Портрет гуся, или как извлечь пользу из злословия

Иеромонах Макарий (Маркиш)

Злословие – вещь понятная, не нужно никому объяснять, что это такое. Но мы хотим поговорить о нем более серьезно, чем в обычной постановке – с позиции принципиальной, христианской, аскетической (аскетической – это не значит, лежать на гвоздях, питаться отбросами, это значит – относящееся к человеческому совершенствованию, гигиене души, здоровью души).

Тут возникает довольно серьезная разница между здоровьем души и здоровьем тела: если у меня болит палец и одновременно повышенное давление, то с пальцем я иду к хирургу, а с давлением к терапевту, и они каждый занимается своим делом, потому что в материальном мире гораздо легче, гораздо естественнее разделение, разложение того, что происходит в жизни, на составные части.

А в духовном, нематериальном мире, которому принадлежит наша душа, это разделение тоже существует, но оно гораздо более проблематично и гораздо менее учетно. Душа одна… Даже про врача говорят: хороший врач лечит не болезнь, хороший врач лечит человека. И гораздо в большей мере то же самое надо сказать и о свойствах нашей души, исцелении нашей души, совершенстве нашей души.

Злословие можно считать неким феноменом, явлением, симптомом некоего внутреннего дефекта состояния человеческой души. Состоит оно в распространении зла через слово. Если я пришел в отдел полиции и меня допрашивают о каком-то событии, и я говорю правду, естественно, и в этом не будет ни одного грамма злословия. Будет четкое истинное свидетельство о том, что происходило.

Если я своему соседу начинаю рассказывать тоже правду, тоже истину о какой-то неприятности, которая произошла с другим соседом, о которой в принципе никто знать не должен, но я об этом рассказываю, приукрашивая, добавляя свой негативный эмоциональный заряд, – вот типичнейшее злословие, распространение зла через слово.

К сожалению, распространенное человеческое качество – наличие злобы в нашем сердце. Я запомнил эпизод: в давней своей молодости (прошло уже лет тридцать, я тогда недавно принял крещение) было у меня немного разных православных знакомых, мы приехали в гости к человеку (знаю к кому, но вам не скажу), она была не христианка. Мы сели за стол, пошел разговор не помню о чем, а хозяйке было неуютно, что она одна в компании людей, в ее понимании – инакомыслящих. И в какой-то момент она подпустила очень жесткую реплику: «А вот почему так получается, что как православные соберутся, всегда друг про друга гадости говорят?» И я язык прикусил и запомнил, много лет прошло, а я помню.

И теперь я сам священник и приходится другим людям делать соответствующие разъяснения – прекрасно понятно, откуда это берется, откуда растут ноги – растут они из нашей греховности, из нашего сердца, наличия злобы в нашем сердце. К сожалению, так…

И как вести с этим борьбу? Как с дурной привычкой! У одного привычка – в носу ковырять, у другого – за ухом чесать, у третьего – слова-паразиты типа «это самое, это самое», хуже – сквернословие. Внимание к себе – это святоотеческое качество «внемли себе» относится к нашему повседневному поведению, правда, далеко не всегда помогает.

Но если мы будем себя слушать, если мы вспомним, что рядом стоит Христос и слушает, что мы говорим, и участвует в разговоре, мы прикусим язык скорее, чем у нас сорвутся с языка нехорошие слова. И даже если они сорвались, мы всегда можем исправить ситуацию, перевести разговор на другую тему, сгладить. Сказали про кого-то что-то плохое? Скажите тут же про него хорошее! «Вот архимандрит такой-то такой глупый, такой-сякой… но столько добра сделал!» Если вы так поведете разговор, то тем самым действительно компенсируете вред, который вы причинили, и избавитесь от этого греха.

А другая сторона этого же предмета – что делать человеку, о котором говорят плохо, клевещут, врут? Есть хорошая мысль, я тоже советовал некоторым прихожанам, – купить, нарисовать или даже вышить картинку с изображением гуся. Почему гуся? Потому что есть хорошая русская поговорка: «Как с гуся вода». Чтобы этот гусь нам напоминал, чтобы с нас, как с гуся вода, стекало все это ненужное, лишнее, зловредное, что о нас говорят.

Если мы будем так относиться к злословию, это огромнейшая польза. Но есть следующий этап нашего отношения к злословию – это замечательный отеческий принцип, пословица «Пейте бесчестие как родниковую воду». Когда о нас что-то говорят плохо, нас бесчестят, о нас злословят, воспринять это не просто «как с гуся вода», нейтральное, а что-то полезное, что-то хорошее, приносящее мне пользу, как холодная родниковая вода.

И в заключение я приведу один интересный эпизод. На юбилее одного архиерея было много гостей – прихожане, священники. Один пожилой священник произносит тост в честь архиерея: «Наш владыка – самый счастливый человек! Столько грязи, сколько на него вылили, еще ни на кого не вылили!» У всех челюсти немного отвисли… «Он это все перенес с полным спокойствием, миролюбием, терпением. А нам всем это еще предстоит! И вот как мы это перенесем, это еще посмотрим!»

Вот этим можно беседу и закончить!

http://www.pravmir.ru/portret-gusya-ili-kak-izvlech-polzu-iz-zlosloviya/#ixzz3E8WfQySm

 
 
 
Сегодня 10 апреля (28 марта) четверг
Евстратий Печерский

Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий). Великий пост.

Прп. Илариона (житие, икона) Нового, игумена Пеликитского. Прп. Стефана (житие, икона) чудотворца, исп., игумена Триглийского. Мчч. Ионы (житие, икона) и Варахисия (житие) и других с ними. Мч. Бояна (житие), кн. Болгарского. Прмч. Евстратия (житие, икона) Печерского. Прп. Илариона (житие, икона) Псковоезерского, Гдовского. Св. Николая, исп., пресвитера. Сщмч. Василия пресвитера. Мч. Иоанна.

8.30   Часы 3, 6 и 9-й. Изобразительны. Вечерня. Заупокойная лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Завтра 11 апреля (29 марта) пятница
Мчч. Марка, еп. Арефусийского, Кирилла диакона и иных многих (ок. 363).
8.30   Часы 3, 6 и 9-й. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

"Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь" (Прит. 23, 19). Из сердца непрестанно исходят помышления, иногда добрые, а больше злые. Злым совсем не должно следовать, но и добрые не всегда должно исполнять; бывает, что и добрые сами по себе помышления неуместны на деле по обстоятельствам. Вот почему и предписывается внимать себе, смотреть за всем, исходящим из сердца, - злое отвергать, доброе обсуждать и исполнять только то, что окажется истинно добрым. Но лучше бы всего совсем заключить сердце, чтоб из него не выходило и в него не входило ничего, без разрешения ума, чтобы ум во всем предшествовал, определяя движения сердца. Но таким бывает ум только тогда, когда он есть ум Христов. Стало быть, умносердечно сочетайся со Христом и будет внутри тебя все исправно.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года