Какие грехи мы не видим?

Протоиерей Александр Балыбердин

«Прополка души»

Исповедь – это прежде всего часть таинства покаяния, и поэтому рассматривать связанные с ней вопросы необходимо в контексте всего таинства, где священник, как сказано об этом в чинопоследовании, является лишь свидетелем, а общаемся мы с Самим Богом. Поэтому, если после исповеди мы снова впадаем в тот же самый грех, то вопрос, почему так происходит, надо адресовать не священнику и не Богу, а самому себе. Значит, покаяние наше было недостаточным. Покаяние – по-гречески метанойя, перемена ума, на еврейском – поворот. А у нас, получается, никакого глобального поворота не произошло, и поэтому мы снова возвращаемся ко греху.

Но не надо унывать. Во-первых, исповедь показывает, насколько грех в нас укоренен, вошел в привычку. И постоянное возвращение ко греху должно ужаснуть нас и насторожить. Мы должны переживать от того, что грех пустил в нас такие глубокие корни. Ведь и сорняки в саду проще выдергивать, когда они еще маленькие, а когда сорняки уже пустили глубокие корни, то бывает, все руки изрежешь, изорвешь все стебли, а корень всё равно остается в земле и потом снова дает всходы.

Но это не повод оставлять работу, не полоть сад. Всё равно надо пропалывать, всё равно надо косить траву и докапываться до корней. Конечно, если ты хочешь, чтобы твой сад не зарос бурьяном. Так и исповедь – это «прополка» души, которой надо заниматься регулярно, невзирая на то, что иногда приходится вновь и вновь говорить одно и то же.

Даже апостол Павел в одном из посланий сказал про себя, что «доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19). Что же говорить о нас? Если даже личность такого удивительного, святого человека, как апостол Павел, была разделена. Так что силы надо тратить не на уныние, а на ту самую «прополку», которая может иногда показаться напрасной, но это не так.

Не ждать волшебства

Не надо ждать от исповеди и от таинства покаяния какого-то сказочного, немедленного разрешения проблемы, немедленной перемены. Потому что человек нередко привыкает ко греху, привыкает не только интеллектуально, а всем своим существом.

Так, в житии преподобной Марии Египетской сказано, что она грешила в течение 17 лет, а затем столько же, 17 лет, живя в пустыне, страдала от грехов и страстей, которые тянули ее к себе, назад, к прежней жизни. Не общее ли это правило? Сколько грешил, столько и будешь каяться. Согрешил один раз, может быть, будет достаточно и одной исповеди. А если грешил годами, если ты не думал даже, что это грех и это вошло в твою привычку, значит, придется, наверное, столько же лет исповедовать этот грех, сколько он живет в тебе.

Грех – это нелюбовь

Надо сосредотачиваться не на словах, не на формулировке грехов. Я своим прихожанам объясняю суть исповеди очень просто: «Нам Господь заповедовал жить с любовью к Богу и ближнему. Соответственно, грех – это нелюбовь к Богу и к ближнему. Поэтому давайте мы подумаем, в чем проявилась наша нелюбовь к Богу и к ближнему».

Понять это, на мой взгляд, несложно. В принципе, что есть любовь? Любовь – это желание быть с тем, кого любишь. Если любишь Родину, будешь жить на Родине и всегда стремиться к ней. Если любишь женщину, будешь стремиться жить с ней в браке. Если любишь детей или родителей, будешь стараться жить большой семьей, по крайней мере, общаться и быть вместе. Поэтому, если ты любишь Бога, тебе не трудно утром помолиться, прийти в храм, исповедоваться, подготовиться к причастию. Если же тебе это трудно, это говорит о том, что в тебе этой любви не хватает.

Так же и с ближним. Если любишь ближнего своего, тебе не трудно с ним быть. Ты его не обижаешь, не отталкиваешь, не гневаешься, не раздражаешься на него, не сердишься, никаким образом не унижаешь. Ты стараешься быть с ним рядом, хранить единство.

Поэтому и каяться надо не в том, что мы нарушили какой-то пункт правил, а в состоянии нашей души, в недостатке любви к Богу и ближнему.

У меня недавно умер папа, и хотя я старался регулярно его навещать, но сегодня всё равно понимаю, что мог бы сделать для него больше. Например, вывести в лес и погулять с ним, хотя бы на инвалидной коляске. Но я этого не сделал и, значит, настоящей любви во мне также не хватает, и это также требует от меня «перемены ума», «поворота», покаяния.

Новый документ

Важно, что сейчас Русская Православная Церковь в целом обдумывает эти вопросы. Недавно в Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви был подготовлен проект документа о подготовке к исповеди. Сегодня он обсуждается церковной общественностью, и мне очень интересно мнение других пастырей, архипастырей, опытных духовников, которые многие годы и десятилетия служат Церкви и имеют колоссальный опыт духовного руководства. Замечательно, что сегодня у них есть возможность высказаться, поделиться своим опытом и мыслями.

И прихожанам, думаю, также не надо смущаться вопросов, которые у них возникают. И даже если ответ священника показался не убедительным, надо не опускать руки, не «разочаровываться в батюшке», а подойти к нему и честно об этом сказать, поговорить с ним. Стараться быть ближе друг к другу и, конечно, в первую очередь – к Богу.

http://www.pravmir.ru/pro-grehovnyie-sornyaki-i-propolku-dushi/

 
 
 
Сегодня 15 марта (2 марта) суббота
Икона Божией Матери Державная

Седмица 2-я Великого поста. Поминовение усопших. Великий пост.

Иконы Божией Матери, именуемой "Державная" (икона, икона). Сщмч. Феодота (житие, икона), еп. Киринейского. Свт. Арсения (житие, икона), еп. Тверского. Мч. Троадия (житие). Мц. Евфалии (житие, икона). Прп. Агафона (житие) Египетского. Мчч. 440 Италийских (собор).

8.30   Часы 3й, 6й. Литургия. Молебен. Панихида.
16.30   Молебен о беременных.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Завтра 16 марта (3 марта) воскресенье
Неделя 2-я Великого поста. Свт. Григория Паламы, архиеп. Солунского. Мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска (ок. 308).
6.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия свт.Василия Великого. Лития.
9.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия свт.Василия Великого. Молебен.
16.10   Проводы ковчега со святыми мощами свт. Тихона, Патриарха Московского.
17.00   Пассия (вечерня с акафистом Страстям Христовым).
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Евр. З, 12-16; Мк. 1, 35-44). "Вышел (Иисус) и удалился в пустынное место и там молился" (Мк. 1, 35). Господь молится, как человек, или, лучше, как вочеловечившийся человеческим естеством. Его молитва ходатайственная за нас, а вместе образовательная для Его человечества, которому надлежало входить ограниченным путем в обладание Божественным. В последнем значении она для нас образец и пример. Апостол Павел учит, что у приявших Духа, Дух молится и, конечно, не Сам от Себя, но возбуждая молитвенные устремления к Богу в духе человеческом. И вот у нас настоящая молитва - молитва духодвижная. Но такова она на верхней ступени. Путь к ней - труд молитвенный у ищущих очищения и освящения. Уединение, ночь - приличнейшая этому труду обстановка; самый же труд - множество поклонов с сердечными воздыханиями. Трудись и трудись, леность всякую отогнавши. Сжалится над тобою Господь и подаст тебе дух молитвы, который начнет действовать в тебе так же, как действует дыхание в теле. Начинай! Се ныне время благоприятно.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года