Нe забудем, не простим?

Владимир Легойда

«Сказано: Возлюби ближнего своего, как самого себя. А вот попробуй, возлюби!» Так говорила моя бабушка. Она не получила почти никакого образования, но была очень мудрым человеком. Настоящей христианкой. Это ее «попробуй, возлюби» я вспоминаю очень и очень часто. Интонация, с которой бабушка произносила эти слова, не оставляла никаких сомнений: это – трудное. Но – самое важное.

Жизнь полна раздражителей, которые мешают любить. Скажем так, чтобы не любить, есть все условия. Чтобы любить, эти условия надо создавать самим. Точнее, с помощью Бога. Вот, например, простое и вечно актуальное правило: Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев (Иак 1:19). (Как будто сегодня написано для дискуссий в социальных сетях, правда?)

Да, удержать свои мысли, не высказать свое мнение, не допустить возникновения конфликта крайне сложно. Это касается любых человеческих отношений: в семье, на работе, на улице, в социальных сетях… Изменить ситуацию, исключить непоправимое, если сосредоточиться не на причинах конфликта, а на возможных последствиях. Кричат в тебе эмоции, и тебе от этого хочется кричать? Подожди. Досчитай до десяти, как всегда советовал мне мой первый духовник. И это, правда, действует, потому что появляется – пусть небольшое – время остыть. Конечно, совет не обладает универсальной силой для всех людей и всех ситуаций. Но работает. Значит, надо пробовать.

А вот еще один из способов, который удалось проверить на себе. Как-то один священник сказал мне: «Я вообще никогда ни на кого не обижаюсь. Если мне кажется, что человек меня сильно обидел или старается обидеть, я представляю себе, что в следующую минуту мы оба умрем. И что перед этим фактом все наши ссоры и все обиды, которые мы воспринимаем непрощаемыми?» Сильный способ, если уметь им пользоваться, то есть если представить так, чтобы сработало. Однажды я сильно поругался с другом, а на следующий день мне пришло от знакомых СМС-сообщение о смерти одного знакомого. Не разобравшись, я сначала подумал, что речь идет о смерти именно этого моего друга, с которым я накануне сильно повздорил.
Как сейчас помню пробивший меня холодный пот и страшное чувство тоски и безысходности: непоправимо! Все, его нет, и я уже никогда не смогу сказать «Прости!» Тогда я понял, что в подавляющем большинстве случаев наш праведный гнев – ничего не стоит…

А праведного гнева сегодня – сколько угодно. Другого не стало – вежливости. А вот в защиту вежливости – пусть даже формальной! – хочется сказать несколько слов. Веками люди соблюдали придуманные ими правила поведения, изучали хитрости этикета и проч. Придавали всему этому большое значение. Наверное, не зря. Мне кажется, нужда в поведенческой норме в современной жизни чувствуется особенно остро.

Взять хотя бы дискуссии в социальных сетях. В подавляющем большинстве этих дискуссий элементарная вежливость отсутствует напрочь. Частично это связано со свободным форматом, жестко диктуемым технологиями: ну не набирают в эсэмэсках каждый раз «Уважаемый, с уважением»… В общем-то, из электронной почты эти «ненужные условности» тоже постепенно уходят. Отчасти, повторяю, это вроде бы как вполне оправданно. С одной стороны. С другой, произнося «уважаемый», «спасибо», «пожалуйста» и прочие речевые анахронизмы, ты, может быть, и не вкладываешь в эти слова всю душу, но все же создаешь определенное «поле вежливости», невольно выстраиваешь определенно – правильные – отношения.

Если нет любви или хотя бы вежливости, намного проще с гневом обрушиться на другого. Мы не боимся проклятий и проклинаем сами. По разным поводам сегодня в медийном, сетевом пространстве гуляет фраза «Не забудем, не простим» – посыл очевидно не христианский. Потому что Христос призывает прощать. И благословлять проклинающих…

И чем сложнее жизнь, чем напряженнее обстановка вокруг – в стране, в мире – тем сложнее, но так же важно быть христианином. Иначе что для нас Евангелие и Христос? Ведь тогда получается, что Евангелие… не для нас, не для нашего времени, не для наших обстоятельств. Но Евангелие написано не для красного словца и не для цитирования. А для того, чтобы так жить.

Нет и не может быть никакой жизненной мудрости, никакого жизненного опыта и обстоятельств, которые оказались бы сильнее и правдивее евангельской правды.

http://foma.ru/ne-zabudem-ne-prostim.html

 
 
 
Сегодня 23 ноября (10 ноября) суббота
Великомученик Георгий Победоносец

Седмица 22-я по Пятидесятнице.

Апп. от 70-ти Ераста (Житие, икона), Олимпа (Житие, икона), Родиона (Житие, икона), Сосипатра (Житие), Куарта (Житие, икона) (Кварта) и Тертия (Житие). Колесование вмч. Георгия (Житие, икона) (Груз.). Мч. Ореста (Житие, икона) врача. Сщмч. Милия (Житие, икона), еп. Персидского, и двух учеников его. Мч. Константина (Житие), кн. Грузинского. Прп. Феостирикта (икона), иже в Символех. Прмч. Нифонта (Житие) и мч. Александра (Житие). Сщмчч. Прокопия (Житие), архиеп. Одесского, Дионисия, Иоанна (Житие) и Петра пресвитеров. Сщмчч. Августина (Житие), архиеп. Калужского, и с ним Иоанна (Житие) пресвитера, прмч. Иоанникия (Житие) и Серафима, мчч. Алексия (Житие), Аполлона (Житие), Михаила (Житие). Мч. Николая (Житие) и мц. Анны (Житие) и св. Бориса (Житие) исп., диакона. Мцц. Ольги (Житие) и Феоктисты (Житие).

8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Панихида.
16.30   Молебен о беременных.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Завтра 24 ноября (11 ноября) воскресенье
Вмч. Мины (304).Мч. Виктора и мц. Стефаниды (II). Мч. Викентия (304).Прп. Феодора Студита, исп. (826). Блж. Максима, Христа ради юродивого, Московского (1434).
6.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
9.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечерня с акафистом прп. Тихону Медынскому.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Гал. 1, 3-10; Лк. 9, 37-43). По отшествии с горы Преображения, Господь исцеляет бесноватого юношу. Исцелению предшествовал укор в неверии, как причине, по которой бедствовавший не был исцелен учениками. Чье бы ни было это неверие - отца ли, который привел сына, собравшегося ли народа, или, может быть, и апостолов - видно только, что неверие затворяет двери милостивого заступления Божия и помощи, а вера отверзает ее. Господь и сказал отцу: сколько можешь веровать, на столько и получишь. Вера не дело одной мысли и ума, когда относится к лицу, а обнимает все существо человека. Она заключает взаимные обязательства верующего и Того, Кому он верует, хоть бы они не были выражаемы буквально. Кто верует, тот на того во всем полагается и отказа себе от него ни в чем не ожидает; потому обращается к нему с нераздвоенною мыслью, как к отцу, идет к нему, как в свою сокровищницу, в уверенности, что не возвратится тощ. Такое расположение склоняет без слов и того, к кому оно имеется. Так бывает между людьми. Но в истинном виде является сила расположений, когда они обращены ко Господу, всемогущему, всеведущему и хотящему подать нам всякое благо; и истинно верующий никогда не бывает обманутым в своих ожиданиях. Если мы чего не имеем и, прося того, не получаем, то это потому, что нет у нас должной веры. Прежде всего надо взыскать и водворить в сердце полную веру в Господа, взыскать и вымолить ее у Него, ибо и она не от нас, а Божий дар. Отец юноши на требование веры молился: "верую, Господи, помоги моему неверию". Веровал слабо, колеблясь, и молился об утверждении веры. А кто похвалится совершенством веры и кому, следовательно, не нужно молиться: "помоги, Господи, моему неверию"? Когда бы вера была в силе у нас, то и мысли были бы чисты, и чувства святы, и дела богоугодны. Тогда Господь внимал бы нам, как отец детям; и что ни вспало бы нам на сердце, - а вспасть могло бы при этом только одно приятное Господу, - все то получали бы мы без отказа и отсрочки.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года