О проповедническом служении
Сергей Комаров
Книга Деяний, которую Церковь открыла нам в Пасхальную ночь, продолжает рассказ о жизни первой христианской общины. Прочитаем, как апостолы в первый раз были арестованы за проповедь Евангелия: «Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти, и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу. Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни» (Деян. 5:12–20).
В Писании есть чудеса, сопровождаемые словами, а есть чудеса, совершаемые без слов. Последних гораздо меньше первых. Например, Петрова теща исцеляется от горячки молчаливым прикосновением (см. Мф. 8:14–15). Но, как правило, всегда нечто говорится или перед чудом, или после него. Такие фразы есть, по сути, библейские комментарии к чуду. Чаще всего это диалоги.
Сын Божий готовится воплотиться – Ангел беседует с Марией, а потом и с Иосифом. Иисус исцеляет бесноватого в синагоге – происходит некий диалог между бесом и Спасителем: «Оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него» (Лк. 4:34–35). Исцеление прокаженного – снова обмен репликами, да еще и с некоторым указанием будущих действий исцеленного: «Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы. И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им» (Мф. 8:2–4). Во время изгнания бесов из гадаринского бесноватого Христос выслушивает просьбу легиона нечистых духов и даже выполняет ее (Мф. 8:28–34). Перед тем как вернуть здоровье расслабленному, Иисус говорит: «Дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9:2), указывая основную причину болезней человеческих, а уже затем произносит: «Встань, возьми постель твою, и иди в дом твой» (Мф. 9:6).
Здесь же чудо освобождения апостолов сопровождается ангельским повелением: «Идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни». В этой фразе выражается не только цель, но и причина совершения чуда. Апостолы выходят из заключения для того, чтобы исполнить свою миссию проповеди Евангелия. Выходят потому, что они были нужны Господу.
Важная мысль: проповедник Евангелия особенно дорог для Христа! Христос печется о нем особо; он в некотором смысле нужен Христу. Спаситель внимательно наблюдает за таким человеком, Сам воюет за него, помогает ему.
О тех людях, которые стали устами Его, Христос имеет особое промышление.
Служение проповедника есть служение исключительное, насколько высокое, настолько же и трудное. Библия воспевает проповеднический труд. «Как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» (Рим. 10:14–16). Апостол Иаков пишет: «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5:19–20).
Люди, имеющие способность и желание говорить о вере, высоко ценились как апостолами, так и самим Господом. Например, когда в первые годы жизни Церкви появился «некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях» (Деян. 18:24), который, «горя духом, говорил и учил о Господе» (Деян. 18:25) – он стал очень важной фигурой для Церкви. Его посылали от общины к общине, передавали рекомендательные письма, он пользовался большим уважением. Заметим, что Аполлос не был ни священником, ни епископом, ни диаконом, ни в строгом смысле этого слова апостолом. Это был мирянин, который любил Господа и не мог не говорить о Нем. И Церковь ценила Аполлоса, берегла его.
Да и в наше время, братья и сестры, хорошее слово проповеди на вес золота. Прежде всего потому, что говорить о вере – дело нелегкое. К проповедованию нужно готовиться долгие годы, много читать и постоянно оттачивать искусство речи практически. Но именно это тяжелое церковное послушание миссионерства и катехизации есть едва ли не самое актуальное. С большим сожалением нужно признать: в настоящий момент мы испытываем острый дефицит качественной православной проповеди. Хотьмы и веруем во Христа, но, как правило, являем миру неевангельский образ Христа молчащего, Христа непроповедующего. Мы молчим о нашей вере – и Христос молчит, не имея возможности сказать, ведь Христос проповедует в мире через Своих учеников.
В то время когда мы заграждаем уста Христовы нашей ленью и нелюбовью к слову Божьему, учение о спасении во Христе искажается сотнями сектантских проповедников. Незнание христианского учения в наше дни становится настоящей бедой не только для неверующих, которым могли бы быть адресованы слова нашей проповеди, но прежде всего и для самих христиан. Защита своей веры и разговор о ней всегда углубляют понимание веры. А у нас, из-за нашего молчания, элементарно неразвит речевой аппарат для разговора о Христе. У нас просто нет мыслей о Господе! Как часто в нужный момент мы не можем защитить свою веру – и это очень горько и обидно.
«Все беды от незнания Писаний», – часто повторял Златоуст. А незнание Писаний не из-за того ли, что не звучат поучения, объясняющие Писания? Нет проповеди, нет и знания – и именно по неведению наше общество совершает тысячи грехов. Тех грехов, которых могло и не быть, если хотя бы церковные люди были просвещены.
И сегодня, как некогда, обращены к нам слова, сказанные Богом через Ангела: «Идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни». Несомненно, Бог ждет этого от нас. Будем делать хоть что-нибудь, братья и сестры. Изучать Писание, приобретать опыт дискуссии с сектантами; поступать на катехизаторские курсы, изучать православное наследие. Благовествовать тому, кто способен принять. Свидетельствовать о своей вере, говорить с ближними о ней. Не молчите, православные. Христианство – это словесная религия, религия проповеди и общения. Отказавшись от словесного служения, мы лишаем наше христианство важнейшей стороны его жизни.
Пусть же прочитанное нами ангельское повеление возбудит дух тех, кто способен вместить. Зададим каждый себе вопрос: а почему не я? Почему не я поступил на катехизаторские курсы и закончил их? Почему не я изучаю Библию каждый день? Почему не я спорю с сектантами? Почему не я преподаю в воскресной школе? Почему не я участвую в церковной волонтерской работе? Почему не я? И, даст Бог, найдутся честные души, которым нечего будет ответить на этот вопрос, и он подвигнет их к конкретным действиям.
Христос Воскресе!
http://pravlife.org/ru/content/o-propovednicheskom-sluzhenii