Гордыня и гордость
Иногда приходится слышать, что гордыня – грех, а гордость – это положительное качество, здоровое чувство и т.п. Во-первых, это лукавство, аналогичное тому, как играют понятием прощения, отговариваясь тем, что, дескать, прощать я должен только оскорбления, нанесенные мне лично, а то, что нанесено другому я не вправе прощать, ну, а уж если это еще нанесено моему народу, моей стране, моей Церкви – тут уж ненависть просто священна.
Вот не хочется человеку расставаться со своей порочностью, ну что поделаешь?.. Значит, надо обмануть и свою совесть, и окружающих, убедив их в том, что в этом случае такое-то явление – это плохо, а в другом – хорошо. Да, бывают такие предметы и явления, которые приобретают то или иное качество в зависимости от их употребления, но это никакого отношения не имеет к этическим понятиям.
Во-вторых, критерием ценности того или иного явления нам служит Священное Писание и Священное Предание. Нигде, ни в одной книге Ветхого или Нового Завета, ни в одном святоотеческом наставлении мы не встречаем слова «гордость» в какой-то положительной версии. Чувство, которое называется этим словом – однозначно порочно.
В-третьих, да, в греческом языке слова, которые переведены на русский как «гордыня» и «гордость», не являются однокоренными. Гордыня – это ?περηφαν?α <иперфания>, а гордость – ?λαζονε?α <алазония>. Но, опять же, мы ни у одного Отца не найдем, чтобы второе слово, которое переводится еще как хвастовство, бахвальство, фигурировало в качестве положительного качества.
Гордость нередко путают с чувством человеческого достоинства, побуждающим человека хранить свою совесть и не позволять как со своей стороны, так и в отношении себя чего-либо это достоинство унижающего. Гордость, конечно же, пытается сюда примешаться. Таково уж ее свойство – питаться добродетелью, паразитируя на ней (любой порок образуется как язва, рана, недостаток добродетели, ослабевая и сокращаясь, по мере ее усиления, но гордость и тщеславие паразитируют на добродетели тем больше, чем она укрепляется и энергичней осуществляется).
Мы можем испытывать радость за кого-то или по поводу чего-то, радость благодарности за дар Божий или радость сопричастности чему-то прекрасному и великому, но когда мы кем-то или чем-то гордимся – это грех, и нечего об этом говорить как о чем-то нормальном. Гордыня – это страсть, которую подпитывает чувство гордости, поэтому, когда христианин говорит, что он чем-то или кем-то гордится, подразумевая под этим чувством нечто положительное, он уподобляется извращенцу, рассуждающему о пороке как «варианте нормы».
http://www.pravmir.ru/byivshie-lyudi-ili-chto-myi-sdelali-dlya-preobrazheniya/#ixzz3Avo7M54L