит, мы можем себе позволить пойти в кафе или в кино, купить что-то не необходимое.

Я думаю, посты учат детей еще и этому – сознанию, что бывает по-разному, иногда надо потерпеть, а иногда можно и порадоваться, позволить себе праздник.

Два года назад у нас был случай, который меня очень вдохновил. Девочки захотели большой, хороший компьютер, потому что увлеклись рисованием и съемкой мультфильмов, они вообще хорошо рисуют и, думаю, пойдут профессионально в этом направлении. Необходимый компьютер оказался очень дорогим, и я сказала: «Девочки, извините, денег нет».

Через некоторое время выяснилось, что девицы плетут бусы, браслеты, делают другие красивые украшения и относят в сувенирный магазин, который находится недалеко от дома. В результате за год они заработали на этот компьютер! Сами!

 

– Есть у вас какие-то теории воспитания?

– Да какие уж тут теории? Одна практика. Я часто думаю – что вообще родители могут детям дать? Всё зыбко и непрочно – деньги, связи, собственность… Только одно остается – любовь, принятие. Родители для ребенка – это единственные люди в мире, которые его могут принимать целиком, в полноте.

Бывает, я детей наказываю, ругаю, спорю с ними… Но они понимают, что я всё равно всегда их люблю и принимаю. И это – главное, мне кажется. Потому что семья – это банда. Главное, что мы, родители, можем им дать – это чувство защищенности, уверенность, что от нас никогда не будет агрессии, не будет вранья, предательства. В мире и так этого очень много.

Но я уверена, человек может легко с этим справиться, если у него есть внутренние опоры. А внутренние опоры появляются в человеке, когда у него хорошие отношения с родителями. Если отношения с родителями плохие, дети вырастают недолюбленными, неуверенными в себе, завистливыми, ревнивыми. Некоторые потом это осознают и это в себе изживают. А многие – нет. Так и живут, страдая и сея страдание вокруг себя.

Еще очень важно, я думаю, отношение родителей друг к другу. Когда отец и мать живут в мире, когда могут показать детям пример любви, раскаяния, прощения – они закладывают мощнейший фундамент в их психику. Всё это – ориентиры, реперные точки, на которые дети смогут опираться потом всю жизнь.

Например, когда мы читаем перед сном книжки вслух, – я уверена, что, став взрослыми, они будут вспоминать это и это будет их очень поддерживать.

– В какие минуты чувствуете, что всё не зря, что не напрасно вкладываете в воспитание детей силы, время и так далее?

– Это происходит постоянно. И в больших делах, и в мелочах. Например, был чей-то день рождения, а я не могла никак взяться за его организацию – обычно я всегда что-то придумывала, какие-то устраивала викторины, конкурсы… И старшие поняли, что я не успеваю, зашиваюсь. И сами всё придумали и организовали. Это было каким-то чудом!

Другой раз я прилетела из командировки. Самолет опоздал, я приехала домой поздно, уставшая. А вся квартира была в рисунках, указателях, табличках «Здесь ждут маму!», цветах, на столе стоял торт, на котором было написано: «Мама, мы скучали!»… Это, наверное, и есть счастье.

Секреты быта, успевания и воспитания

1. Когда дети маленькие и их нужно собирать на улицу – чтобы они не потели, всё одевается слоями. Сначала – все штаны, потом – ботинки, в последний момент все свитера и куртки. И это надо уже делать с открытыми окнами и дверями. Иначе вместе собраться зимой трудно. Шапки, шарфы и варежки – это уже в лифте и на улице.

2. Спать дети ложатся одновременно. Это очень важно, потому что если укладываешь маленьких, а старшие в этот момент кричат и бегают, то невозможно младших усыпить. Мы гасим большой свет, читаем молитвы, потом все ложатся и начинается чтение книг. Иногда – по очереди, каждому свое, иногда – всем что-то общее. От чтения вслух все, даже самые возбужденные, успокаиваются. Потом я иногда им пою всякие колыбельные – у каждого есть своя, но теперь всё реже – взрослеют…

3. Приготовление еды. Обед варится на два дня. Обязательно надо есть суп, пить компот или сок. Дети с удовольствием принимают участие. Например, котлеты у меня всегда готовят двое младших мальчиков. Это их почетная обязанность, которую они никому не уступят. Кстати, те же котлеты можно накрутить, слепить заранее и заморозить.

4. Думаю, если не давать детям фаст-фуд, они его и не полюбят. На завтрак, например, у нас обязательно каши. Соки – только домашние, причем с минимальным количеством сахара. Изредка мы покупаем сосиски, но дети едят их без удовольствия, всегда предпочитая кусок мяса колбасе. Всякие соусы, майонезы, кетчупы – ко всему этому дети не приучены и это не любят.

5. Хорошее время – пост. При том, что у нас морозильник обычно заранее забит мороженой рыбой и дети не чувствуют совершенно никакого ущерба из-за отсутствия мяса, формируется всё же несколько иное отношение к еде. И вообще ко всему материальному. Когда дети привычны к посту, они никогда не будут капризничать и канючить, что хотят что-то любой ценой получить: неважно – из еды или какую-то игрушку. Вырабатывается более спокойное и здоровое отношение к реальности, умение радоваться тому, что есть.

6. Когда дети не просто ссорятся, но и дерутся, что, к счастью, бывает у нас исключительно редко, наказываю всех участников. Да, обычно важно разобраться, кто прав, кто виноват, но, как правило, если дошло до драки, виноваты все.

7. Отдых мы планируем за год, иначе потом будет гораздо сложнее.

8. Перепоручение дел старшим детям. Например, я перепоручаю старшим смотреть, сделали ли уроки младшие, готовы ли они к школе. То же с тренировками. Старшая, Маруся, ей 15 лет, занимается фехтованием. И младшие мальчики занимаются фехтованием. Маруся следит за ними: когда они приходят, носят ли форму, предупредили ли тренера, если заболели, и так далее.

Важный момент – делегирование обязанностей. Если вовремя начать это делать, однажды обнаружится, что дети делают всё сами. Это удивительное и радостное чувство!

9. Одежда. Нам много отдают, и мы тоже постоянно что-то кому-то отдаем. Некоторые вещи циркулируют в нашей многодетной компании и иногда возвращаются. Это бывает смешно – одну красную куртку успело поносить 11 младенцев! А она всё как новая! Так вот, не стоит накупать много одежды для маленьких детей – они быстро растут и не замечают особенно, во что одеты. Главное, чтобы всё было удобное и чистое. А вот когда дети становятся постарше – тут уж приходится их наряжать. Особенно девочек. Это прекрасный повод дать им возможность самостоятельно следить за свои гардеробом – все хотят быть красивыми и опрятными.

10. Воспитание. Я стараюсь не вести долгих нравоучительных бесед. Кроме тоски, они не вызывают ничего. Можно целую жизнь пропустить мимо, выясняя отношения. Если что-то произошло не так, я реагирую быстро и бодро – наказываю или хвалю. И едем дальше!

http://www.pravmir.ru/pisatel-asya-guseva/

 
 
 
Сегодня 22 ноября (9 ноября) пятница
Божия Матерь Скоропослушница

Седмица 22-я по Пятидесятнице. День постный.

Мчч. Онисифора (Житие, икона) и Порфирия (Житие, икона). Прп. Матроны (Житие). Прп. Феоктисты (Житие). Мч. Александра (Житие) Солунского. Мч. Антония (Житие). Прп. Иоанна (Житие, икона) Колова. Прпп. Евстолии (Житие) и Сосипатры (Житие). Прп. Онисифора (Житие) Печерского. Свт. Нектария (икона) Эгинского, митр. Пентапольского, чудотворца. Сщмчч. Парфения, еп. Ананьевского, Константина, Димитрия, Нестора, Феодора, Константина, Виктора, Илии, Павла пресвитеров, Иосифа диакона и прмч. Алексия. Иконы Божией Матери, именуемой "Скоропослушница" (Икона, икона).

8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечерня с акафистом Божией Матери.
Завтра 23 ноября (10 ноября) суббота
Сщмчч. Августина(Беляева), архиеп.Калужского и иже с ним(1937). Апп. от 70-ти Ераста, Олимпа, Куарта (Кварта), Сосипатра, Родиона и Тертия (I). Мч. Ореста врача (304).
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Панихида.
16.30   Молебен о беременных.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(2 Фес. 3, 6-18; Лк. 13, 31-35). "Се оставляется дом ваш пуст", сказал Господь об Иерусалиме. Значит, есть мера долготерпению Божию. Милосердие Божие вечно бы готово терпеть, ожидая добра; но что делать, когда мы доходим до такого расстройства, что не к чему и рук приложить? Потому и бросают нас. Так будет и в вечности. Все говорят: милосердие Божие не попустит вечного отвержения. Да оно и не хочет того; но что делать с теми, которые преисполнены зла, а исправиться не хотят? Они сами себя ставят за пределами милости Божией и оставляются там потому, что не хотят выйти оттуда. Спириты придумали множество рождений, как средство к перечищению грешников. Но осквернившийся грехами в одно рождение может таким же явиться и в десяти других, а затем и без конца. Как есть прогресс в добре, так есть прогресс и в зле. Мы видим на земле ожесточенных во зле; такими же могут они остаться и вне земли, а потом и навсегда. Когда придет всему конец, а ему придти неизбежно, куда девать этих ожесточившихся во зле? Уж, конечно, куда-нибудь вне области светлой, определенной для потрудившихся над собою в очищении своих нечистот. Вот и ад! Не исправившиеся при лучших обстоятельствах исправятся ли при худших? А если же нет, то вот и вечный ад! Не Бог виновник ада и вечных в нем мучений, а сами грешники. Не будь нераскаянных грешников, и ада не будет. Господь очень желает, чтоб не было грешников, затем и на землю приходил. Если Он желает безгрешности, то, значит, желает и того, чтоб никто не попал в вечные муки. Все дело за нами. Давайте же сговоримся и уничтожим ад безгрешностью. Господь будет рад тому; Он и открыл об аде для того, чтоб всякий поостерегся попасть туда.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года