Почему не стоит бояться конца мира или Что на самом деле приближает нас к погибели

Священник Роман Савчук

В главе 24 Евангелия от Матфея приводится речь Господа о внешних обстоятельствах кончины мира и Его славного второго пришествия. Кроме достаточно известных апокалипсических картин войн и нестроений есть в этой речи некоторые детали, на которые очень редко обращают внимание. И может быть, совсем не случайно.

Обратимся к евангельскому тексту. В ответ на вопрос учеников о признаках кончины мира Спаситель предупреждает их об опасности лжепророков, социальных и экологических катаклизмах: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: “Я Христос”, и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах… ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам» (Мф. 24: 4–7). Именно эти евангельские свидетельства зачастую лежат в основании обыденных представлений о последних судьбах мира. Однако их смысл весьма искажен. Голливудская киноиндустрия, сектантские организации различного толка и прочие адепты идеологии общества потребления достаточно активно воспитывают в массовом сознании прежде всего страх перед будущим, спекулируя на теме конца мира. И эта спекуляция отнюдь не безобидная игра на нервах людей. Цель более тонкая – отвлечь от главного.

Если мы внимательно посмотрим на евангельский текст, то увидим, что акценты в нем иные. Христос отнюдь не желает посеять в учениках страх. Наоборот, Он говорит: «Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец» (Мф. 24: 6). Святитель Иоанн Златоуст, объясняя слова Спасителя, говорит, что истинные ученики Господа «будут выше несчастий»: никакие внешние нестроения не смогут поколебать их ревности к вере и добродетельной жизни. Об этом, по мнению святителя, свидетельствует также и указание Христа на то, что и в условиях глобальных потрясений «проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам» (Мф. 24: 14). То есть, чтобы ученики не впали в уныние и не сказали: «Как же мы будем жить?», Господь как бы говорит: «Будете и жить, и учить повсюду»[1]!

Это первый важный акцент, противоположный популярной версии кончины мира. И православный христианин должен его хорошо осознавать: для человека, который доверяет Богу, который стремится жить с Богом, недопустимо поддаваться какому-либо запугиванию перед будущим, панике, страху – это признак гордой самонадеянности, а не добродетельной обеспокоенности по поводу собственного спасения.

Второй акцент евангельского восприятия последних судеб мира не менее важен. К сожалению, зачастую он также понимается в искаженном виде. Речь идет об «охлаждении любви». Господь говорит, что «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24: 12). Обычно это указание стараются представить как некий социальный коллапс через распространение повальной нетерпимости в обществе: люди, мол, превратятся в зверей и начнут друг друга уничтожать.

Следствием такого убеждения, далеко не всегда высказанного явно, является поиск модели социального благоденствия, предотвращения конфликтов в обществе любой ценой. То есть на подсознательном уровне люди боятся «острых углов», боятся отстаивать традиционные ценности, поскольку это может вносить в общество напряжение, конфликты и проч. Таким образом, современные западные модели толерантности ко греху, по всей видимости, имеют глубинные ментальные основания в страхе перед кончиной мира, в мифе, основанном на неправильном понимании Евангелия, который сегодня продолжает активно поддерживаться, но уже с помощью более тонких технологий.

Как же нужно понимать слова Христа об «охлаждении любви»? Один из древних толкователей говорит, что здесь речь идет, прежде всего, об охлаждении любви к Истине: «Слова этого множества учителей (то есть лжепророков. – о. Р.С.) противоположного истине учения принесут такой вред, что даже горячую любовь к истине, которая прежде состояла в простоте веры, заставят охладеть из-за своей оценки восприятия Божественных таинств»[2]. И действительно, Спаситель «охлаждение любви» прямо связывает с «умножением беззакония», то есть с искажением Истины, вследствие чего, как пишет святитель Иоанн Златоуст, «ученики и от любви не будут получать утешения»[3]!

Таким образом, апокалипсическое «охлаждение любви» – это не просто изменение взаимоотношений между людьми, не возрастание ненависти, а нечто иное. Это, прежде всего, извращение истинного понимания любви! Лжепророки последнего времени (общественные и религиозные лидеры) будут превратно истолковывать высшую добродетель, так что последователи Христа не смогут радоваться подобной «любви». Вполне возможно, что речь идет о таком понимании любви, которое действительно ведет к уменьшению социального напряжения, к построению гармоничного общества без «острых углов», без конфликтов жизненных позиций. Однако это не любовь как Божественный дар, а скорее взаимовыгодная сделка ради комфорта: каждый должен отказаться от твердых убеждений о должном, благочестивом, истинном и признать относительность всех ценностей ради социального мира и благоденствия. Именно это падение форпоста любви, его извращение до такой степени, что во имя этой добродетели будут твориться беззакония, является ясным признаком того, что человечество ступило на путь, ведущий к погибели. Ведь если относительно войн и катаклизмов Господь говорит: «Это еще не конец» (Мф. 24: 6), то речь об искажении Истины лжепророками, об охлаждении любви и проповеди Евангелия для свидетельства всему миру Спаситель заключает: «И тогда придет конец» (Мф. 24: 14).

Как видим, святоотеческое понимание пророчеств Спасителя о последних судьбах мира в сущности своей противоположно тому мифу об Апокалипсисе, который активно пропагандируется в массовом сознании. Если последний имеет своей целью создать в воображении людей ужасающие картины бедствий и социальных нестроений, порождающих страх, то евангельские описания, наоборот, ободряют верующих, подвигают их к мужеству и стойкости не оставлять Истины – и Господь спасет верных Ему. Если в популярной идеологии целенаправленно акцент делается на социальных конфликтах с тем, чтобы люди подсознательно склонялись к поиску разрешения этих конфликтов любой ценой, – то в Евангелии ясно звучит предупреждение об опасности «прохладной любви», любви, лишенной верности Истины в обмен на социальный комфорт, – именно такая интеллигентная «любовь» ведет мир к погибели. Вот чего действительно нужно бояться – извратить любовь и из высшей добродетели превратить ее в служительницу комфорта.

[1] Иоанн Златоуст, святитель. Толкование на Евангелие от Матфея. Кн. 2. М., 2010. С. 430.

[2] Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Новый Завет. Том 1-б: Евангелие от Матфея, 14–28 / Пер. с англ., греч., лат. и сир. Под ред. Манлио Симонэтти. Рус. изд. под ред. Ю.Н. Варзонина. Тверь, 2007. С. 237.

[3] Иоанн Златоуст, святитель. Толкование на Евангелие от Матфея. Кн. 2. С. 430.

http://www.pravoslavie.ru/100908.html

 
 
 
Сегодня 24 ноября (11 ноября) воскресенье
Вмч. Мина

Неделя 22-я по Пятидесятнице.

Вмч. Мины (Житие, икона). Мч. Виктора (Житие, икона) и мц. Стефаниды (Житие, икона). Мч. Викентия (Житие, икона). Прп. Феодора (житие, икона) Студита, исп. Блж. Максима (Житие, икона), Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Мч. Стефана (Житие, икона) Дечанского (Серб.). Прп. Мартирия (житие, икона) Зеленецкого. Сщмч. Евгения пресвитера.

6.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
9.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечерня с акафистом прп. Тихону Медынскому.
Завтра 25 ноября (12 ноября) понедельник
Свт. Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского (616). Прп. Нила постника (V).
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Еф. 4, 1-6; Лк. 10, 25-37). Вопрошавшему о том, как спастись, Господь с Своей стороны дал вопрос: "в законе что написано? как читаешь?". Этим Он показал, что за разрешением всех недоразумений надо обращаться к слову Божию. А чтоб и самих недоразумений не было, лучше всего всегда читать Божественное Писание со вниманием, рассуждением, сочувственно, с приложением к своей жизни и исполнением того, что касается мыслей - в мыслях, что касается чувств - в чувствах и расположениях, что касается дел - в делах. Внимающий слову Божию собирает светлые понятия о всем, что в нем, и что около и что выше его: выясняет свои обязательные отношения во всех случаях жизни, и святые правила, как драгоценные бисеры, нанизывает на нить совести, которая потом точно и определенно указывает, как когда поступить в угодность Господу, укрощает страсти, на которые чтение слова Божия действует всегда успокоительно. Какая бы ни волновала тебя страсть, начни читать слово Божие и страсть будет становиться все тише и тише, а наконец и совсем угомонится. Богатящийся ведением слова Божия имеет над собою столп облачный, руководивший израильтян в пустыне.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года