Люди не постятся, потому что не знают смысла поста

Архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт)

– Пост – это время, наполненное особым торжеством, особым содержанием и особым смыслом. Это воздержание и ограничение себя. Но у многих сегодня воздержание ассоциируется с чем-то негативным, печальным, вызывает уныние. Владыка, как проводить пост так, чтобы он воспринимался как время не печали, но радости?

– Во-первых, я бы немного поправил ваши слова: пост нельзя называть ограничением. Наоборот, это освобождение. Освобождение от той ненужной тяжести, ненужного груза, которые есть у каждого. Освобождение от тяжести телесной, конечно же, но и духовной тоже – мы освобождаемся от груза наших грехов. Пост – это самое благоприятное время для нашего спасения, это то время, когда мы обращаем особое внимание на духовную сторону нашей жизни.

А когда мы освобождаемся от телесной тяжести, дух человека освобождается для именно духовного делания. К сожалению, не каждый мирянин сможет побывать на всех великопостных службах, но даже на тех некоторых, которые он сможет посетить, он, слыша слова богослужения, вслушиваясь в них, переживая их, невероятно обогащается. И даже если кому-то не всё понятно, как ему кажется, но и то, что он воспринял, все равно духовно значимо в огромной степени.

Святые отцы оставили нам огромное духовное богатство – эти прекрасные богослужения Великого поста. Они настолько насыщены богословским смыслом! Они подводят нас к смерти – к смерти крестной, которую пережил наш Спаситель ради нас, и к двум родам, можно так выразиться, смерти, которую переживаем мы.

Во-первых, мы имеем возможность очиститься от греховных наслоений нашей совести, чтобы в любой момент быть готовыми перейти в руки Божии, в иной мир. Но это и смерть, которую мы желаем нашим грехам, это отмирание человека от всего греховного и приобщение ко всему светлому, божественному, небесному. Если так воспринимать это время поста, то это время большой радости, радости, которую мы каждый день можем сознательно переживать. Переживать наступление нового дня – нового времени для покаяния, которое нам дается. Но также переживать и предвкушение всеобщего воскресения. Неслучайно всеобщее воскресение празднуется до Воскресения Христова. Хотя оно и обусловлено именно воскрешением Спасителя и тут есть причинная связь, но все же мы переживаем это за неделю до Воскресения Христова – это воскрешение Лазаря, которое нам напоминает о нашем всеобщем воскресении. Так что если мы будем правильно вникать в содержание постных богослужений и в смысл поста, тогда он будет для нас огромной радостью и освобождением.

– Владыка, опросы показывают, что постится не так уж и много людей. В России, как и в прежние годы, в нынешний Великий пост более-менее строго поститься будут около 3% россиян, считающих себя православными. Добродетель воздержания не пользуется особой популярностью. Почему так?

– Так происходит, прежде всего, от незнания поста. И непонимания – и его смысла, и его формы. Смысл действительно остается скрытым для тех людей, которые не посещают великопостных богослужений, не вникают в их суть, в их содержание. И тогда весь пост в лучшем случае превращается в какую-то форму гимнастики. Это что касается духовной стороны поста. А если говорить о телесной стороне, то люди не постятся, потому что не понимают, что в пост они освобождаются от своего телесного груза, от того, что им совершенно не нужно, и учатся господствовать над материей. Вспомним: при сотворении мира Бог поставил человека быть господином, то есть господствовать, властвовать, над своей природой. А мы видим, как многие и премногие люди в наше время становятся рабами материи – рабами, прежде всего, своих страстей. Это те, которые не могут будто бы освободиться от курения, от того, чтобы не есть много, и проч. и проч. Очень много таких моментов в нашей жизни, когда нам кажется, что мы вот это и вот это не осилим… Я по исповедям знаю, как многие борются с какой-то страстью, но им все кажется, что победить ее невозможно.

На самом деле человек, когда он вникает в суть поста, когда он его практикует, становится настолько радостным, что уже не может без этого. Это предрассудки – считать, что люди не могут без такой еды, без сякой еды. Когда я был на Афоне, мой духовный руководитель каждый пост постился ровно 40 дней – и он жил до глубокой старости. Причем строго постился: не ел вообще. Только пил очень жиденький чай – и всё. И я знаю других людей, которые это тоже практикуют. Ну, может быть, не 40 дней, но достаточно долгое время.

Помню, как одна из прихожанок, которую я убедил поститься, в конце поста благодарила меня, говорила: «Я так рада, так довольна!» Так что человек, когда он понимает, что и зачем он делает, многое может.

Точно так же дело обстоит и с молитвой. Когда человек не молится или молится минут пять, он не может оценить силу молитвы, он не может оценить ту радость, которая вырастает из нее. И поэтому он так и будет телепаться, – быть может, всю свою жизнь, если у него не будет толчка, который приведет его к тому, чтобы хотя бы раз попробовать помолиться по-настоящему. Тут много таких аспектов, которые требуют, прежде всего, открытого сердца.

Расскажу случай, очень меня впечатливший. В нашем приходе было несколько греческих семей, которые ходили в нашу церковь только потому, что мы живем по православному календарю, а не по римско-католическому. Они ничего не понимали, кроме «Аллилуйя» и «Ис полла эти, деспота», но ходили, потому что знали, что у нас всё правильно. И вот в пятницу первой седмицы поста гречанка, трудившаяся, как я знал, на фабрике, на очень тяжелой физической работе, мне говорит (это не часть исповеди, просто была беседа): «Владыка, я в среду выпила воды». Я подумал, что чего-то не понял, – я греческим не так уж хорошо владею – и переспросил: «Что вы сказали?» Она повторяет: «Я в среду выпила воды». Я в недоумении спрашиваю: «Вы хотите сказать, что вы всю неделю не только не ели, но и не пили?» – «Ну, конечно!» Вот такой ответ: «Ну, конечно!» Женщина, которая трудится на тяжелой работе. Я тогда понял, что человек может очень многое, если он только хочет.

Мы лет 20 назад ввели Великим постом раз в неделю службу Преждеосвященных Даров, вечернюю, но наш Синод определил, что кто хочет причаститься, тот должен поститься с предыдущей полуночи до вечера. Я это объявил всем и ожидал, что никто не придет. Люди пришли! Люди, которые, как я знаю, работают в канцелярии какой-то, где все курят и прочее. Они воздерживаются весь день, вечером приходят на исповедь, причащаются. Это такая радость! И это только опыт может дать. Понимаете?! Конечно, тот, кто такое не переживал, этого и не поймет.

Так что, я думаю, тут беда именно в том, что многие не готовы сделать шаг. Прыгнуть через реку. Вот как святая Мария Египетская прыгнула через Иордан и из блудницы стала святой – так и многим из нас надо делать.

– А есть какие-то, может быть, аскетические упражнения, которые позволят человеку потихоньку, но все же преодолевать в себе нерешительность и развивать готовность «прыгнуть через реку»?

– Прежде всего, это молитва. Когда человек прилежно относится к молитве, тогда он и в телесном посте будет готов на подвиг. Когда он увидит, насколько ум и дух действительно делаются свободными, он это будет ценить.

Вот я вспоминал тех несчастных, что не могут бросить курить. Я говорил им: «Попробуйте хотя бы в постные дни – в понедельник, среду и пятницу – воздерживаться от курения. Это начало». И многие так вот смогли преодолеть в себе эту страсть. С едой надо так же.

У нас в монастыре многие из монашествующих придерживаются такого правила: в постные дни они вообще никакой пищи не принимают, разве что вечером у них маленькая трапеза, а так – целый день ничего не вкушают. И это, конечно, способствует тому, что человек может оценить свои силы, увидеть, что возможно для него, что невозможно.

– Владыка, вы сказали, что тот, кто правильно постится, испытывает радость. Есть еще такие слова – в стихире, которая поется в великопостные дни: «Постимся постом приятным…» И мы друг другу это желаем во время поста. Пожалуйста, напомните нам всем, что означают эти слова: «Поститесь постом приятным».

– Я особенно не задумывался над этим, но, полагаю, прежде всего, это значит вот что: мы будем воздерживаться от того, чтобы есть своего ближнего. В одной из стихир перед началом поста даже говорится, что это самая трудная, может быть, добродетель, которой человек может достичь. «Поститься постом приятным» значит и то, что мы в посте будем черпать духовную силу для духовного развития. Чтобы нам не стоять на месте, а чтобы каждый пост был бы ступенькой лестницы, ведущей ко Христу и к нашему со-воскресению.

– В молитве преподобного Ефрема Сирина такие слова: «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Почему именно об избавлении от таких грехов говорится в молитве? Ведь мы знаем, что это далеко не весь перечень пороков…

– Я думаю, что все остальные грехи так или иначе связаны с теми, которые тут перечисляются. Ведь присмотревшись к каждой отдельной «статье», так сказать, упоминаемой в молитве, мы увидим, что она тянет за собой целый ряд других грехов. Праздность очень быстро ведет человека к отказу от борьбы с грехом, очень быстро приводит его к осуждению ближнего… – одно за другим. Это самые, может быть, центры всего, что нам надо иметь в виду, когда вступаем в борьбу со своими грехами.

– Владыка, в заключение беседы хотел бы попросить вас дать советы нашим читателям и зрителям на эти великопостные дни.

– Прежде всего, желаю, чтобы все испытали пост для себя. Чтобы все христиане попробовали честно поститься. Есть, конечно, больные, которым дается облегчение поста – в той мере, в которой это оправданно и нужно, а не просто по фантазии или по собственному желанию. Это всегда надо обсуждать с духовником.

Чтобы каждый из нас отказался от чего-то, что ему особенно дорого. Это не обязательно должна быть еда; для кого-то – телевизор, для кого-то – какие-то игры и т.д. Я бы пожелал, чтобы каждый христианин взялся честно за сознательную борьбу. Потому что без борьбы нет, как говорят многие из отцов, победы. А мы хотим победы – а ее дешевым образом не получить. Поэтому нам надо трудиться.

Желаю, чтобы все обогащались духовно. А те, кто работает и не может посещать богослужения, хотя бы усугубили свое молитвенное правило, духовное чтение и таким образом приобретали бы что-то для души. Чтобы душа вышла обогащенной из поста. И тогда этот пост будет действительно достижением для каждого.

– Владыка, благодарю вас за то, что вы были гостем нашей редакции.

– Слава Богу. Спасибо вам за ваши труды.

беседовал Монах Рафаил (Попов)

http://www.pravoslavie.ru/92033.html

 
 
 
Сегодня 22 ноября (9 ноября) пятница
Божия Матерь Скоропослушница

Седмица 22-я по Пятидесятнице. День постный.

Мчч. Онисифора (Житие, икона) и Порфирия (Житие, икона). Прп. Матроны (Житие). Прп. Феоктисты (Житие). Мч. Александра (Житие) Солунского. Мч. Антония (Житие). Прп. Иоанна (Житие, икона) Колова. Прпп. Евстолии (Житие) и Сосипатры (Житие). Прп. Онисифора (Житие) Печерского. Свт. Нектария (икона) Эгинского, митр. Пентапольского, чудотворца. Сщмчч. Парфения, еп. Ананьевского, Константина, Димитрия, Нестора, Феодора, Константина, Виктора, Илии, Павла пресвитеров, Иосифа диакона и прмч. Алексия. Иконы Божией Матери, именуемой "Скоропослушница" (Икона, икона).

8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечерня с акафистом Божией Матери.
Завтра 23 ноября (10 ноября) суббота
Сщмчч. Августина(Беляева), архиеп.Калужского и иже с ним(1937). Апп. от 70-ти Ераста, Олимпа, Куарта (Кварта), Сосипатра, Родиона и Тертия (I). Мч. Ореста врача (304).
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Панихида.
16.30   Молебен о беременных.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(2 Фес. 3, 6-18; Лк. 13, 31-35). "Се оставляется дом ваш пуст", сказал Господь об Иерусалиме. Значит, есть мера долготерпению Божию. Милосердие Божие вечно бы готово терпеть, ожидая добра; но что делать, когда мы доходим до такого расстройства, что не к чему и рук приложить? Потому и бросают нас. Так будет и в вечности. Все говорят: милосердие Божие не попустит вечного отвержения. Да оно и не хочет того; но что делать с теми, которые преисполнены зла, а исправиться не хотят? Они сами себя ставят за пределами милости Божией и оставляются там потому, что не хотят выйти оттуда. Спириты придумали множество рождений, как средство к перечищению грешников. Но осквернившийся грехами в одно рождение может таким же явиться и в десяти других, а затем и без конца. Как есть прогресс в добре, так есть прогресс и в зле. Мы видим на земле ожесточенных во зле; такими же могут они остаться и вне земли, а потом и навсегда. Когда придет всему конец, а ему придти неизбежно, куда девать этих ожесточившихся во зле? Уж, конечно, куда-нибудь вне области светлой, определенной для потрудившихся над собою в очищении своих нечистот. Вот и ад! Не исправившиеся при лучших обстоятельствах исправятся ли при худших? А если же нет, то вот и вечный ад! Не Бог виновник ада и вечных в нем мучений, а сами грешники. Не будь нераскаянных грешников, и ада не будет. Господь очень желает, чтоб не было грешников, затем и на землю приходил. Если Он желает безгрешности, то, значит, желает и того, чтоб никто не попал в вечные муки. Все дело за нами. Давайте же сговоримся и уничтожим ад безгрешностью. Господь будет рад тому; Он и открыл об аде для того, чтоб всякий поостерегся попасть туда.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года