Какие грехи мы не видим?

Протоиерей Александр Балыбердин

«Прополка души»

Исповедь – это прежде всего часть таинства покаяния, и поэтому рассматривать связанные с ней вопросы необходимо в контексте всего таинства, где священник, как сказано об этом в чинопоследовании, является лишь свидетелем, а общаемся мы с Самим Богом. Поэтому, если после исповеди мы снова впадаем в тот же самый грех, то вопрос, почему так происходит, надо адресовать не священнику и не Богу, а самому себе. Значит, покаяние наше было недостаточным. Покаяние – по-гречески метанойя, перемена ума, на еврейском – поворот. А у нас, получается, никакого глобального поворота не произошло, и поэтому мы снова возвращаемся ко греху.

Но не надо унывать. Во-первых, исповедь показывает, насколько грех в нас укоренен, вошел в привычку. И постоянное возвращение ко греху должно ужаснуть нас и насторожить. Мы должны переживать от того, что грех пустил в нас такие глубокие корни. Ведь и сорняки в саду проще выдергивать, когда они еще маленькие, а когда сорняки уже пустили глубокие корни, то бывает, все руки изрежешь, изорвешь все стебли, а корень всё равно остается в земле и потом снова дает всходы.

Но это не повод оставлять работу, не полоть сад. Всё равно надо пропалывать, всё равно надо косить траву и докапываться до корней. Конечно, если ты хочешь, чтобы твой сад не зарос бурьяном. Так и исповедь – это «прополка» души, которой надо заниматься регулярно, невзирая на то, что иногда приходится вновь и вновь говорить одно и то же.

Даже апостол Павел в одном из посланий сказал про себя, что «доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19). Что же говорить о нас? Если даже личность такого удивительного, святого человека, как апостол Павел, была разделена. Так что силы надо тратить не на уныние, а на ту самую «прополку», которая может иногда показаться напрасной, но это не так.

Не ждать волшебства

Не надо ждать от исповеди и от таинства покаяния какого-то сказочного, немедленного разрешения проблемы, немедленной перемены. Потому что человек нередко привыкает ко греху, привыкает не только интеллектуально, а всем своим существом.

Так, в житии преподобной Марии Египетской сказано, что она грешила в течение 17 лет, а затем столько же, 17 лет, живя в пустыне, страдала от грехов и страстей, которые тянули ее к себе, назад, к прежней жизни. Не общее ли это правило? Сколько грешил, столько и будешь каяться. Согрешил один раз, может быть, будет достаточно и одной исповеди. А если грешил годами, если ты не думал даже, что это грех и это вошло в твою привычку, значит, придется, наверное, столько же лет исповедовать этот грех, сколько он живет в тебе.

Грех – это нелюбовь

Надо сосредотачиваться не на словах, не на формулировке грехов. Я своим прихожанам объясняю суть исповеди очень просто: «Нам Господь заповедовал жить с любовью к Богу и ближнему. Соответственно, грех – это нелюбовь к Богу и к ближнему. Поэтому давайте мы подумаем, в чем проявилась наша нелюбовь к Богу и к ближнему».

Понять это, на мой взгляд, несложно. В принципе, что есть любовь? Любовь – это желание быть с тем, кого любишь. Если любишь Родину, будешь жить на Родине и всегда стремиться к ней. Если любишь женщину, будешь стремиться жить с ней в браке. Если любишь детей или родителей, будешь стараться жить большой семьей, по крайней мере, общаться и быть вместе. Поэтому, если ты любишь Бога, тебе не трудно утром помолиться, прийти в храм, исповедоваться, подготовиться к причастию. Если же тебе это трудно, это говорит о том, что в тебе этой любви не хватает.

Так же и с ближним. Если любишь ближнего своего, тебе не трудно с ним быть. Ты его не обижаешь, не отталкиваешь, не гневаешься, не раздражаешься на него, не сердишься, никаким образом не унижаешь. Ты стараешься быть с ним рядом, хранить единство.

Поэтому и каяться надо не в том, что мы нарушили какой-то пункт правил, а в состоянии нашей души, в недостатке любви к Богу и ближнему.

У меня недавно умер папа, и хотя я старался регулярно его навещать, но сегодня всё равно понимаю, что мог бы сделать для него больше. Например, вывести в лес и погулять с ним, хотя бы на инвалидной коляске. Но я этого не сделал и, значит, настоящей любви во мне также не хватает, и это также требует от меня «перемены ума», «поворота», покаяния.

Новый документ

Важно, что сейчас Русская Православная Церковь в целом обдумывает эти вопросы. Недавно в Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви был подготовлен проект документа о подготовке к исповеди. Сегодня он обсуждается церковной общественностью, и мне очень интересно мнение других пастырей, архипастырей, опытных духовников, которые многие годы и десятилетия служат Церкви и имеют колоссальный опыт духовного руководства. Замечательно, что сегодня у них есть возможность высказаться, поделиться своим опытом и мыслями.

И прихожанам, думаю, также не надо смущаться вопросов, которые у них возникают. И даже если ответ священника показался не убедительным, надо не опускать руки, не «разочаровываться в батюшке», а подойти к нему и честно об этом сказать, поговорить с ним. Стараться быть ближе друг к другу и, конечно, в первую очередь – к Богу.

http://www.pravmir.ru/pro-grehovnyie-sornyaki-i-propolku-dushi/

 
 
 
Сегодня 3 июля (20 июня) четверг
Мученик Александр Римский

Седмица 6-я по Пасхе.

Мц. Гликерии (житие) девы и с нею мч. Лаодикия, стража темничного. Мч. Александра (Житие, икона) Римского. Свт. Павсикакия (Житие), еп. Синадского. Свв. Георгия (Житие) исп. с супругою Ириною и чадами. Прп. Евфимия (Житие, икона) Иверского, Святогорца (Груз.). Прав. Гликерии (Житие) девы, Новгородской. Перенесение мощей прмч. Макария (житие, икона) Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца. Сщмчч. Василия (Житие), Александра (Житие) и Христофора (Житие) пресвитеров, прмч. Макария (Житие) и мч. Сергия (Житие). Мчч. 103 Черкасских.

8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Панихида. Молебен о Российских воинах.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Завтра 4 июля (21 июня) пятница
Мч. Иулиана Тарсийского (ок. 284-305). Обретение мощей преподобного Максима Грека (1996).
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечерня с акафистом Божией Матери.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Дея. 17, 1-15; Ин. 11, 47-57). "Что нам делать? Этот Человек много чудес творит". Только и нашла в Спасителе виновного иудейская ученость. И в наши дни немецкая ученость только и находит неуместного в Евангелии Христовом, что сверхъестественное: все хорошо, только это - вишь нейдет. И в решении обе учености сошлись. иудейская решила: "лучше, чтобы один человек умер", а не все погибнут; и немецкая положила: устраним сверхъестественное, чтоб сохранить все прочие истины евангельские. Что же вышло? Те сгубили народ, а эти растеряли все христианские истины, и теперь остались почти не при чем. Господь есть краеугольный камень здания спасения; так и вера в сверхъестественное есть краеугольный камень всего здания богодухновенной истины. Сам Спаситель, в лице Своем, венец сверхъестественности, а в Церкви - неистощимый Источник ее. Касающийся сего пункта касается зеницы ока Божия.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года