Система, которая воспитывает сама

Протоиерей Димитрий Рощин

СИСТЕМА, КОТОРАЯ ВОСПИТЫВАЕТ САМА 

 Протоиерей Димитрий Рощин – настоятель храма святителя Николая на Трех горах. В прошлом году его семья отметила 20-летний юбилей. Для прихожан храма семья настоятеля – эталон. Мужья иногда говорят своим женам: «Вот бы ты была как матушка Люба!» И получают закономерный ответ: «Если бы ты был как отец Димитрий, то и я была бы как матушка Люба!» Отец Димитрий и матушка Любовь рассказали о том, как они выстраивают отношения друг с другом и воспитывают своих восьмерых детей. 

Отец Димитрий: 

– Брак может состояться только в одном случае – когда у него есть сверхзадача. У меня сверхзадача – Бог. Я всегда говорю, что, если убрать Бога из моей жизни, сразу всё закончится. Я могу являть любовь и внимание к окружающему миру, только находясь в Боге. Без Него всё рухнет. 

Я никогда не думал, что стану многодетным отцом. И сейчас я себя им не ощущаю. Как я не чувствую, что у меня есть борода, так я не чувствую, что у меня есть брак и восемь детей. Это какая-то вещь, которая присутствует в моей жизни в рамках некоей сверхзадачи. И я люблю это всё так же, как я люблю эту сверхзадачу. Мне не тяжело это нести, я делаю это с большой радостью. То есть это действительно мое счастье, но оно заключено внутри моих взаимоотношений с Богом. Вне этого оно было бы просто невозможно. 

Мы так воспитаны, что нам кажется, будто жизнь сложно устроена, а жизнь устроена очень просто. Если изначально человеку были даны правильные установки, они потом задают порядок всему. Все эти переживания человеческие, которые сейчас выливаются во всякие отклонения, поиски смысла жизни, отвратительное современное искусство, похожее на мерзкий крик умирающего существа, – всё это результат того, что человечество уже в нескольких поколениях живет неправильно. Когда жизнь выстроена правильно, она, может, не так драматически ярка, но она не так трагична, не так развалена. Если человек живет в Боге, он не занимается проблемой своих страстей, часто неисцелимых, а занимается своим развитием

Матушка – христианка по сути своей. Она создана для того, чтобы дарить людям вдумчивую, не сомневающуюся, жертвенную любовь. Это благодатная почва, на которую упали семена евангельские, она в этом смысле нашла себя. Я уверен, что если бы она была монахиней, было бы то же самое; если бы она была замужем за другим человеком, было бы то же самое. У нее есть определенная направленность на жертву. Это такая жертва, которая, как и настоящая любовь, не видит никаких изъянов, а если видит, то не осуждает, а страдает. Матушка, как любой человек, имеет свои неприглядные черты, но так как она реализует свое женское предназначение, все эти вещи покрываются ее трудом. Труд – это лучшее средство от всяких внутренних недугов

Чтобы родители стали авторитетом для детей, они должны быть авторитетом друг для друга. Нужно относиться друг к другу с величайшим почтением, тогда и дети будут относиться к родителям с величайшим почтением. Это очень простой закон, никакого другого закона нет. Старшие дети должны быть воспитаны в почтении к родителям, а младшие будут брать с них пример, потому что у них просто нет другого выхода. 

Самый сложный вопрос воспитания – сохранить детское доверие. Надо общаться с детьми, дружить с ними. Это должна быть дружба сильного с менее сильным, наполненного с менее полным. Воспитание – это переливание из одного в другое. Но все условия должны быть оговорены заранее, чтобы не возникло панибратства в этой дружбе. Должны быть очерчены точные границы, и каждый из родителей их очерчивает сам, у каждого они индивидуальны. Если границы нарушаются, это не проблема детей. Вообще нет проблемы детей, есть проблема родителей. Бывают очень сложные детские характеры, но родители – хозяева в этом общении; если мы тратим на него время, думаем о нем, выстраиваем его, то у нас всегда всё будет хорошо с детьми, потому что дети полностью зависят от нас. Все детские несчастья, ошибки, сложности – в них виноваты не дети. В них виноваты родители – и больше никто. 

В многодетной семье дети не растут эгоистами, каждому из них не уделяется избыточное внимание. На наших последних мальчишках вообще никакого внимания не сосредоточено. У них нет повода возгордиться. Многодетная семья – это естественная среда, в которой ребенку проще находиться, потому что он понимает, что вокруг есть другие люди и эти люди тоже на что-то претендуют. В общем, это правильно. Многодетная семья – это система, которая воспитывает сама себя. 

Матушка Любовь: 

– На венчании наш духовный отец Владимир Волгин сказал нам удивительную проповедь о том, что отношения мужа и жены – как цветы, которые должны принести плоды. И чем позже они созреют, тем лучше, потому что ранние плоды ненадежные, не могут дать душе достаточно пищи. Еще мне запомнился тост взрослой супружеской пары: они сказали, что важно всегда иметь чувство необходимости присутствия супруга в твоей жизни. Ощущать, что тебе его не хватает, тянуться к нему душой. 

О том, сколько у меня будет детей, я никогда не задумывалась. Отец Владимир как-то сказал мне: «Скоро будешь многодетной матерью». Меня никак это не тронуло. Я просто не знала, что это такое, как это – много детей. Меня ждали удивительные открытия: оказалось, что если душа не готова к рождению ребенка, к забвению себя, придется нажать на многие выключатели своей жизни и это будет болезненно. Например, тебе хочется спать – а ты не можешь. К тушению света своей личной жизни я была не готова; начался очень сложный период моего становления. 

Вся жизнь с момента замужества – это длительный путь друг к другу. Муж и жена должны стать одной плотью – это процесс, который занимает всю жизнь. Ты узнаёшь другого человека, он тебя узнаёт. И как ни парадоксально это звучит, но в браке нельзя нарушать личное пространство друг друга. Несмотря на то, что вы становитесь одной плотью, ты не должен заставлять другого человека жить твоей жизнью, твоими прихотями. Нужно научиться терпеть не столько другого человека, сколько себя – свое несовершенство, свои пристрастия, свое несогласие с чем-либо

В самом начале нашей супружеской жизни отец Владимир посоветовал мне молиться святым мученикам Гурию, Самону и Авиву – они покровители брака, помогают сохранить его в крепости и чистоте. Это вообще главное в семейной жизни – молитвы святых, духовного отца и родителей. А так – чем больше терпения и смирения, тем лучше. Любовь в браке появляется не сразу, она растет по мере становления личности. Первые чувства – это влюбленность, а потом она обтачивается обстоятельствами, совместной жизнью и становится любовью. Это произойдет вернее и надежней, если человек живет праведно, ведь в храме созидается дом души его. Я как-то читала дневник одного из Оптинских старцев; там было написано: нужно постоянно испытывать себя, в вере ты или нет. Если это перефразировать, то в семейной жизни тоже нужно постоянно испытывать себя: в любви ты или нет? Как в моем сердце возник много лет назад огненный образ батюшки, так и горит до сих пор. И если вдруг он начинает тускнеть, я понимаю, что со мной что-то не так. Потому что любовь не зависит от того, плох другой или надоел тебе. Только от тебя зависит, любить другого человека или нет. И если это чувство ослабевает, его нужно срочно возвращать, не дожидаясь, когда оно совсем остынет. 

 Отец Димитрий всегда был ко мне необыкновенно внимателен, делал всё, чтобы скрасить мою жизнь, превратить ее в праздник. Он старался оградить меня от быта, чтобы быт не свел меня с ума; всегда искал возможность развлечь меня, дать мне отдохнуть. Как он дарит подарки, как организует поездки – это всегда красиво, щедро. 

Вся наша жизнь строится на батюшке и вокруг батюшки. Двигатель нашей жизни – личность папы. Дети очень любят его, он является для них огромным авторитетом. Особого воспитательного принципа в нашей семье нет. Разве что я стараюсь избегать каких-то вещей, которые ранили меня в моем детстве. Например, я очень тяжело переживала ежедневные походы в детский сад, мне было плохо без мамы. Поэтому я категорически не хотела отдавать в детский сад своих детей. Я не заставляю их есть, если они не хотят. Но вообще это всё вещи второстепенные. Главное – воспитать детей христианами

Наша семья – это чудо. Я не могла бы ни представить, ни придумать себе такую жизнь. Случилось так, как и говорил отец Владимир: чем позже появится плод, тем полезней он будет душе. Сложно сказать, что нас еще ждет, но если говорить про сегодняшний день, то можно вздохнуть полной грудью и жить счастливо. 

Подготовила Анна Берсенева

http://www.pravoslavie.ru/104199.html

 
 
 
Сегодня 11 октября (28 сентября) пятница
Прпп. Кирилл и Мария

Седмица 16-я по Пятидесятнице. День постный.

Прп. Харитона (Житие, икона) Исповедника. Прпп. схимонаха Кирилла (Житие, икона) и схимонахини Марии (Житие, икона), родителей прп. Сергия (Житие, икона) Радонежского. Прор. Варуха (Житие, икона). Мчч. Александра (Житие), Алфея (Житие), Зосимы (Житие), Марка (Житие) пастыря, Никона (Житие), Неона (Житие), Илиодора (Житие) и прочих. Блгв. кн. Вячеслава (Житие, икона) Чешского. Прп. Харитона Сянжемского. Прп. Иродиона (Житие) Илоезерского. Собор (собор) преподобных отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах (прп. Антония) почивающих. Обретение мощей прмц. вел. кн. Елисаветы (житие, икона). Мц. Анны. Прмч. Илариона, прмц. Михаилы. Прмц. Татианы.

8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечерня с акафистом Божией Матери.
Завтра 12 октября (29 сентября) суббота
Прп. Кириака отшельника (556).
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Панихида. Молебен о Российских воинах.
16.30   Молебен о беременных.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Гал. 2, 11-16; Мк. 5, 24-34). У кровоточивой, только лишь прикоснулась она с верою к Господу, и изошла к ней сила от Господа, "тотчас иссяк у ней источник крови". Кровотечение - образ страстных мыслей и замыслов, непрестанно источаемых сердцем, еще не очистившимся от всякого сочувствия к греху; это наша греховная болезнь. Ощущается она теми, которые покаялись и возревновали держать себя чистыми не внешне только, но внутренне. Такие видят, что из сердца непрестанно исходят помышления злые, и болят о том, и ищут врачевания себе. Но врачевания этого нельзя найти ни в себе, ни в других; оно от Господа, именно, когда душа коснется Господа и от Господа изойдет сила в душу, другими словами, когда произойдет ощутительное общение с Господом, которое свидетельствуется особою теплотою и горением внутренним, когда, говорю, это совершится, тотчас душа ощущает, "что исцелена от болезни". Благо великое; но как его достигнуть? Кровоточивая протеснилась к Господу и получила исцеление; и нам надо протесняться к Господу, идти неленостно теснотою подвигов внутренних и внешних. Идущему так все тесно, все тесно и Господа не видно, а потом вдруг тут и есть Господь. И радость! Царствие Божие не приходит с усмотрением. . .
(Лк. 6, 17-23). Ублажает Господь нищих, алчущих, плачущих, поносимых, под тем условием, если все это Сына Человеческого ради; ублажается, значит, жизнь, окруженная всякого рода нуждами и лишениями. Утехи, довольство, почет, по слову сему, не представляют собою блага; да оно так и есть. Но пока в них почивает человек, он не сознает того. Только когда высвободится из обаяния их видит, что они не представители блага, а только призраки его. Душа не может обойтись без утешений, но они не в чувственном; не может обойтись без сокровищ, но они не в золоте и серебре, не в пышных домах и одеждах, не в этой полноте внешней; не может обойтись без чести, но она не в раболепных поклонах людских. Есть иные утехи, иное довольство, иной почет, - духовные, душе сродные. Кто их найдет, тот не захочет внешних; да не только не захочет, а презрит и возненавидит их ради того, что они заграждают духовные, не дают видеть их, держат душу в омрачении, опьянении, в призраках. Оттого такие вседушно предпочитают нищету, прискорбность и безвестность, чувствуя себя хорошо среди них, как в безопасной какой-нибудь ограде от обаяния прелестями мира. Как же быть тем, к кому все это идет само собою? Быть в отношении ко всему тому, по слову св. апостола, как неимеющий ничего.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года