Где же ныне преображенное тело Господне?

Священник Константин Камышанов

Иисус Христос, основатель рода Такенучи

Друг привез из Японии открытку. На ней написано: «Японские девушки танцуют на могиле Христа», и фотография какой-то местности с танцующими девушками. Эти непонятные японцы из странной деревни не могли понять тайну Преображения и Вознесения и как дети, не вмещающие сложных вещей, решили «похоронить» Бога в землю.

2000 лет его могила почти никак не выделялась на местном кладбище. Ее выдавала только надпись на могильном камне «Иисус Христос, основатель рода Такенучи». Лишь в 1935 году могиле был придан должный вид: Киомаро Такенучи поставил на ней большой крест, а также сделал вокруг нее изгородь. Рядом с могилой появился небольшой музей, в котором хранится ухо распятого на кресте брата Иисуса – Исукури, а также прядь волос Девы Марии.

Кланы Такенучи и Савагучи Христа просто чтят как основателя своего рода. В самом Шинго (его население 2,8 тыс. человек) есть всего лишь две семьи христиан. В городке как минимум 200 лет существует традиция всем младенцам, когда их первый раз выносят на улицу, чертить растительным маслом крест на лбу. Кроме того, на детских люльках тоже рисуется крест.

Трудно сказать, что в голове у представителей этих японских кланов. Важно, как мы сами воспринимаем природу Христа, которую Он приобрел после Воскресения. И еще нам не менее важно понимание нашего места в новом мире, где царствует Христос.

Аскеза бежала из монастырей под напором забот

Тема Вознесения погранична для нашего сознания. За гранью смерти, Вознесения и Преображения лежит мир, который не описывается нашим языком, и потому писать и думать о Горнем мире трудно. Нам требуется труд и помощь.

В Вознесении мы как никогда близко подходим к тайне мироустройства и конструкции Божиего мира.

Для того, чтобы открылись тайны Бога, нужно знать Его. А Он узнается как рациональным, так и мистическим образом. Знание, предоставляемое Богом, минует наш слабый познавательный аппарат и открывается в аскезе. Аскеза культивируется в отшельничестве и монастырях.

Время синтеза аскезы и богопознания, кажется, ушло навечно.

Из наших монастырей аскеза бежала под напором забот о стройке, сельскохозяйственных угодьях, о деньгах и епархиальной суете. Богословие переместилось в библиотеки и потекло по руслу, придуманному учеными других мирских наук – потоком пошли курсовые, рефераты, кандидатские и докторские работы.

Однако у нас есть опыт Церкви и помощь Неба.

Потрудиться в понимании мы должны сами, а поможет нам Бог и ангелы – те, кто постоянно проживает в Горнем мире.

Уроки ангелов

Ангелы начали первыми уроки Воскресения и Вознесения.

Ко гробу пришли женщины и увидели внутри его юношей-ангелов, СИДЯЩИХ на камне. Сидящих на том камне, на котором лежал Христос и который мы сегодня лобызаем в Иерусалиме.

Притомившиеся ангелы, не вставая, пообщались с учениками Христа:

“И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса. Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих.

И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им:

– Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть”.

Второй случай – Вознесение. Христос поднимается на воздух и постепенно исчезает из виду, растворяясь в небе. Здесь ангелы обращаются к апостолам, явно не без иронии.

И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали:

– Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

В самом деле, почему они стояли, раскрыв рот, и смотрели на небо? Что это за Божие небо? Почему Христос не просто исчез, а именно поднялся? Что это за мир, в котором пребывает Иисус и куда мы идем?

Образ Бога на облаке усыпляет душу

Раньше можно было представить себе, что Бог живет на небе и сидит на облаке. Во многих наших церквях так и нарисовано. Седой старик высовывается из облака по пояс и, раскрыв руки, смотрит на нас. А мы стоим и смотрим вверх, и просим у этого небесного патриарха чего-то нам нужного.

Имея в виду такое ужасное упрощение представления о Боге, можно понять, как и почему арабы заразили христианский мир иконоборчеством. В самом деле, облака оказались не заселенными. Все, кто летал на самолете, знают – на высоких облаках нет даже птиц. И в самом деле, на иконах не совсем то, что есть в горнем мире.

Эти примитивные образы очень сильно упрощают реальность, дают ей суррогат, вкусив который, душа успокаивается. Они попросту могут усыпить душу и солгать ей о мире.

Но что же там на самом деле?

За эту тысячу лет никто наверняка так и не ответил, куда же поднимался Христос в этот день.

На высоте пять километров уже очень холодно и дует сильный ветер. А в стратосфере уже нет жизни. В открытом космосе вакуум и клетки человеческого тела просто взорвутся и превратятся в кристаллы льда. А ведь у Христа была обычная теплая человеческая плоть.

Как же всё это объединяется в единый Образ?

Неизвестно чем занимается Его аватар

Есть Троица. В ней присутствует ипостась Второго Лица. И где-то неизвестно чем занимается Его аватар, в виде воплотившегося наполовину телесного Христа. Как это Лицо Троицы и тот Христос, Которого мы знаем, вместе делят существование?

Где же ныне преображенное тело Господне, которому нужны свет, вода, тепло, питание, одежда и даже расческа? Где, где Матерь Его и святые Илия и Енох?

Святые отцы строго не велят думать, что Христос сбросил тело, как ветхую одежду, и вернулся в свое природное ипостасное существование, каким оно было до Рождества.

Григорий Богослов утверждает, что анафеме подлежит тот, кто говорит, что Христос «ныне совлек с Себя плоть».

Афинагор считает, что они будут и как бы тела: не как тела, но и не бестелесны, т.к. будут их иметь. Итак:

1. Оно не оставлено и не отложено Им где-либо в космическом пространстве.

2. Оно не разложилось, не растворилось.

3. Господь явится в Своем теле человеческом, воспринятом Им.

4. Тело Его преображено.

Если Христос повернется «боком», мы Его не увидим

У всех вещей есть разные стороны, как, например, у монитора. Сбоку ничего особенного не видно. Сзади провода и щели. А спереди  экран и на нем информация. Так и мир. В своей полноте он многогранен. Мы можем воспринимать только какую-то часть. Наш взор воспринимает ничтожную часть спектра информации.

Так и природа Божества многогранна и полностью нами не уловима. Тогда очевидно, что некая «телесность» Христа имеет измерения, недоступные нам. То есть, если Он просто повернется «боком», то мы Его не увидим.

Демонстрацией многогранности телесной природы Христа стало Преображение на горе Фавор, где Он показал невидимую часть Своей небесной природы. То же тело, но была показана та его сторона, которую мы обычно не видим.

В Библии есть слова о том, что небо  это подножие Престола Бога. И земля подножие ног Его (Ис. 66:1). Ибо на ней во плоти с человеки поживе (Вар. 3:38). Ногою же Божиею названа святая Его плоть.

Григорию Паламе было открыто, что в мире присутствует Бог, но не всем Своим существом, а только частью в виде благодати. Благодать не является ни божественной энергией, ни чем-то отличным от Него, а непосредственно Его частью.

Преображение – это трансфигурация

В английском языке есть хорошее слово, эквивалент нашего слова «Преображение» – трансфигурация. К Преображению мы привыкли и не слышим того, что обращает на себя внимание в новом. Трансфигурация – эволюция формы.

Совершенно очевидно, что логическим финалом Вознесения стала трансфигурация тела Христа – Преображение. На самом деле, в этот день можно было бы праздновать два праздника сразу.

Ясно, что Христос не долетел до стратосферы, так как Его цель была не Луна и не экзопланета, подобная Земле. Ясно, что Он не проходил портал миров, как это делают в кино звездные путешественники, потому что после прохождения этого портала они сохраняют свои тела прежними.

Это для нас иное пространство – как в математической лекции. С пространством математик может совершать разные действия, но представить его зрительно не может. А у Бога эта реальность видима. То есть Он мог не только изменить свойства тела, но и попасть в тот мир, где время течет по-другому и существуют другие законы физики, при которых нет необходимости в нашей пище, нашей одежде и расческе.

Христос поднимался на небо, а мог «повернуться боком» и не взлетать.. Но Ему пришлось общаться с людьми на их языке. В этом языке небо то, что выше и больше. Хотя реальное небо не обязательно находится за стратосферой. Небо для древних было крышкой их земной коробки. Земля – низом.

Символ неба и взлет человека в космос присутствовал и в малом вознесении Илии. Но там Господь показал через «колесницу», что человек без помощи Бога подняться на небо и преобразиться не может.

Внутри нас небесный файл *ехе

С другой стороны, наше тело имеет подобие загадочного тела Христа и через него мы сродни Богу. Когда-нибудь мы претерпим наше личное малое Преображение через выброс некоей энергии, вложенной в нашу природу. Мы словно пуповиной связаны с Божественной природой и благодатью и полны божественными энергиями. Или, говоря современным языком, внутри нас есть небесный файл *еxe, который будет запущен дважды: после смерти и после Страшного Суда.

Всего этого ученики Христа не могли знать. И похвально было то, что они стояли, раскрыв рты, и глядели на небо. То, что их ввело в изумление, нас почему-то не потрясает. Современный ум останавливается на этом полете, как будто в нем самом и есть смысл Вознесения. Полетел и полетел. Попраздновали и успокоились.

Кому-то и в самом деле неинтересно то, что Господь не дал человеку прямо в открытом виде. Другие считают, что лень – не лучшее свойство человека, и Богу угодно, чтобы мы трудились войти в Его замысел, а Он нам в этом поможет. Вот как об этом говорит Гоголь, описывая беседу казаков:

Один, по имени Дорош, сделался чрезвычайно любопытен и, оборотившись к философу Хоме, беспрестанно спрашивал его:

– Я хотел бы знать, чему у вас в бурсе учат: тому ли самому, что и дьяк читает в церкви, или чему другому?

– Не спрашивай! – говорил протяжно резонер, – пусть его там будет, как было. Бог уж знает, как нужно; Бог всё знает.

Прочие козаки толковали о панах и о том, отчего на небе светит месяц.

Нам важно не пролететь умом мимо важных смыслов, вложенных в событие Вознесения и Преображения. Ведь всё случилось не для того, чтобы люди написали иконы или лишний раз пришли на службу. Человек должен стремиться духом ко Христу, удивляясь и принимая чудо, обращенное к себе, искать свое место рядом с Христом и усвоить мысль, что этот мир – подножие престола Божия, а мы в нем – командированные работники неба. И нам рано или поздно следует пройти за Христом, претерпев личное Вознесение и личное Преображение.

http://www.pravmir.ru/gde-zhe-nyine-preobrazhennoe-telo-gospodne/

 
 
 
Сегодня 24 ноября (11 ноября) воскресенье
Вмч. Мина

Неделя 22-я по Пятидесятнице.

Вмч. Мины (Житие, икона). Мч. Виктора (Житие, икона) и мц. Стефаниды (Житие, икона). Мч. Викентия (Житие, икона). Прп. Феодора (житие, икона) Студита, исп. Блж. Максима (Житие, икона), Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Мч. Стефана (Житие, икона) Дечанского (Серб.). Прп. Мартирия (житие, икона) Зеленецкого. Сщмч. Евгения пресвитера.

6.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
9.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечерня с акафистом прп. Тихону Медынскому.
Завтра 25 ноября (12 ноября) понедельник
Свт. Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского (616). Прп. Нила постника (V).
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Еф. 4, 1-6; Лк. 10, 25-37). Вопрошавшему о том, как спастись, Господь с Своей стороны дал вопрос: "в законе что написано? как читаешь?". Этим Он показал, что за разрешением всех недоразумений надо обращаться к слову Божию. А чтоб и самих недоразумений не было, лучше всего всегда читать Божественное Писание со вниманием, рассуждением, сочувственно, с приложением к своей жизни и исполнением того, что касается мыслей - в мыслях, что касается чувств - в чувствах и расположениях, что касается дел - в делах. Внимающий слову Божию собирает светлые понятия о всем, что в нем, и что около и что выше его: выясняет свои обязательные отношения во всех случаях жизни, и святые правила, как драгоценные бисеры, нанизывает на нить совести, которая потом точно и определенно указывает, как когда поступить в угодность Господу, укрощает страсти, на которые чтение слова Божия действует всегда успокоительно. Какая бы ни волновала тебя страсть, начни читать слово Божие и страсть будет становиться все тише и тише, а наконец и совсем угомонится. Богатящийся ведением слова Божия имеет над собою столп облачный, руководивший израильтян в пустыне.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года