Цвет зависти

"Реплики" Александра Ткаченко

Есть на свете один маленький белый пушистый зверек. Люди говорят о нем снисходительно. И стараются не замечать, как в его белой пушистой шубке поблескивают острые зубы и злобный цепкий взгляд хищника. Вы еще не поняли, о чем речь? Тогда позвольте представить нашу старую общую знакомую – белую зависть.

С детства слышу от разных людей это выражение – «я завидую тебе белой завистью». Так говорят, когда хотят сделать человеку приятно – похвалить какое-то его приобретение, или перемену к лучшему в его жизни – скажем, когда человек купил себе новый автомобиль, или поступил в престижный институт. Наверное, в силу этого привычного словоупотребления, само понятие «белая зависть» тоже как-то потихоньку прижилась у нас в сознании. То есть, оказывается, есть такая форма зависти к другому человеку, которая, по сути дела, и не зависть вовсе, а совсем наоборот – соучастие в его радости.

Но такое понимание зависти – пусть даже очень белой и пушистой – сразу же теряет всякий смысл, если вспомнить первоначальное значение слова «зависть». Словарных определений у него довольно много. Но все они сводятся к изречению святителя Василия Великого – «зависть это печаль о благополучии ближнего».

А теперь, скажите на милость – ну каким же образом возможно и радоваться, и печалиться об одном и том же предмете одновременно? Можно ли одновременно тушить и поджигать один и тот же огонь? Опустошать и наполнять один и тот же сосуд?

Зависть всегда останется завистью, в какой бы цвет мы ее не раскрашивали своим богатым на интеллектуальные увертки рассудком. Если мы искренне радуемся за человека, значит, в этой радости нет места зависти. А если мы чувствуем, как чьи-то зубки больно покусывают наше сердце при мысли о чужом успехе, то не нужно себя обманывать – это она самая и есть – печаль о благополучии ближнего. Правда, изворотливый наш ум так и норовит предложить этому какое-нибудь объяснение, позволяющее не считать себя завистником. Ну, например, что вот мол: «Когда зависть белая, это значит, мы просто хотим, чтобы и у нас были такие же блага, которые нам приглянулись у другого человека. А на его благополучие мы ни в коем случае не покушались даже мысленно – чтоб он сто лет был здоров, богат и счастлив – этот самый, другой человек». Скажешь себе такое, и вроде бы как-то легчает. Чувствуешь даже некоторую удовлетворенность от того, что ты, оказывается, носитель таких сложных и возвышенных чувств.

Но подобным образом впору обманывать себя маленьким детям. Потому что в простом желании неких благ не присутствуют их персонифицированные обладатели, это желание само по себе – вполне абстрактно. А вот зависть, напротив, всегда подразумевает некий вектор, острие которого упирается в конкретного человека. В того самого, которому мы завидуем. И как только обладатель желаемых нами благ появляется в перекрестье прицела наших желаний, можно с полной уверенностью говорить уже именно о зависти. Без всяких скидок на цветовую гамму этого опасного зверька.

Можно желать себе новый дом, автомобиль, или просто – красивое пальто. Можно хотеть учиться в МГУ, МГИМО или даже в Гарварде. Можно мечтать о добром, чутком и умном муже, или нежной и заботливой жене. Можно желать все, что душе угодно. Но если в эти наши пожелания окажется вплетена личность другого человека, уже обладающего такими благами, тогда можно поздороваться – к нам пожаловала в гости зависть. То есть – печаль о благополучии ближнего. И не нужно эту опасную кусачую зверушку одевать в белые одежды, маскируя её от самого себя. Ведь слабее кусаться от этого камуфляжа зависть не станет. А первый шаг на пути к выздоровлению от ее укусов – признание своей духовной болезни.

http://foma.ru/tsvet-zavisti.html

 
 
 
Сегодня 23 ноября (10 ноября) суббота
Великомученик Георгий Победоносец

Седмица 22-я по Пятидесятнице.

Апп. от 70-ти Ераста (Житие, икона), Олимпа (Житие, икона), Родиона (Житие, икона), Сосипатра (Житие), Куарта (Житие, икона) (Кварта) и Тертия (Житие). Колесование вмч. Георгия (Житие, икона) (Груз.). Мч. Ореста (Житие, икона) врача. Сщмч. Милия (Житие, икона), еп. Персидского, и двух учеников его. Мч. Константина (Житие), кн. Грузинского. Прп. Феостирикта (икона), иже в Символех. Прмч. Нифонта (Житие) и мч. Александра (Житие). Сщмчч. Прокопия (Житие), архиеп. Одесского, Дионисия, Иоанна (Житие) и Петра пресвитеров. Сщмчч. Августина (Житие), архиеп. Калужского, и с ним Иоанна (Житие) пресвитера, прмч. Иоанникия (Житие) и Серафима, мчч. Алексия (Житие), Аполлона (Житие), Михаила (Житие). Мч. Николая (Житие) и мц. Анны (Житие) и св. Бориса (Житие) исп., диакона. Мцц. Ольги (Житие) и Феоктисты (Житие).

8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Панихида.
16.30   Молебен о беременных.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Завтра 24 ноября (11 ноября) воскресенье
Вмч. Мины (304).Мч. Виктора и мц. Стефаниды (II). Мч. Викентия (304).Прп. Феодора Студита, исп. (826). Блж. Максима, Христа ради юродивого, Московского (1434).
6.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
9.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечерня с акафистом прп. Тихону Медынскому.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Гал. 1, 3-10; Лк. 9, 37-43). По отшествии с горы Преображения, Господь исцеляет бесноватого юношу. Исцелению предшествовал укор в неверии, как причине, по которой бедствовавший не был исцелен учениками. Чье бы ни было это неверие - отца ли, который привел сына, собравшегося ли народа, или, может быть, и апостолов - видно только, что неверие затворяет двери милостивого заступления Божия и помощи, а вера отверзает ее. Господь и сказал отцу: сколько можешь веровать, на столько и получишь. Вера не дело одной мысли и ума, когда относится к лицу, а обнимает все существо человека. Она заключает взаимные обязательства верующего и Того, Кому он верует, хоть бы они не были выражаемы буквально. Кто верует, тот на того во всем полагается и отказа себе от него ни в чем не ожидает; потому обращается к нему с нераздвоенною мыслью, как к отцу, идет к нему, как в свою сокровищницу, в уверенности, что не возвратится тощ. Такое расположение склоняет без слов и того, к кому оно имеется. Так бывает между людьми. Но в истинном виде является сила расположений, когда они обращены ко Господу, всемогущему, всеведущему и хотящему подать нам всякое благо; и истинно верующий никогда не бывает обманутым в своих ожиданиях. Если мы чего не имеем и, прося того, не получаем, то это потому, что нет у нас должной веры. Прежде всего надо взыскать и водворить в сердце полную веру в Господа, взыскать и вымолить ее у Него, ибо и она не от нас, а Божий дар. Отец юноши на требование веры молился: "верую, Господи, помоги моему неверию". Веровал слабо, колеблясь, и молился об утверждении веры. А кто похвалится совершенством веры и кому, следовательно, не нужно молиться: "помоги, Господи, моему неверию"? Когда бы вера была в силе у нас, то и мысли были бы чисты, и чувства святы, и дела богоугодны. Тогда Господь внимал бы нам, как отец детям; и что ни вспало бы нам на сердце, - а вспасть могло бы при этом только одно приятное Господу, - все то получали бы мы без отказа и отсрочки.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года