И ни слова о Христе?

Владимир Легойда

Представим себе, что с завтрашнего дня любые пожертвования во всех храмах… отменяются! Берите свечи, книги, заказывайте требы, но не жертвуйте на храм. И вот тогда… А что тогда? Этот вопрос мне все чаще хочется задать в дискуссиях с молодыми и уже не очень молодыми людьми, когда кто-то начинает негодовать: «Почему у вас всё за деньги?»

Итак, что, собственно, тогда произойдет?

Нет, я не собираюсь делать вид, что ничего не слышал о безусловно неприятных ситуациях, когда искренняя жертва на храм превращается в банальную оплату услуг. Я не считаю, что говорить тут не о чем. Но когда подобные дискуссии о «плате за духовность» начинают становиться одной из самых обсуждаемых тем, то появляется нечто, что должно было бы огорчить и встревожить гораздо сильнее. Дело в том, что в подобных спорах много разных тем. Возможно, очень важных, насущных. Кроме одной. Это не разговор о Христе, это не спор об Истине.

Вопросы о церковных деньгах, политике, о скандалах в социальных сетях и дорожно-транспортных происшествиях с участием священнослужителей — да, конечно, в них косвенно присутствует евангельский аспект, следование заповедям. Но они существуют уже не как центр обсуждения и осмысления, а как средство. Как там Шарапов говорил Жеглову про закон, который Глеб Егорыч пытается заменить на кистень, с помощью которого собирается загнать в тюрьму всех, не особо разобравшись, действительно ли они виновны? Вот и тут та же история: ради борьбы с «ужасами клерикализма», причем в духе осуждения, иногда вспоминают про Евангелие — как «кистень».

Всегда ли так было? Давно ли у нас споры о вере заместились спорами о свечном ящике?

Возможно, память играет со мной в прятки, но мне кажется, что я хорошо помню наши горячие споры с родителями, учителями и сверстниками в конце 80-х — начале 90-х годов. Это были настоящие мировоззренческие битвы! Днями и ночами интеллектуально рубились, какая религия — истинная. Спорили о христианстве и толстовстве. О буддизме. Об исламе. Порой наша полемика бывала очень злой: мы ссорились с ближайшими друзьями, уходили из дома, бросали институты и поступали в семинарии…

Но это все же были «споры о Главном», они касались именно «предельных» вопросов. И, несомненно, это был совершенно другой уровень дискуссии. Быть может, поэтому со многими друзьями потом удавалось помириться, родители вслед за нами приходили в храм, а мы научились ценить полученное в университете образование и почитать наших наставников, даже если они были далеки от православия.

Можно, конечно, утешаться тем, что современные полемисты, так сильно сокрушающиеся о «платности всего», уже разрешили все мировоззренческие вопросы. И/или начать покаянно признавать, что причина таких споров — исключительно в том, что в мире не осталось настоящих христиан, что наши критики нигде и никогда не могут увидеть в храме среди служащих и молящихся настоящих праведников. И поскольку их нет, то и спорить остается только про свечки.

Ведь как только на храмах появятся таблички «пожертвования отменены», то мы, «праведники» сможем, наконец, оставить споры в соцсетях, придем в эти самые храмы. И начнем вместо взаимного осуждения подставлять левую щеку, не дожидаясь, пока ударят по правой. И вновь заговорим о Христе, заспорим не о правдах, но о Самой Истине…
Но что-то меня не покидают сомнения: так ли все будет?..

Замечу, кстати, что ни за вход в храм, ни за участие в литургии, как и в любой другой службе, никто и никогда в Церкви денег не брал и не берет. И если нет денег на пожертвование на требу, то можно так и сказать, признаться честно. Думаю, никто такого просителя из храма не прогонит. А если вдруг случится иначе, — это совершенно законный повод для обращения к священноначалию.

Но я почти никогда не слышал о таких жалобах. Думаю, люди, которые ходят в храм, понимают смысл и назначение жертвы. В том числе и потому, что прекрасно знают: наша лепта позволяет настоятелю храма и его семье существовать, а также оплачивать труд других людей, занятых на приходе, платить за коммунальные услуги, ремонты и проч.

Во многих европейских католических храмах сегодня свечи… электрические. Это даже не свечи, а такие лампочки, которые загораются на одну-две минуты, если бросить один-два евро. Прошлым летом приходилось видеть такие в Германии. Казалось бы, какой прекрасный повод для благочестивых бюргеров благородно вознегодовать и возмутиться!

Не возмущаются. Радостно и охотно жертвуют свои кровные евро на эти самые электрические свечи, молятся Богу и умиротворенные расходятся по домам. Видимо, от пресловутой западной бездуховности.

Меня, честно говоря, эти лампочки вместо свечей совсем не вдохновляют. Но суть в том, что этим бюргерам, по крайней мере, ясна простая вещь: содержать храм на что-то надо. Это самоочевидно для них. Но не для тех растревоженных полемистов, которые ссылаясь на то, что «так написали в интернетах», уверились, что все и везде хотят их обмануть, в том числе в Церкви. И что задача вывести, наконец, этих «церковников» на чистую воду важнее поиска Истины и вопроса о собственном сердце, где борются Бог и диавол…

Впрочем, у медали действительно две стороны. Вероятно, как я и писал выше, вопрос и впрямь в том, что какие мы христиане — такие к нам и вопросы. Видимо, если раньше мы и сами искали прежде всего Бога и молились перед тремя бумажными иконочками, то сейчас иконостас занимает полстены, но душа занята тем, что есть дух мира сего?

…О, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих… (Откр 3:15–16). Об этом, в любом случае, следует помнить.

http://foma.ru/i-ni-slova-o-hriste.html

 
 
 
Сегодня 24 ноября (11 ноября) воскресенье
Вмч. Мина

Неделя 22-я по Пятидесятнице.

Вмч. Мины (Житие, икона). Мч. Виктора (Житие, икона) и мц. Стефаниды (Житие, икона). Мч. Викентия (Житие, икона). Прп. Феодора (житие, икона) Студита, исп. Блж. Максима (Житие, икона), Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Мч. Стефана (Житие, икона) Дечанского (Серб.). Прп. Мартирия (житие, икона) Зеленецкого. Сщмч. Евгения пресвитера.

6.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
9.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечерня с акафистом прп. Тихону Медынскому.
Завтра 25 ноября (12 ноября) понедельник
Свт. Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского (616). Прп. Нила постника (V).
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Еф. 4, 1-6; Лк. 10, 25-37). Вопрошавшему о том, как спастись, Господь с Своей стороны дал вопрос: "в законе что написано? как читаешь?". Этим Он показал, что за разрешением всех недоразумений надо обращаться к слову Божию. А чтоб и самих недоразумений не было, лучше всего всегда читать Божественное Писание со вниманием, рассуждением, сочувственно, с приложением к своей жизни и исполнением того, что касается мыслей - в мыслях, что касается чувств - в чувствах и расположениях, что касается дел - в делах. Внимающий слову Божию собирает светлые понятия о всем, что в нем, и что около и что выше его: выясняет свои обязательные отношения во всех случаях жизни, и святые правила, как драгоценные бисеры, нанизывает на нить совести, которая потом точно и определенно указывает, как когда поступить в угодность Господу, укрощает страсти, на которые чтение слова Божия действует всегда успокоительно. Какая бы ни волновала тебя страсть, начни читать слово Божие и страсть будет становиться все тише и тише, а наконец и совсем угомонится. Богатящийся ведением слова Божия имеет над собою столп облачный, руководивший израильтян в пустыне.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года