Гордыня и гордость

Протоиерей Игорь Прекуп

Иногда приходится слышать, что гордыня – грех, а гордость – это положительное качество, здоровое чувство и т.п. Во-первых, это лукавство, аналогичное тому, как играют понятием прощения, отговариваясь тем, что, дескать, прощать я должен только оскорбления, нанесенные мне лично, а то, что нанесено другому я не вправе прощать, ну, а уж если это еще нанесено моему народу, моей стране, моей Церкви – тут уж ненависть просто священна.

Вот не хочется человеку расставаться со своей порочностью, ну что поделаешь?.. Значит, надо обмануть и свою совесть, и окружающих, убедив их в том, что в этом случае такое-то явление – это плохо, а в другом – хорошо. Да, бывают такие предметы и явления, которые приобретают то или иное качество в зависимости от их употребления, но это никакого отношения не имеет к этическим понятиям.

Во-вторых, критерием ценности того или иного явления нам служит Священное Писание и Священное Предание. Нигде, ни в одной книге Ветхого или Нового Завета, ни в одном святоотеческом наставлении мы не встречаем слова «гордость» в какой-то положительной версии. Чувство, которое называется этим словом – однозначно порочно.

В-третьих, да, в греческом языке слова, которые переведены на русский как «гордыня» и «гордость», не являются однокоренными. Гордыня – это ?περηφαν?α <иперфания>, а гордость – ?λαζονε?α <алазония>. Но, опять же, мы ни у одного Отца не найдем, чтобы второе слово, которое переводится еще как хвастовство, бахвальство, фигурировало в качестве положительного качества.

Гордость нередко путают с чувством человеческого достоинства, побуждающим человека хранить свою совесть и не позволять как со своей стороны, так и в отношении себя чего-либо это достоинство унижающего. Гордость, конечно же, пытается сюда примешаться. Таково уж ее свойство – питаться добродетелью, паразитируя на ней (любой порок образуется как язва, рана, недостаток добродетели, ослабевая и сокращаясь, по мере ее усиления, но гордость и тщеславие паразитируют на добродетели тем больше, чем она укрепляется и энергичней осуществляется).

Мы можем испытывать радость за кого-то или по поводу чего-то, радость благодарности за дар Божий или радость сопричастности чему-то прекрасному и великому, но когда мы кем-то или чем-то гордимся – это грех, и нечего об этом говорить как о чем-то нормальном. Гордыня – это страсть, которую подпитывает чувство гордости, поэтому, когда христианин говорит, что он чем-то или кем-то гордится, подразумевая под этим чувством нечто положительное, он уподобляется извращенцу, рассуждающему о пороке как «варианте нормы».

http://www.pravmir.ru/byivshie-lyudi-ili-chto-myi-sdelali-dlya-preobrazheniya/#ixzz3Avo7M54L

 
 
 
Сегодня 1 июля (18 июня) вторник
Мученик Александр Римский

Седмица 6-я по Пасхе.

Мц. Гликерии (житие) девы и с нею мч. Лаодикия, стража темничного. Мч. Александра (Житие, икона) Римского. Свт. Павсикакия (Житие), еп. Синадского. Свв. Георгия (Житие) исп. с супругою Ириною и чадами. Прп. Евфимия (Житие, икона) Иверского, Святогорца (Груз.). Прав. Гликерии (Житие) девы, Новгородской. Перенесение мощей прмч. Макария (житие, икона) Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца. Сщмчч. Василия (Житие), Александра (Житие) и Христофора (Житие) пресвитеров, прмч. Макария (Житие) и мч. Сергия (Житие). Мчч. 103 Черкасских.

8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение (полиелей).
Завтра 2 июля (19 июня) среда
Апостола Иуды, брата Господня (ок. 80). Свт. Иова, патр. Московского и всея Руси (1607). Свт. Иоанна (Максимовича) архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского (1966).
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечерня с акафистом свт. Николаю архиеп. Мир Ликийских.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Дея. 17, 1-15; Ин. 11, 47-57). "Что нам делать? Этот Человек много чудес творит". Только и нашла в Спасителе виновного иудейская ученость. И в наши дни немецкая ученость только и находит неуместного в Евангелии Христовом, что сверхъестественное: все хорошо, только это - вишь нейдет. И в решении обе учености сошлись. иудейская решила: "лучше, чтобы один человек умер", а не все погибнут; и немецкая положила: устраним сверхъестественное, чтоб сохранить все прочие истины евангельские. Что же вышло? Те сгубили народ, а эти растеряли все христианские истины, и теперь остались почти не при чем. Господь есть краеугольный камень здания спасения; так и вера в сверхъестественное есть краеугольный камень всего здания богодухновенной истины. Сам Спаситель, в лице Своем, венец сверхъестественности, а в Церкви - неистощимый Источник ее. Касающийся сего пункта касается зеницы ока Божия.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года