Пасха

Протоиерей Игорь Рябко

Казалось бы, что еще можно сказать об этом дне? Сколько проповедей, сколько слов сказано! Но как это ни странно, Пасха – самый непонятный праздник для большинства крещеного православного народа.

Это вывод из моего более чем двадцатилетнего опыта преподавательской богословской работы. Многократно меня приглашали читать лекции в разные светские вузы и общественные организации. Тема Пасхи – одна из тех, что я поднимал на этих встречах в первую очередь. Вопрос, казалось бы, простой.

– Что мы празднуем и чему радуемся на Пасху?

– Тому, что воскрес Христос.

– Ну а вам что до этого? Это же Он Воскрес, а вы тут при чем?

Далее в лучшем случае начинаются более расширенные объяснения следствий Воскресения. Он победил смерть, грех, диавола и т.д. Я все равно не унимаюсь и прошу мне как-то объяснить, какая же всё-таки связь между всеми достижениями Христа и вами, вот теми, которые сидят сейчас передо мной, сытые и довольные от съеденных куличей. Ну а если бы Он не воскрес, например, а умер? Церковь бы продолжала учить о том, как надо хорошо жить, как важно быть человеком нравственным. В Евангелиях были бы описаны те же заповеди Иисуса, те же чудеса, исцеления, притчи и прочее – всё то же, кроме одного. Не было бы Воскресения. Что-то бы изменилось?

Ответ был прогнозируемым:

– Да, не надо было бы печь куличи и красить яйца. А так все то же…

Ни разу я не смог добиться хоть какого-то внятного объяснения связи жизни и смерти Христа с личной жизнью и смертью моих современников. Пасха большинством их них воспринимается как хорошее, доброе событие прошлого, которое почему-то важно помнить и сытно праздновать в настоящем. В принципе, никто и не против, тем более что вкусно и ванильно-радостно.

Но все же какая связь?

Мы учим о том, что в событии Воскресения Христа нам явлен образ воскресения человека. Является ли это событием механическим? Бог воскрес, и наша личность получила новую «неубиваемую» прошивку последней версии «Воскресная»? Нет, к сожалению. Бог только создал своим Воскресением эту прошивку, но установить ее нам нужно самим, вручную. Притом каждому это нужно сделать лично, своими руками. Нельзя вызвать специалиста, который бы это сделала вместо вас.

Представим себе тоннель жизни. Рождение, взросление, возмужание, старение и умирание. Время только меняет интерьер тоннеля. Еда и вода сегодня стали плохими, но зато появились мобильные телефоны и интернет. А так всё то же самое. Внешне, казалось бы, ничего Воскресение Христа не изменило в нашем земном мире. Но на самом деле произошло колоссальное по значению изменение.

В тоннеле, где до этого была только единственная односторонняя ветка, появилась еще одна. Узкая, незаметная, но именно та, которая положила начало возможности другого пути следования. До этого всё было банально однообразно. Родился и катишься, как с горки, вниз, к старости и смерти, а потом проваливаешься, как бильярдный шар, в темноту ада. А вот здесь на пути жизни появился Христос, который стоит на железнодорожном полотне твоей судьбы и предлагает остановиться и перевести стрелку. Жизнь может пойти иначе. Есть новый путь – он ведет не вниз, а вверх, не в темноту, а к Свету, не к смерти, а к Жизни.

И вот, жизнь во Христе – это и есть соблюдение условий перехода на новый путь следования, это и есть та перепрошивка души, которая даст нам возможность совоскреснуть вместе с Ним. Сдирание с кровью и потом кожи Ветхого Адама, обновление Нового во Христе, распятие плоти со страстями и похотями, вбирание в себя благодати Духа Святаго.

О чем это я? Кто мне скажет?… Тишина.

Что такое Пасха для обрядоверческого лубочного «православия»? Это когда мы едем по этому злополучному тоннелю и на очередной остановке выходим подышать воздухом. Видим Христа, одетого в форму работника железной дороги, который зовет нас перевести стрелки жизни и идти за Ним, туда, где дорога идет вверх, к Небу. Мы подходим к Нему, садимся у Его ног, съедаем кулич, освященное яичко, выпиваем водочки. Говорим ему «Христос воскресе», Он соглашается, отвечает «Воистину». Ну а мы возвращаемся в свой вагон, на свое место, и едем дальше в том же направлении, которое было проложено тысячи лет назад – вниз, в темноту безбожной вечности.

http://www.pravoslavie.ru/102773.html

 
 
 
Сегодня 24 ноября (11 ноября) воскресенье
Вмч. Мина

Неделя 22-я по Пятидесятнице.

Вмч. Мины (Житие, икона). Мч. Виктора (Житие, икона) и мц. Стефаниды (Житие, икона). Мч. Викентия (Житие, икона). Прп. Феодора (житие, икона) Студита, исп. Блж. Максима (Житие, икона), Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Мч. Стефана (Житие, икона) Дечанского (Серб.). Прп. Мартирия (житие, икона) Зеленецкого. Сщмч. Евгения пресвитера.

6.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
9.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечерня с акафистом прп. Тихону Медынскому.
Завтра 25 ноября (12 ноября) понедельник
Свт. Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского (616). Прп. Нила постника (V).
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Еф. 4, 1-6; Лк. 10, 25-37). Вопрошавшему о том, как спастись, Господь с Своей стороны дал вопрос: "в законе что написано? как читаешь?". Этим Он показал, что за разрешением всех недоразумений надо обращаться к слову Божию. А чтоб и самих недоразумений не было, лучше всего всегда читать Божественное Писание со вниманием, рассуждением, сочувственно, с приложением к своей жизни и исполнением того, что касается мыслей - в мыслях, что касается чувств - в чувствах и расположениях, что касается дел - в делах. Внимающий слову Божию собирает светлые понятия о всем, что в нем, и что около и что выше его: выясняет свои обязательные отношения во всех случаях жизни, и святые правила, как драгоценные бисеры, нанизывает на нить совести, которая потом точно и определенно указывает, как когда поступить в угодность Господу, укрощает страсти, на которые чтение слова Божия действует всегда успокоительно. Какая бы ни волновала тебя страсть, начни читать слово Божие и страсть будет становиться все тише и тише, а наконец и совсем угомонится. Богатящийся ведением слова Божия имеет над собою столп облачный, руководивший израильтян в пустыне.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года