Грех ли есть яблоки до освящения в день Преображения?

foma.ru

Однажды на исповеди священник меня спросил, ела ли я виноград, яблоки или иные плоды до их освящения в день Преображения (19 августа). Я ответила утвердительно, и за свою любовь к фруктам получила от батюшки наказание – месяц не есть виноград и яблоки. Мне стало обидно – неужели я действительно совершила грех?

Людмила, Омск

С точки зрения церковного Устава, батюшка, наложивший на вас такой необычный запрет, прав. Эта норма действительно присутствует в Типиконе – сборнике богослужебных и аскетических указаний. Она говорит о том, что монахам нельзя вкушать плодов до их освящения в день Преображения Господня, и за нарушение этого запрета предписывает нерадивым монахам до 14 сентября не есть виноград и яблоки. Сразу нужно заметить, что данное правило – чисто монашеское и мирян практически не касается. Однако многие духовники распространяют его на своих духовных чад. Вопрос – почему?

Начнем с истории. Еще во времена Ветхого Завета сложилась традиция возносить Богу благодарность за все ниспосланные Им дары. Уродил у крестьянина большой урожай – он его часть приносил в жертву. У скотовода увеличилось поголовье скота – он приводил лучшее животное из своих стад и приносил его снова-таки в жертву. Рыбак, торговец, ремесленник получали хороший доход – они так же стремились отблагодарить Господа за успешно завершенное дело. И в этом не было никакой мистики – щедрые приношения не обеспечивали людям «благосклонность» Бога. Они, прежде всего, воспитывали в них чувство благодарности – важнейшей составляющей любой развитой религии, и вообще любых межличностных отношений.

В старину, когда христианская цивилизация была в основе своей аграрной, существовали различные чины освящения. Сейчас они во многом позабыты. В наши дни Церковью торжественно освящается лишь мед, душистые травы и виноград. Мед и травы – 14 августа, виноград – 19 августа. Именно в эту пору в Малой Азии и Палестине в старину начинался сбор этих продуктов. Яблоки стали освящать гораздо позже, и исключительно в русских странах – на севере Польши и Украины, в Беларуси и России. В этих регионах яблоки стали «заменителем» винограда, который попросту не родил в этой климатической зоне.

Воздержание от вкушения плодов до их освящения – это реализация неписаного принципа: «сначала – Богу, потом – нам» и напоминание о том, Кто является настоящим Хозяином вселенной.

http://foma.ru/grex-li-est-yabloki-do-osvyashheniya.html

Вопрос читателя: Подскажите, пожалуйста, можно ли есть яблоки до праздника Преображения Господня?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: 

Церковь благословляет плоды нового урожая по времени их созревания. В Греции к празднику Преображения созревал виноград, в России — яблоки. Первые плоды винограда и яблок приносили в храм для благословения. Сейчас многие сорта винограда и яблок созревают раньше. Если говорить о яблоках, то на юге России или Украине многие сорта уже поздно собирать на Преображение Господне. Грех не пользоваться Божиими дарами, поэтому то, что созрело раньше, логично приносить в храм по мере созревания. А на праздник Преображения Господня можно принести более поздние сорта. Как быть жителям городов, у которых нет на даче яблонь? Можно купить яблоки и в магазине, принести их в храм с благодарностью Богу за Его щедрые к нам дары. Можно ли есть яблоки до праздника Преображения Господня – вопрос открытый. Думаю, что можно есть лишь те сорта яблок, которые не сохранятся до праздника. Касательно прочих сортов лучше сохранить благочестивую традицию, прописанную в богослужебном уставе. 

В Типиконе действительно есть указание на «воздержание от вкушения плодов до их освящения» для монахов. Это правило можно назвать реализация неписаного принципа: «сначала – Богу, потом – нам».

Кроме того, следует не забывать, что с Яблочным Спасом связаны и другие традиции — после праздника люди щедро делились урожаем: раздавали больным, сиротам и нищим, угощали родных и соседей – и только в последнюю очередь ели сами.

http://foma.ru/mozhno-li-est-yabloki-do-preobrazheniya.html

 
 
 
Сегодня 15 июня (2 июня) воскресенье
Мученик Александр Римский

Седмица 6-я по Пасхе.

Мц. Гликерии (житие) девы и с нею мч. Лаодикия, стража темничного. Мч. Александра (Житие, икона) Римского. Свт. Павсикакия (Житие), еп. Синадского. Свв. Георгия (Житие) исп. с супругою Ириною и чадами. Прп. Евфимия (Житие, икона) Иверского, Святогорца (Груз.). Прав. Гликерии (Житие) девы, Новгородской. Перенесение мощей прмч. Макария (житие, икона) Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца. Сщмчч. Василия (Житие), Александра (Житие) и Христофора (Житие) пресвитеров, прмч. Макария (Житие) и мч. Сергия (Житие). Мчч. 103 Черкасских.

6.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
9.00   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Завтра 16 июня (3 июня) понедельник
Мчч. Лукиллиана, Клавдия, Ипатия, Павла, Дионисия и мц. Павлы девы (ок. 270-275). Перенесение мощей блгв. царевича Димитрия из Углича в Москву (1606).
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение (полиелей).
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Дея. 17, 1-15; Ин. 11, 47-57). "Что нам делать? Этот Человек много чудес творит". Только и нашла в Спасителе виновного иудейская ученость. И в наши дни немецкая ученость только и находит неуместного в Евангелии Христовом, что сверхъестественное: все хорошо, только это - вишь нейдет. И в решении обе учености сошлись. иудейская решила: "лучше, чтобы один человек умер", а не все погибнут; и немецкая положила: устраним сверхъестественное, чтоб сохранить все прочие истины евангельские. Что же вышло? Те сгубили народ, а эти растеряли все христианские истины, и теперь остались почти не при чем. Господь есть краеугольный камень здания спасения; так и вера в сверхъестественное есть краеугольный камень всего здания богодухновенной истины. Сам Спаситель, в лице Своем, венец сверхъестественности, а в Церкви - неистощимый Источник ее. Касающийся сего пункта касается зеницы ока Божия.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года