Кто оправдает ваш «праведный» гнев? Вы сами?

Архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий

– Владыка, после взрывов в Бельгии и Пакистане спровоцированная ими «взрывная волна» не утихает в СМИ до сего дня. В этом разговоре о терроризме есть две точки зрения: кто-то говорит, что причиной случившегося стали системные ошибки на государственном уровне или на уровне спецслужб и т.д. Другие утверждают, что первоисточник этой проблемы всегда находится на личном уровне. Каково ваше мнение на этот счет?

– Я думаю, это не тот вопрос, на который можно ответить однозначно, то есть «или-или». Есть определенная логика в высказываниях тех, кто утверждает, что происходящее сегодня является последствием колониального прошлого отдельных стран. И да, разумеется, правы те, кто указывает на очевидные недостатки европейской политики мультикультурализма, «подсаживание» на пособия, бесконтрольный прием беженцев.

– То есть вы предлагаете не принимать беженцев – людей, оказавшихся в беде?

– Я предлагаю отделять беженцев от тех, кто хочет ими казаться для различных целей: от сладкой жизни на европейских пособиях до, к сожалению, терроризма.

Я не считаю, что христианская любовь – это, извините, «слюнявая» любовь нежной дамочки, готовой упасть в обморок от эмоций, которая, в конечном итоге, при виде страданий вытирает слезки себе, а не страдающим.

– Что вы имеете в виду?

 Я имею в виду, что давать милостыню бедному – это не значит давать деньги. В большинстве случаев это значит просто от него откупиться. Милосердие идет дальше – это полноценная забота. Если тебе жалко человека, ты поможешь ему устроиться на работу, может, даже пинками заставишь его это сделать. То есть будешь возиться с ним, а не просто кинешь бумажку в его шапку, шагая мимо, и потом будешь долго думать о своем чувстве сопереживания.

– Но вы сказали, что вопрос о терроризме нельзя свести к социальным или государственным вопросам.

– Разумеется, нет. В каждом конкретном случае решение о нажатии кнопки на бомбе принимает конкретный человек. Это и есть личный уровень проблемы.

Да и вообще, вы знаете, я не политик и мне не хочется рассуждать о, как вы говорите, системных проблемах. Меня как пастыря больше волнует не отношение к террористам – с ними всё ясно. В частности меня волнует та быстрота, с которой человек из жертвы превращается в агрессора.

Я помню один очень интересный случай, который мне рассказал военный прокурор, просивший меня причастить его отца. Я тогда еще служил в Минске священником. Так вот, один солдат изнасиловал малолетнюю девочку с особой жестокостью. И когда в зале суда стали зачитывать его преступления, мать девочки закричала от ужаса. В этот момент раздался выстрел – обвиняемый упал замертво. Часовой, который тоже всё это слышал, не выдержал и выстрелил в этого негодяя.

Когда судили уже этого часового, посчитали, что это были эмоции, состояние аффекта и т.д. И его осудили как-то очень мягко. Но не прошло и года, как прокурор встретился с этим парнем, осужденным уже за второе убийство. Его он совершил совершенно осознанно. Казалось бы, он ищет правды и справедливости и готов любым путем уничтожать неправду и несправедливость, а с другой стороны, сам заболевает этим безумием и начинает творить зло еще большее, чем было.

Насилие порождает насилие.

– А как же праведный гнев?

– А кто ваш гнев оправдает? Вы сами? Слишком просто и слишком опасно.

История нам доказывает, что оправдать беззаконие ничего не стоит. Терроризм очень легко переделывается в героизм. Разве кто-нибудь в конце XIX – начале XX веков мог себе представить, что те, кого они считали убийцами, бомбистами, террористами, да они, кстати, и сами так себя называли, через некоторое время станут героями? Сомневаюсь. А реальность такова, что даже сегодня наши улицы носят имена именно террористов, палачей и кровавых гениев. Им стоят памятники. Я совершенно солидарен с Патриархом Кириллом в его намерении переименовать станцию метро «Войковская». Эти названия и памятники – не мертвые идолы. Они делают свою работу. О народе можно судить по его героям. Они формируют духовный мир человека, его идеалы.

– То есть в какой-то степени можно предполагать, что через 100 лет в Европе улицы будут носить имя Усамы бен Ладена?

– Это может произойти уже и завтра. А послезавтра кто-то другой его снесет и поставит памятник себе. На крови ничего не построишь.

Единственное, что может в этой ситуации помочь, это – покаяние. В этом отношении можно посмотреть на Германию. Они признали открыто фашизм преступлением против человечества и тем самым себя предостерегли от многих проблем, от повторения того, что было.

Мы, к сожалению, пока обходимся без покаяния за те преступления и кровь, которые были в нашей истории даже по отношению к своему собственному народу. Поэтому мы носим потенциал повторения этих преступлений.

Посмотрите на Христа. Господь явился к нам в виде маленького младенчика. Он не явился вседержителем-громовержцем, чтобы ошеломить человека и покорить его волю Своим величием насильно. Всё это бессмысленно. Насилие порождает насилие. Он явился Младенцем, который нуждается в любви. И Он же младенец, который источает только любовь.

– Это можно было бы попытаться объяснить европейцу, воспитанному в христианской культуре. Но как это объяснить, например, мусульманину? Может, проще ввести что-то вроде религиозного критерия при приеме беженцев, выдачи виз и вида на жительство?

– Каждый человек вправе исповедовать свою религию. Но он не вправе игнорировать, а тем более быть агрессивным в отношении религии того народа, к которому он приехал в гости. Он должен уважать эту страну, уважать ее веру.

– Некоторые мусульмане говорят, что они бы с радостью уважали христиан в Европе, только их там нет.

– Во-первых, это слишком поспешные выводы, а во-вторых, зачем ехать в страну, людей которой ты заведомо не уважаешь?

 

– Сейчас многие говорят, что терроризм не имеет национальности и религии. Вы согласны?

– Конечно.

– То есть можно быть православным террористом?

– Я уверен, вы сами понимаете, что это откровенная глупость. Если ты террорист, то ты не православный. Можно быть православным убийцей? Убийцей можно быть, но в таком случае ты не православный. Ведь мы своим грехом выводим себя из состава Церкви. Я думаю, то же самое можно сказать и о мусульманах и буддистах. Вряд ли хоть одна религия считает терроризм делом богоугодным.

Религия начинает «готовить» террористов, когда в ней становится слишком много идеологии и политики. Только в этот момент она уже перестает быть религией. Важно различать религию и религиозную идеологию. Люди, которые себя подрывают, умирают не за духовные идеалы, а за вполне земные: так или иначе ими движет желание создать царство, халифат, государство и т. д. здесь на земле. Эти цели лишь «припорошены» некими религиозными идеями. Вот причина – не должно быть идеологии, не должно быть политики в религии. Религия – это только связь человека с Богом, это помышление о небесном, а не о земном.

– Хотелось бы теперь перенаправить наш разговор на тему терактов против христиан в Пакистане. Как правило, такие новости сразу порождают дискуссию: святые они или нет…

– Не знаю. Обращайтесь к Спасителю непосредственно. Мне это не открыто.

– Но ведь в древней Церкви все мученики были святыми.

– Нельзя это понимать так автоматически. Болотов, например, пишет, что среди мучеников было много фанатиков, которые провоцировали римлян. Находились и те, которые шли в тюрьмы, чтобы попользоваться христианской благотворительностью, ведь мучеников очень почитали. Потом, кстати, дошло до того, что исповедники составили что-то вроде особой партии внутри Церкви, и относились к остальным с надменностью и писали к епископам в диктаторском тоне.

Это ведь тоже момент «идеологизации», а значит и искажение самой идеи мученичества.

Бывает и по-другому. Начинается в обществе патриотический подъем – все сразу настаивают на канонизации полководцев. Национализм процветает в стране – национальных героев в святые. Теперь раздаются голоса «давайте канонизируем мученика, погибшего от проклятых мусульман, проклятых арабов».

Бог знает Своих. А для нас важно, что Церковь гонимая – Церковь торжествующая. Когда Церковь загнивает, Господь посылает ей пробуждение через гонение. Мы знаем, как ожила наша Церковь в период XX века и как, наоборот, в период свободы к нам вернулись забытые, казалось бы, уже отмершие грехи.

Ну а то, что христиане находятся в гонении – это факт. И мы должны быть солидарны.

– А какого рода должна быть солидарность? Есть призывы к тому, что мы кричать должны на всех углах, что нас обижают и т.д. и т.п.

– Я не знаю. Я уже говорил, что я не политик. Христиане прежде всего молятся. Я знаю, что призыв к молитве у многих пастырей звучит как отговорка, а у прихожан уже набил оскомину. Но это величайшее оружие, которое мы игнорируем. Оно имеет реальную силу. В этой молитве мы и демонстрируем свою солидарность, то, что нам не безразлично происходящее.

А в каких формах это будет выражаться дальше – это вопрос дипломатов и политиков. Церковь тоже может в этом участвовать. Но наша солидарность должна быть прежде всего с теми и за тех, кто пострадал, а не против тех, кто причинил страдания.

http://www.pravmir.ru/kto-opravdaet-vash-pravednyiy-gnev-vyi-sami/

 
 
 
Сегодня 24 ноября (11 ноября) воскресенье
Вмч. Мина

Неделя 22-я по Пятидесятнице.

Вмч. Мины (Житие, икона). Мч. Виктора (Житие, икона) и мц. Стефаниды (Житие, икона). Мч. Викентия (Житие, икона). Прп. Феодора (житие, икона) Студита, исп. Блж. Максима (Житие, икона), Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Мч. Стефана (Житие, икона) Дечанского (Серб.). Прп. Мартирия (житие, икона) Зеленецкого. Сщмч. Евгения пресвитера.

6.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
9.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечерня с акафистом прп. Тихону Медынскому.
Завтра 25 ноября (12 ноября) понедельник
Свт. Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского (616). Прп. Нила постника (V).
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Еф. 4, 1-6; Лк. 10, 25-37). Вопрошавшему о том, как спастись, Господь с Своей стороны дал вопрос: "в законе что написано? как читаешь?". Этим Он показал, что за разрешением всех недоразумений надо обращаться к слову Божию. А чтоб и самих недоразумений не было, лучше всего всегда читать Божественное Писание со вниманием, рассуждением, сочувственно, с приложением к своей жизни и исполнением того, что касается мыслей - в мыслях, что касается чувств - в чувствах и расположениях, что касается дел - в делах. Внимающий слову Божию собирает светлые понятия о всем, что в нем, и что около и что выше его: выясняет свои обязательные отношения во всех случаях жизни, и святые правила, как драгоценные бисеры, нанизывает на нить совести, которая потом точно и определенно указывает, как когда поступить в угодность Господу, укрощает страсти, на которые чтение слова Божия действует всегда успокоительно. Какая бы ни волновала тебя страсть, начни читать слово Божие и страсть будет становиться все тише и тише, а наконец и совсем угомонится. Богатящийся ведением слова Божия имеет над собою столп облачный, руководивший израильтян в пустыне.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года