О лести

Священник Максим Стыров

– Действительно, лесть весьма губительна, причём как для говорящих, так и для слушающих. По словарю Владимира Даля, лесть это «проискливая хвала; притворное одобрение; похвала с корыстною целью; лукавая угодливость; ласкательство; униженное потворство». То есть это некая ложь, сообщаемая человеку с определённой корыстной или разрушительной целью, вводящая его в искажённое, завышенное представление о себе самом, называемое прелестью.

Вред лести очевиден, он огромен. Для слушающего – это потеря правильного самовоззрения, невидение своих слабостей и услаждение раздутыми достоинствами, утрата тяги к духовному совершенствованию. Не зря в народе говорят: «Хвалить – с ног валить». А Господь грозно предупреждает: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! Ибо так поступали с лжепророками отцы их» (Лк. 6, 26). У самого льстеца формируется привычка ко лжи, краснобайству, лицемерию, приспособленчеству, корыстолюбию.

Как и любой грех, лесть прикрывается благовидными намерениями, поэтому, по словам святителя Василия Великого, является скрытым злодеянием против ближнего, совершаемым под личиной добра. Грех – это паразит. Он паразитирует на добродетели, и поэтому нужно отыскать эту исходную добродетель и прочувствовать тонкие грани или критерии, отличающие одно от другого.

По-видимому, исходным «материалом» для лести является здоровая похвала, то есть справедливая позитивная оценка человека. Подобные похвалы можно встретить в Евангелии из уст Спасителя по отношению к апостолу Нафанаилу (Ин. 1, 47), к апостолу Петру (Мф. 16, 17-18), а также в некоторых апостольских посланиях (3 Ин. 1, 2-5; 1 Кор. 1, 5-7; Кол. 1, 4-8).

Кроме того, известен эффективный педагогический приём, когда человека (особенно ребёнка) хвалят как бы несколько выше его действительных заслуг, чтобы воодушевить, дать ему стимул для совершенствования, выразить ожидания окружающих по отношению к нему. Подобным образом, например, поступил апостол Павел, называя афинян «как бы особенно набожными» (Деян. 17, 22).

Ну а что же извращает добрую похвалу и превращает её в лесть?
Во-первых, это человекоугодничество, то есть желание получить в ответ какие-нибудь выгоды, войти в доверие, отвлечь внимание от собственных недостатков. И таким человекоугодием, как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), уничтожается не только любовь к Богу, но и само памятование о Боге. Во-вторых, это гордыня, проявляющаяся здесь в желании непременно выразить своё мнение и тем самым привлечь внимание к себе, показать свою значимость как опытного судьи. Поэтому, например, вместо претендующих на высокую компетентность слов «ваш доклад хорош» лучше было бы сказать: «Ваше выступление было полезно для меня». В-третьих, это забвение о присущей всему видимому и невидимому миру иерархии, соподчинённости (вспомним пятую заповедь Моисея!), ведь, как правило, старшие (по возрасту, по опыту, по сану) должны хвалить младших, но не наоборот.

Как бороться с этим злом? Наверно, твёрдо и честно отдавать себе отчёт о намерениях, с которыми произносишь высокие слова в адрес другого человека: действительно ли хочешь его поддержать в движении по верному пути, не ожидая ответной мзды для себя? Не рискуешь ли прельстить его и погасить в нём искру внутреннего роста? Старших не восхвалять, а
по-сыновнему благодарить. И вообще стараться реже брать на себя роль «оценщика» не только недостатков, но и достоинств других людей, если не надлежит делать этого по семейному положению или по должности.

А уж если слышишь в свой адрес льстивые речи… Иногда можно просто их пресечь или отшутиться, избегая, однако, словес, что я-де такой великий (великий!) грешник, просто не знаете… Святой Иоанн Кронштадский пишет: «Льстецы – большие враги наши: они ослепляют нам глаза, не дают нам видеть своих великих недостатков и потому загораживают нам путь к совершенству, особенно если мы самолюбивы и недальновидны. Поэтому надо всегда останавливать льстецов или уклоняться от них. Горе тому, кто окружён льстецами; благо – кто окружён простецами, не скрывающими правду, хотя и неприятную» («Моя жизнь во Христе», слово 634).

Ещё лучше – выполнять наставление преподобного Ефрема Сирина: «Если не обольщаешься, когда тебе льстят, то не поскорбишь, когда злословят». Следует молча пропустить лесть мимо сердца, тихо вспомнить свои недостатки и вздохнуть: «Помилуй, Господи, и вразуми меня и собеседника моего». Можно при этом вспомнить ещё притчу о талантах и евангельскую истину «от всякого, кому дано много, много и потребуется» (Лк. 12, 48) и сказать себе, что, может, действительно, и сделал я нечто доброе, так ведь и дано мне было в жизни куда больше, чем иным, и любви, и возможностей, и образования, и много ещё чего. Другой бы со всем этим давно бы уже сделался святым.

А ещё хороший совет давал митрополит Антоний Сурожский: «Когда тебя хвалят, ты делай две вещи. Первое: запомни, за что тебя хвалят, и старайся стать таковым. А во-вторых, никогда не старайся людей разубедить, потому что чем больше будешь разубеждать, тем больше люди будут видеть в тебе смирение, которого в тебе вовсе нет».

И последнее. Все внешне красивые плоды наших дел оказываются гнилыми изнутри, если добро делалось не ради самого добра и во имя Бога, а ради человеческого одобрения. «Видел я, – говорит святой Иоанн Лествичник («Лествица», слово 2), – весьма многие и различные растения добродетелей, насаждаемые мирскими людьми и как бы от подземного стока нечистот напояемые тщеславием, окапываемые самохвальством и удобряемые навозом похвал. Но они скоро засохли, когда были пересажены на землю пустую».

http://vera-eskom.ru/2016/03/o-lesti/

 
 
 
Сегодня 22 ноября (9 ноября) пятница
Божия Матерь Скоропослушница

Седмица 22-я по Пятидесятнице. День постный.

Мчч. Онисифора (Житие, икона) и Порфирия (Житие, икона). Прп. Матроны (Житие). Прп. Феоктисты (Житие). Мч. Александра (Житие) Солунского. Мч. Антония (Житие). Прп. Иоанна (Житие, икона) Колова. Прпп. Евстолии (Житие) и Сосипатры (Житие). Прп. Онисифора (Житие) Печерского. Свт. Нектария (икона) Эгинского, митр. Пентапольского, чудотворца. Сщмчч. Парфения, еп. Ананьевского, Константина, Димитрия, Нестора, Феодора, Константина, Виктора, Илии, Павла пресвитеров, Иосифа диакона и прмч. Алексия. Иконы Божией Матери, именуемой "Скоропослушница" (Икона, икона).

8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечерня с акафистом Божией Матери.
Завтра 23 ноября (10 ноября) суббота
Сщмчч. Августина(Беляева), архиеп.Калужского и иже с ним(1937). Апп. от 70-ти Ераста, Олимпа, Куарта (Кварта), Сосипатра, Родиона и Тертия (I). Мч. Ореста врача (304).
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Панихида.
16.30   Молебен о беременных.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(2 Фес. 3, 6-18; Лк. 13, 31-35). "Се оставляется дом ваш пуст", сказал Господь об Иерусалиме. Значит, есть мера долготерпению Божию. Милосердие Божие вечно бы готово терпеть, ожидая добра; но что делать, когда мы доходим до такого расстройства, что не к чему и рук приложить? Потому и бросают нас. Так будет и в вечности. Все говорят: милосердие Божие не попустит вечного отвержения. Да оно и не хочет того; но что делать с теми, которые преисполнены зла, а исправиться не хотят? Они сами себя ставят за пределами милости Божией и оставляются там потому, что не хотят выйти оттуда. Спириты придумали множество рождений, как средство к перечищению грешников. Но осквернившийся грехами в одно рождение может таким же явиться и в десяти других, а затем и без конца. Как есть прогресс в добре, так есть прогресс и в зле. Мы видим на земле ожесточенных во зле; такими же могут они остаться и вне земли, а потом и навсегда. Когда придет всему конец, а ему придти неизбежно, куда девать этих ожесточившихся во зле? Уж, конечно, куда-нибудь вне области светлой, определенной для потрудившихся над собою в очищении своих нечистот. Вот и ад! Не исправившиеся при лучших обстоятельствах исправятся ли при худших? А если же нет, то вот и вечный ад! Не Бог виновник ада и вечных в нем мучений, а сами грешники. Не будь нераскаянных грешников, и ада не будет. Господь очень желает, чтоб не было грешников, затем и на землю приходил. Если Он желает безгрешности, то, значит, желает и того, чтоб никто не попал в вечные муки. Все дело за нами. Давайте же сговоримся и уничтожим ад безгрешностью. Господь будет рад тому; Он и открыл об аде для того, чтоб всякий поостерегся попасть туда.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года