Троица
Протоиерей Артемий Владимиров
ТРОИЦА
Протоиерей Артемий Владимиров
В двух словах может заключаться вся сущность нашего спасения: Христос воскресе!
Мы дожили с вами, дорогие друзья, до великого торжества Соборной Апостольской Святой Православной Церкви – праздника новозаветной Пятидесятницы. Новый Завет явил себя в воскресении Христа Искупителя, Его восстании из гроба, и Пятидесятница есть день пятидесятый от пасхальной ночи. Этот пятидесятый день именуется днем Единосущной Животворящей и Нераздельной Троицы.
У нас в России праздник Святой Троицы – новозаветной Пятидесятницы – обыкновенно приходится на раннее лето, когда солнце уже сияет во всю силу, листва, робко-робко пробивавшаяся по весне, набирает сок, радует глаз зеленью. Воздух напоен ароматами цветов, повсюду разлита та благость, вследствие которой поэты и песенники, всем известные, составляли слова, всем известные: «Это русское раздолье, это Родина моя».
Праздник Святой Троицы согревает сердце, просвещает ум. И его ждали с великим нетерпением после Пасхи и наши патриархальные крестьяне, и мещане, и дворяне – все сословия общества, потому что день Троицы предполагал упразднение от земных трудов, от суеты. Народ одевался в белые праздничные одежды и спешил, начиная со всенощной, в Божии храмы, чтобы хорошенько очистить совесть в исповеди, приобщиться, если Бог даст, Святых Животворящих Христовых Таин. Затем по Божественной Литургии на Великой вечерне опуститься на колени.
Это совершенно необычное зрелище, согласитесь, когда храм устлан либо душистым сеном, либо только что скошенной травкой, там и сям виднеются розы, ромашки, васильки, смотря по вкусу украшавших Божий храм, и народ, преклонив колена, затаив дыхание, как один человек с благоговением и трепетом слушает молитвы, которые воссылаются от лица всей полноты церковной устами священника к Триипостасному Божеству. К Богу, Который нас видит и слышит, любит и являет Себя нам в Отце безвидном, вечном, всесвятом, в посланном Им в мир Единородном Сыне Боге во плоти, Который восходит плотию на крест, восстает из мертвых… Который, взойдя в обители Отца, низводит нам Духа Святого, часто изображаемого в виде голубя – таким, как созерцал Духа Святого Иоанн Креститель. Склонены плечи, головы, но широко раскрыты бессмертные человеческие души, алчущие и жаждущие росы Святого Духа, Который и снисходит в Божественной Литургии праздника Троицы, Который осеняет молящихся на вечерней неизреченными выдыханиями, легким веянием ветра тихого, едва слышного. Благодать Святого Духа проявляет себя в чистых, смиренных, кротких, исполненных братолюбия душах православных христиан.
Праздник Святой Троицы венчает собой искупительное дело нашего Спасителя. Для чего пришел в мир Христос? Для того чтобы низвести на нас – Его, Господа, новозаветную Церковь, единство верующих в Него учеников – росоносную, светоносную, живительную, спасительную благодать Духа Святого, ту самую благодать, которая некогда витала над землею пустой и неустроенной. Ту самую благодать, которая облекла Адама в чудесные нерукотворные одежды, но которая тотчас отлетела от первозданной четы, едва лишь только она покусилась протянуть руки к запретному плоду и вкусить его. Эта благодать, как голубица, вновь снисходит, благодаря искупительной крови Иисуса Христа и Его восстанию из мертвых, на человеческие души. Наши с вами души напоминают землю, истомившуюся по дождевой влаге, потрескавшуюся под действием зноя искушений. Как летний теплый дождь увлажняет поля и луга, давая импульс творческой силе земли вновь произрастить из себя травы и цветы, так благодать Святого Духа осеняет нас в день Святой Троицы. Проявляет себя в улыбках, светлости глаз, в искорках, которые исходят из чьих-то очей, в словах, исполненных правды, милости, любви. В той особенной бодрости и радости, которая свойственна православным людям и нашему русскому народу, умеющему и трудиться, и молиться, и славно отдыхать.
Заметим, дорогие друзья, что праздник Святой Троицы особенно значительный. Об этом мы умозаключаем, смотря на икону, которая часто красуется в храмах в неделю Святой Троицы. Это икона Сошествия Святого Духа на апостолов. Что мы видим в нижнем ее поле? Некоего старца, украшенного короной, как будто держащего на руках покров. Кто это? Царь Давид? Нет. Кто-то из земных владык новозаветного времени, царь Иустиниан? Тоже нет. Это космос. Космос, то есть вселенная. Небо и земля, звезды, солнце и луна, рассеянные горные кряжи, Марианская впадина, моря и океаны… Вся совокупность видимого Божиего творения. Но почему на иконе Святой Пятидесятницы – Сошествия Святого Духа – изображен космос в светящейся золотой короне? Конечно же, в знак обновления всей природы живительной энергией Святого Духа.
Выходя из храма на свет Божий в праздник Святой Троицы, оглядываясь вокруг себя, мы удивляемся этой полной чаше мироздания. В дневное время наш взор радуют «тучки небесные, вечные странницы»: в сторону южную вереницею летят они куда-то по повелению Божию. Наше внимание приковывает листва, которая вместе с человеческим сердцем трепещет от радости при прикосновении к ней ветерка. И ночью мирозданье торжествует. Когда люди отдыхают в ночные часы, звезды выступают и блещут на черном бархате небес. Бриз веет с моря. «Выхожу один я на дорогу, ночь темна, кремнистый путь блестит»… Как хорошо бывает чутким верующим сердцем на праздник Святой Троицы слушать, прислушаться, как «звезда с звездою говорит». А по выражению псалмопевца, «день дню изрекает слово, и ночь ночи возвещает премудрость».
Заметим, что наш народ не обошел своим словом праздник Святой Троицы, таинственный и непостижимый, который не может уместиться в кокосовый орех человеческого ума, но вполне постигается сердцем чутким и вещим, пронизанным и умягченным верой. «Бог любит троицу». Слыхали такое несколько наивное народное выражение? Что оно означает? Мне кажется то, что всё в видимом и невидимом мире пронизано троическим числом, кодом. Мне, как преподавателю русского языка, до сих пор удивительно, что многие грамматические категории, например лица: 1-е лицо – я; ты – 2-е лицо; он – 3-е, как будто намекают нам на предвечное бытие Отца, Сына и Святого Духа – Лиц единодержавных, равночестных, единых по Божеству. Посмотришь на природу – «не то, что мните вы, природа, / Не слепок, не бездушный лик…» – и удивляешься, как стихия воды обнаруживает себя в трех явлениях: речная и морская гладь, влажный туман, подымающийся к небу ранним утром, или ледяное царство в зимнее время.
Всмотримся и в самих себя: мы также трисоставны – дух; душа свободная и разумная с ее высшим составом – духом, ищущим Господа; тело – этот ковчег, этот сосуд, в котором находится душа, непостижимо сочленяется невидимое с видимым, невесомое с дебелым составом. И поистине везде и всюду Святая Троица оставила печать красоты, целесообразности и разума.
«Молись Троице – и всё устроится», – так издревле наш народ учил. «Молись Троице – и всё устроится», – так издревле наш народ выражал непоколебимую веру в Промысл единый Отца и Сына и Духа Святого.
Мы с вами, дорогие друзья, участвуя в этом празднике, не забудем, что праздник Святой Троицы, венчающий искупительный подвиг Иисуса Христа, говорит нам и о цели христианской жизни. Мы суть сосуды, некие таинственные чаши, в которые в этот день снисходит, льется и заполняет емкость сердечную энергия Духа Святого. Стяжание, собирание по искоркам, по крупицам Божественной благодати – вот непреходящее, вечное предназначение человека, его миссия. И покуда ты не осмыслишь своего земного бытия под знаком вечности, покуда не напечатлеются в твоей умной природе Отец, Сын и Дух Святой, покуда ты будешь наполнять свое сердце всякой дребеденью и суррогатами, ты будешь тяжко страдать и мучиться. И вспомнишь поневоле знаменитые тютчевские строки: «И льется теплая лазурь на отдыхающее поле». Поле – это наше сердце, лазурь – Божия благодать.
В день Святой Троицы поневоле начинаешь размышлять, какими же путями и средствами эту сердечную лампаду всего удобнее наполнить душистым елеем Духа Святого. На этот вопрос нам лучше всего ответит, пожалуй, преподобный Серафим Саровский – солнышко русской церковной истории: всякий пост, всякое моление, всякое доброе дело, совершаемое по естественному побуждению пожалеть, помочь, утешить словом, – всё это лишь средства к стяжанию, собиранию, обретению в душе главного, неотъемлемого от нас сокровища – благодати Духа Святого, искра Которого впервые воссияла в нашем разуме в день нашего собственного крещения.
Дорогие друзья, если вы боитесь остаться пустоцветом в праздник Святой Троицы, если вас пугает мысль, что во время этой радости уныние и печаль своим свинцом заполонят ваше сознание, – тотчас прибегните к церковной хирургии. Исповедайтесь начистоту, не скрывая тех особенно грехов, которые постыдны и преимущественно нарушают сердечный покой. Приступайте, как словесные младенцы, к Святой Чаше – эта Чаша таинственно изображена на самой иконе новозаветной Троицы кисти преподобного Андрея Радонежского (Рублева). Приобщаясь Пречистого Тела и Крови нашего Искупителя, мы становимся сосудами Духа Святого, духа премудрости и разума, совета и крепости, ведения и благочестия и страха Божиего.
Ждем вас в храмах Господних, во всех церквах нашего Русского Православия – от порта Находка до Бреста и Калининграда. Дай Господь, чтобы это торжество отозвалось эхом радости, мира и любви в наших сердцах и наших домах.
http://www.pravoslavie.ru/94294.html