О городских грехах и о том, как узнать волю божию

Протоиерей Алексий Уминский

Протоиерей Алексий Уминский. Встреча 18 сентября,
молодёжный клуб "Донской" совместно с МФЮА

Христианство – религия городов

Большим городам посвящено множество стихов. Райнер Мария Рильке писал:

Господь! Большие города

Обречены небесным карам.

Куда бежать перед пожаром?

Разрушенный одним ударом,

Исчезнет город навсегда.

Николай Михайлович Карамзин в повести «Бедная Лиза» назвал Москву «ужасной громадой». Правда, «громадой церквей», но сейчас мы бы опустили это уточнение.

Однако если разобраться, христианство изначально было именно религией городов. Первые христианские общины возникали не где-нибудь, а в древних полисах. Именно их жителям – римлянам, коринфянам, эфесянам, фессалоникийцам – адресованы соответствующие послания апостола Павла.

Именно в древних городских общинах родился и образ города-Небесного Иерусалима, который символизировал собою Царство Небесное. Позднее все средневековые города строились именно как модели Небесного Иерусалима, а главы Церквей – митрополиты – были именно епископами больших городов.

У нас сейчас есть стереотип о том, что город полон зла, тогда как настоящая христианская жизнь – в деревне, там и люди добрые. Однако вот у нас нет ни одного епископа, чья кафедра именовалась бы по названию деревни.

Правда, помимо Небесного Иерусалима, в Писании есть и образ другого города, которые ему противопоставлен, – это Вавилон.

В IV веке почти одновременно происходят два события. Амвросий Медиоланский, происходивший из семьи христиан, но, по обычаям того времени, долго бывший оглашенным, бывший мэром города Милана, избирается жителями во епископа.

Но именно тогда же, когда император разрешает открыто строить храмы, Антоний Великий уходит из города в пустыню. И получается так, что Церковь возвращается в большие города, именно уже приобретя этот опыт пустынножительства.

Как же нам жить в большом городе, чтобы он не стал для нас Вавилоном, а стал Небесным Иерусалимом?

Городские соблазны

Давайте разберёмся, что может отлучить от Христа жителя большого города. Суета? Уныние? Алкоголь и наркотики? Секты? Нецензурная брань? Культура? Идеология потребления? Пропаганда разврата? Режим работы? Нехватка времени? Большое количество возможностей? Неверующая среда? Одиночество? Повышенная агрессия? Усталость?

Давайте разберёмся, что из названного составляет именно проблему города.

Суета – это наша проблема; алкоголь и наркотики – проблема не только города. Секты – городская проблема, поскольку город – это место огромного выбора, в том числе неверного.

Нецензурная речь – проблема наша.

Культура – это проблема города, поскольку город – место пересечения разных культур. Правда, не совсем понятно, как культура может помешать встрече со Христом.

Идеология потребления, консумаризм – это проблема городская. Город – это место выбора. Но выбор регулируется рекламой, а реклама всегда навязчива.

Пропаганда разврата – это, по сути, пропаганда одного из вариантов выбора.

Одиночество – это проблема не только городов.

Нехватка времени – это проблема личная.

Таким образом, город – это, прежде всего, место, сопряжённое с возможностью выбора. И напиваться, и блудить можно и в деревне, просто там это происходит, так сказать, без шика. Но именно город даёт возможность заблудиться и потеряться. Он опасен для человека, который не стоит твёрдо на ногах, не имеет законченного представления о добре и зле.

Выстроить стену или Новый Иерусалим?

Однако получается, что все проблемы происходят от того, без чего человек человеком быть не может – от свободы.

Понятно, что наркотики должны быть запрещены, сигареты – уже запрещены, тогда как куда более опасный алкоголь всё равно распивают на любой лавочке. Но мы – христиане, и у нас есть определённые правила, которые тоже можно посчитать ограничением свободы.

Боязнь свободы может заставить нас построить стену, за которой мы спрячемся от города, но будет ли это спасением?

Давайте перечислим возможности, которые предоставляет нам город.

Христианское общение, возможность выбрать храм, найти служение по душе, хорошее качество образования и возможности для развития личной культуры, чувство полноты жизни.

В Москве есть множество музеев, в частности, музей русской иконы, кстати, совершенно бесплатный. Есть множество театров. Сейчас в Манеже идёт совершенно потрясающая выставка о Первой мировой войне. То есть, город предоставляет нам море возможностей для самосовершенствования и преодоления одиночества.

Можно найти себе дружную общину. Можно, в конце концов, просто погулять по городу и вспомнить, какой он красивый, особенно сейчас – осенью.

Именно в больших городах возникают прекрасные возможности для зарождения волонтёрства. Девочки из фонда «Вера», с которыми я часто общаюсь, сутками сидят с больными детьми, и их никто не заставляет.

Получается, можно окружить себя стеной и считать это аскезой, можно вообще уехать из города и купить домик в Дивеево, потому что «антихрист туда не дойдёт». А можно победить город с помощью той же свободы, которую он нам предоставляет. И, в конце концов, сделать из города Иерусалим.

Нужно только определить свои основы – молитвенное правило, календарь постов и трапез. И тогда жизнь постепенно выстраивается.

Но при этом надо не забывать, что «правило» – это ещё не молитва, а соблюдение поста – ещё не пост. Чтобы вычитанное правило не стало чем-то самоценным, той жертвой, которую я приношу церкви, «чтобы Бог от меня отстал». Чтобы «годовой круг постов и трапез» не стал тем замкнутым кругом, по которому я хожу.

Христианин не может быть несвободным. Но при этом надо помнить, что просто механически отгородиться от греха нельзя. Куда бы мы ни пошли, мы возьмём его с собой.

Свобода – один из главных даров, которые Господь вручил человеку. Свободе надо учиться. И её нельзя терять.

Далее протоиерею Алексию Уминскому задали несколько вопросов из зала.

- Скажите, насколько опасно Интернет-общение?

Наверное, как и всякое пространство, которое позволяет общаться, не показывая лица, Интернет несёт в себе определённую опасность, но от него есть и польза.

- А Бог – каков Он?

– Непостижим. У каждого из нас свой опыт общения с Богом. У святых он частично выразим словами, хотя апостол Павел и сказал: «Не видело того око, не слышало ухо» (1Кор.2: 9). И всё же для человека его опыт о Боге – это вся его жизнь. Но вот опыт, которому можно свободно доверять, – это Евангелие.

- Как Вы относитесь к выбору храма? Как сделать, чтобы это не превращалось в «выбор батюшки»?

– Здесь весь вопрос в том, насколько человеку нужен именно Бог.

К сожалению, даже большинству верующих Бог нужен время от времени. Тогда и храм превращается в клуб, из которого можно что-то унести. И как только там что-то не так, человек его покидает, обвиняя всех окружающих.

Если же человеку нужен именно Бог, так вести себя он не решается.

- Как относиться к неканоническим Евангелиям? Например, вот Армянская церковь признаёт Евангелие от Фомы…

Простите, Евангелие от Фомы – достаточно позднее. А Армянская церковь на тот момент, когда сложился корпус священных текстов, была вполне каноничной. В богослужении она использует те же тексты, что и Русская.

Понимаете, тексты бывают разной степени достоверности. Есть тексты вполне авторитетные – просто автор их неизвестен и, как бывает в христианской среде, их приписали кому-нибудь достойному доверия. Таково, например, Протоевангелие Иакова, из которого взята вся история жизни Богородицы, и на основе которого составлена масса песнопений.

Ещё есть автор поучений Дионисий Ареопагит. Правда, он не имеет отношения к Дионисию, члену ареопага, поэтому его теперь чаще называют Псевдодионисием. Эти тексты составляют часть нашего Священного Предания.

А есть тексты недостоверные – «Евангелие от Магдалины», «Евангелие от Иуды».

- А как проявляется воля Божия? Вот, например, жил человек некрещёный, и у него была семья. А потом он крестился, и нашёл себе новую…

Я понял Ваш вопрос. Это так не работает.

Мы привыкли к Божьей воле относиться спонтанно. То есть, много лет мы живём, как живём. А потом вдруг – бабах! – и нам надо срочно узнать, какова воля Божия. Жениться или нет? Поступать в институт или как?

А на самом деле воля Божия проявляется во всей жизни человека. Если человек хочет жить по воле Божией – он идёт к этому всю жизнь – не важно, как именно. Не забывайте, что «воля» и «свобода» – однокоренные слова.

А попытки узнавать волю Божию, как у гадалки, – хоть Вы и «к старцу» поедете – это манипуляция Божеством.

-Некоторые батюшки запрещают постом ходить в театры, музеи. Как Вы к этому относитесь?

Я считаю, что христианство – это не про «можно» или «нельзя».

http://www.pravmir.ru/mozhno-li-spastis-v-sovremennom-megapolise-1/#ixzz3DmUfjTX4

 

 
 
 
Сегодня 27 ноября (14 ноября) среда
Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский

Седмица 23-я по Пятидесятнице. День постный.

Апостола Филиппа (Житие, икона). Правоверного царя Иустиниана (Житие, икона) и царицы Феодоры (Житие, икона). Свт. Григория (Житие, икона) Паламы, архиеп. Фессалонитского. Прп. Филиппа (Житие) Ирапского. Сщмчч. Димитрия (Житие, икона), Александра, Виктора (Житие), Алексия (Житие), Михаила (Житие), Михаила (Житие), Феодора (Житие), Петра (Житие), Алексия (Житие), Сергия, Николая, Василия, Александра (Житие), Николая, Димитрия , Димитрия, Порфирия, Василия, Георгия, Василия, Сергия, Александра, Сергия пресвитеров, Николая (Житие) диакона, прмч. Аристарха, мч. Гавриила и мц. Анны. Сщмч. Феодора пресвитера. Сщмч. Сергия пресвитера.

8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Завтра 28 ноября (15 ноября) четверг
Мучеников и исповедников Гурия, Самона (299) и Авива (322) Прп. Паисия Величковского (1794).

Начало Рождественского поста.
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Панихида.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение (полиелей).
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(1 Тим. 1, 18-20; 2, 8-15; Лк. 15, 1-10). "Притча об овце заблудшей и драхме потерянной". Как велико милосердие Господа к нам грешным! Оставляет всех исправных и обращается к неисправным, чтоб их исправить; ищет их, и когда находит Сам радуется и созывает все небо сорадоваться Ему. Как же это ищет? Разве Он не знает, где мы, отступив от Него? Знает и видит все, но если бы дело было только за тем, чтоб взять и перенести к своим, тотчас все грешники снова являлись бы в своем чине. Но надо прежде расположить к покаянию, чтобы обращение и возращение к Господу было свободное, а этого нельзя сделать повелением или каким-либо внешним распоряжением. Искание Господом грешника состоит в том, чтоб навести его на покаяние. Все вокруг его располагает Он так, чтоб грешник образумился и, увидев бездну, в которую стремится, возвратился вспять. Сюда направлены все обстоятельства жизни, все встречи с минутами горести и радости, даже слова и взгляды. И внутренние воздействия Божии через совесть и другие, лежащие в сердце правые чувства, никогда не прекращаются. Сколько делается для обращения грешников на путь добродетели, а грешники все остаются грешниками!. . . Мрак наводит враг, и им думается, что все ничего, пройдет; а если и вспадают тревоги, то говорят: "завтра брошу", и остаются в прежнем положении. Так проходить день за днем; равнодушие к своему спасению растет и растет. Еще немного и оно перейдет уже в ожесточение в грехе. Придет ли тогда обращение - кто знает.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года