Бить или не бить

"Реплики" Александра Ткаченко

Бить, или не бить – вот в чем вопрос. Причем, не абстрактный, а вполне себе насущный и животрепещущий, когда речь заходит о воспитании мальчиков в христианской семье. Должен ли мальчишка постоять за себя в уличной драке?

Наверное, каждый православный родитель в какой-то момент вынужден был задуматься над этой проблемой. С одной стороны – вроде бы и говорить об этом странно: конечно – должен. Иначе, какой же он мальчишка? Но с другой-то стороны есть слова Христа о том, что в ответ на удар следует подставить другую щеку. Понятно, что это иносказание. Но и прямой смысл этих слов никто не отменял. Вот и попробуйте тут, определитесь папа с мамой – как растить мальчика в христианском духе, но при этом еще и воспитывать в нем мужские качества. Ведь для мужчины способность защитить себя и своих близких – определяющая черта, без которой он и мужчиной-то может называться с большой натяжкой. А ты должен кротко и благостно объяснять своему сыну, что, вот мол, нужно позволить себя бить, сынок, потому что этого от нас хочет Бог…

Для меня эта проблема встала в полный рост, когда мои сыновья пошли в школу. Которая у нас – не какая-то там особо-православная гимназия, а вполне себе обычная провинциальная школа. Со всеми присущими этому классу учебных заведений особенностями. В детский сад мы их не отдавали. Со сверстниками они в ту пору общались лишь в Церкви, и это были ребята, воспитанные в христианском духе. Но в школе им сразу же пришлось столкнуться с оголтелой местной гопотой. Которая матом не ругается, потому что на нём разговаривает. А из невербальных средств коммуникации признаёт лишь прямой и боковой удары в голову.

И когда я все чаще начал слышать от моих мальчишек унылые рассуждения о том, что они, де «прощают» своих обидчиков, потому что те, мол «не ведают, что творят», то понял, что ситуацию необходимо срочно менять. Потому что вовсе не христианское благочестие стояло за этими хорошими и правильными словами, а обыкновенная трусость и малодушие.

Сейчас, мне очень хотелось бы написать, что я хорошенько все тогда обдумал, и нашел универсальный способ совместить в воспитании своих детей мужественность и христианство. Но, увы – к сожалению, такого способа я тогда найти не смог. И просто начал тренировать моих мальчишек, учил их быть сильными, не бояться боли, бить самим, и грамотно уходить от чужих ударов. Короче говоря – я стал учить их драться. Понимая, что это умение полностью идет вразрез с теми нравственными установками, которые они получили от меня же в детстве, и прямо противоречит евангельским словам о другой щеке, которую нужно подставить. Я все это понимал, но выбирать приходилось всего из двух вариантов. Либо мои сыновья становились зачуханными изгоями с благочестивой демагогией и со сломанным характером, либо – учились, получив по правой щеке, грамотно бить противника в левую…

Став постарше, ребята стали серьезно заниматься рукопашкой. Секций в нашем городишке не было. Лишь в местном спортзале была оборудована «качалка», где всё те же гопники с матерком нагоняли себе мышцу, периодически выбегая на улицу покурить.

Поэтому, я просто накупил мальчишкам боксерских мешков, перчаток, шлемов для спарринга и прочего спортивного барахла. И они стали тренироваться дома, благо, места у нас для этого – целый сад. А когда ученик готов, как известно, приходит учитель. Сначала их стал тренировать сосед по улице, наш прихожанин, который в юности серьезно занимался боксом. Потом, неожиданно появились другие учителя – двое местных парней, служащих в Московском ОМОНе, с которыми мои ребята познакомились во время ежедневных пробежек. Регулярные занятия с мастерами, отжимания, пресс, скакалка, работа на мешке, спарринги… Через полтора года такой жизни мне пришлось уже очень серьезно и подолгу объяснять им, почему человек с поставленным ударом не должен бить другого человека в голову. Слава Богу, ребята вняли этим моим увещеваниям. И когда на моего Глеба напал один из местных приблатненных «авторитетов» сын не нанес ему ни одного удара. Но тот во время стычки очень хорошо понял, что драться с Глебом ему больше не следует, и лучше бы найти для самоутверждения объект попроще.

Странным образом, мальчишки заработали себе авторитет в той же гопацкой среде практически без драк. Возможно, тому причиной было несколько их тренировок в спортзале, когда гопники, отвлекшись от своего железа, имели возможность понаблюдать за их спаррингами, и прикинуть – каких нехилых люлей можно огрести от этих улыбчивых и доброжелательных парней. Или, может быть, от готовых к драке людей просто идет некая волна уверенности в себе, а у хулиганья очень хороший нюх на такие вещи. Как бы то ни было, но больше моих ребят обижать никто из местной шпаны не решался ни на улице, ни в школе.

Никому не навязываю свою точку зрения, но убежден теперь твердо: подставить другую щеку по заповеди, а не по трусости, может лишь тот, кто имеет полную возможность ответить ударом на удар. Но не делает этого по слову Христа.

http://foma.ru/bit-ili-ne-bit.html

 
 
 
Сегодня 23 ноября (10 ноября) суббота
Великомученик Георгий Победоносец

Седмица 22-я по Пятидесятнице.

Апп. от 70-ти Ераста (Житие, икона), Олимпа (Житие, икона), Родиона (Житие, икона), Сосипатра (Житие), Куарта (Житие, икона) (Кварта) и Тертия (Житие). Колесование вмч. Георгия (Житие, икона) (Груз.). Мч. Ореста (Житие, икона) врача. Сщмч. Милия (Житие, икона), еп. Персидского, и двух учеников его. Мч. Константина (Житие), кн. Грузинского. Прп. Феостирикта (икона), иже в Символех. Прмч. Нифонта (Житие) и мч. Александра (Житие). Сщмчч. Прокопия (Житие), архиеп. Одесского, Дионисия, Иоанна (Житие) и Петра пресвитеров. Сщмчч. Августина (Житие), архиеп. Калужского, и с ним Иоанна (Житие) пресвитера, прмч. Иоанникия (Житие) и Серафима, мчч. Алексия (Житие), Аполлона (Житие), Михаила (Житие). Мч. Николая (Житие) и мц. Анны (Житие) и св. Бориса (Житие) исп., диакона. Мцц. Ольги (Житие) и Феоктисты (Житие).

8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Панихида.
16.30   Молебен о беременных.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Завтра 24 ноября (11 ноября) воскресенье
Вмч. Мины (304).Мч. Виктора и мц. Стефаниды (II). Мч. Викентия (304).Прп. Феодора Студита, исп. (826). Блж. Максима, Христа ради юродивого, Московского (1434).
6.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
9.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечерня с акафистом прп. Тихону Медынскому.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Гал. 1, 3-10; Лк. 9, 37-43). По отшествии с горы Преображения, Господь исцеляет бесноватого юношу. Исцелению предшествовал укор в неверии, как причине, по которой бедствовавший не был исцелен учениками. Чье бы ни было это неверие - отца ли, который привел сына, собравшегося ли народа, или, может быть, и апостолов - видно только, что неверие затворяет двери милостивого заступления Божия и помощи, а вера отверзает ее. Господь и сказал отцу: сколько можешь веровать, на столько и получишь. Вера не дело одной мысли и ума, когда относится к лицу, а обнимает все существо человека. Она заключает взаимные обязательства верующего и Того, Кому он верует, хоть бы они не были выражаемы буквально. Кто верует, тот на того во всем полагается и отказа себе от него ни в чем не ожидает; потому обращается к нему с нераздвоенною мыслью, как к отцу, идет к нему, как в свою сокровищницу, в уверенности, что не возвратится тощ. Такое расположение склоняет без слов и того, к кому оно имеется. Так бывает между людьми. Но в истинном виде является сила расположений, когда они обращены ко Господу, всемогущему, всеведущему и хотящему подать нам всякое благо; и истинно верующий никогда не бывает обманутым в своих ожиданиях. Если мы чего не имеем и, прося того, не получаем, то это потому, что нет у нас должной веры. Прежде всего надо взыскать и водворить в сердце полную веру в Господа, взыскать и вымолить ее у Него, ибо и она не от нас, а Божий дар. Отец юноши на требование веры молился: "верую, Господи, помоги моему неверию". Веровал слабо, колеблясь, и молился об утверждении веры. А кто похвалится совершенством веры и кому, следовательно, не нужно молиться: "помоги, Господи, моему неверию"? Когда бы вера была в силе у нас, то и мысли были бы чисты, и чувства святы, и дела богоугодны. Тогда Господь внимал бы нам, как отец детям; и что ни вспало бы нам на сердце, - а вспасть могло бы при этом только одно приятное Господу, - все то получали бы мы без отказа и отсрочки.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года