Почему мы проходим мимо?

Елена Тимакова

«Все наше христианство – в нашем ближнем, в готовности прийти на помощь, поддержать, разделить беду». Нам постоянно напоминают об этом священники, святоотеческие книги, само Евангелие. И вряд ли кто-то из слушающих сознательно не стремится этому следовать. Вопрос в другом: воспринимаем ли мы эту необходимую ближнему помощь как одно из возможных благочестивых дел или же – как некую аксиому жизни?

Человек, не играющий в христианство, а реально живущий по Евангелию, никогда не замешкается там, где другие будут стоять с озабоченными лицами, не зная, чем помочь. Я неоднократно убеждалась в этом по жизни: именно христиане, глубоко верующие и, казалось бы, сосредоточенные на внутренней духовной жизни люди, брали меня за руку и куда-то тащили, что-то предпринимали и как-то приводили в чувство в ситуациях, когда даже я сама не могла выразить, какого участия от окружающих жду. Кто-то из давних друзей говорил потом: «Прости, я не знал, что у тебя сложный момент». А они – откуда-то знали. «Я все понимала, но не видела способа…» А они – почему-то видели. «Боюсь, что от моих слов, от жаления тебе было бы только хуже…» А от их слов мне не было плохо, хотя и не были это какие-то особенные слова.

В моей жизни часто бывает по-другому: постоянно оглядываясь, пытаясь что-то сообразить и даже внутренне переживая, я все же в итоге прохожу мимо человека и его беды. Мне тоже неведомо, как можно знать, видеть, ощущать – вовремя и к месту. Но есть одна привычка, которая очень мне помогла. Как-то на исповеди, в монастыре, священник посоветовал мне записывать эпизоды, в которых я не нашла возможности кому-то помочь, и возвращаться к ним через месяц, два, через полгода. Вопрос: «Ты действительно считаешь, что не могла тогда ничего сделать?» – нужно обязательно задавать себе во времени, по мере развития (или же неразвития) в нас христианской души. Стоит мучать себя им хоть иногда, перебирая то, что врезалось в память. И спасительное видение себя и обстоятельств постепенно будет проявляться…

* * *

В то теплое, сырое, туманное осеннее утро мы с дочкой торопились в детский сад. Оставалось прошагать в быстром темпе соседнюю улочку частного сектора, перейти оживленную трассу и…

За поворотом, прямо перед нами, возник огромный обгоревший остов дома. Еще вчера здесь суетилась в вечерних хлопотах семья – свой маленький бизнес, трое детей. «Сожгли?» – мгновенно пронеслось в голове. Удивление и неожиданность заставили остановиться – хоть на миг, несмотря на то, что надо было спешить.

И тут я увидела невдалеке черную тень хозяйки.

Она стояла, прислонившись к деревянному столбу, скрестив руки на груди, и созерцала тлеющие обломки. Никогда прежде мне не приходилось сталкиваться один на один с человеком в начальной, шоковой стадии острого горя. И первой моей реакцией был сильный испуг. Чем прорвется через мгновение эта рассветная тишина – ее криком, проклятьями в чей-то адрес, немым вопросом, от которого я не смогу уйти, хотя я всего лишь первый и случайный утренний прохожий?..

Душа перебирала бессмысленные фразы: «У вас что-то случилось?», «С вами все в порядке?» – а тело пыталось изловчиться и бежать, бежать отсюда скорей! Конечно, мы поучаствуем в общем сборе помощи – днем, когда начнут скидываться все соседи. Мы принесем им что-нибудь из вещей. А сейчас… быть может, и правда сейчас не нужны свидетели?

И тут раздался ее громкий, внятный голос:

– Здравствуйте!

От перенапряжения мысли и растерянности – надо ведь что-то сказать! – я выдохнула в ответ какое-то невнятное междометие. Она все поняла и молча, одними глазами дала понять: «Да, вот так». Молчание становилось еще более неловким, и я заторопила дочку: «Пойдем, пойдем быстрей». Мы ускоряли шаг. Через пятнадцать минут я той же дорогой вернусь обратно. Денег у меня с собой нет. «Пойдемте к нам, выпьем горячего чаю»,– репетировала я про себя. «С печеньками»,– саркастично добавил кто-то внутри, но лучше было бы его не слушать. «А ваши дети, они хоть живы?» Нет, это еще хлеще: вдруг нет – начнется истерика. «А знаете, говорят: если дом сгорел, значит Бог в дом вошел…» Нет, это уж совсем не то что-то в голову лезет…

Муки творчества закончились очень скоро. Огляделась на обратном пути: никого на прежнем месте уже не было. Так и не найденные слова остались на душе тяжким грузом. Вечером я попросила мужа передать погорельцам небольшую сумму денег, а сама отправилась украдкой взглянуть на пепелище. Там уже кипела работа: вокруг стояло семь или восемь машин – разбирать завалы во множестве приехали друзья. Хозяйка энергично руководила процессом в чьей-то огромной спортивной куртке с надписью «Локомотив». Я невольно улыбнулась: и правда «локомотив»! Где ее только было не встретить – и в родительском комитете детского сада, и на покраске обелиска ко Дню Победы… И стало как-то незаметно для себя самой понятно, почему в ее жизни есть эти восемь машин друзей, примчавшихся помочь в несчастье, а у меня, если трезво смотреть на жизнь, их бы не было.

* * *

Бывать на поминках мне доводилось всего три-четыре раза в жизни: в нашей семье не принято было ходить на них и поддерживать связи с родственниками, а знакомых у меня немного. Возможно, поэтому заунывное пение «читальщиц» каждый раз производило на меня поражающий эффект, и я напрочь выключалась из процесса. Вот и в то утро – праздник Воздвижения Креста – полтора десятка человек, собравшихся в доме у моей бывшей соседки, поминали ее сына Петю, а я все глубже погружалась в свои думы…

Петю было чем хорошим вспомнить, хотя последние месяцы жизни он беспросветно пил. Его мать прятала у меня литые фамильные старообрядческие иконы и плакала порой по нескольку часов кряду. А как не плакать: умница и гордость военного училища, гиперответственный, ранимый парень не справился с «зеленым змием», придя домой после Первой чеченской войны. В неравной схватке с собственной страстью он продержался почти двадцать лет, во многом благодаря горячим молитвам матери и удивительной цепкости к хорошему, которую я отмечала, невольно сравнивая его с другими болящими тем же недугом. Он подолгу трудничал в дальнем, глухом монастыре, исповедовался и воцерковлялся, усердно помогал родителям на даче, но, почти уже выбравшись из зависимости, скатывался вновь. Господь не оставлял его и за несколько лет до смерти, в совсем уже зрелом возрасте, послал ему умную, любящую жену и замечательного сына.

Тогда-то, ради маленького Лешки, он и предпринял свой последний отчаянный порыв. На работу его не брали, и он пошел по какому-то простейшему объявлению в «коробейники»: ходил по офисам и электричкам с энциклопедиями «на все случаи жизни», китайскими механическими игрушками и фонариками и – чаще всего безуспешно – предлагал что-нибудь приобрести.

Однажды он пришел ко мне домой. Нервно звоня в звонок, в неудобное, вечернее время. В его руках была огромная, дорогущая книга, красочный путеводитель по храмам и монастырям. Совершенно мне ненужная и, более того, неподъемная для бюджета. Я пятнадцать минут смотрела в его бездонные есенинские глаза и повторяла, что ничего у него не возьму, не имею возможности. Наконец он ушел. А через некоторое время – ушел навсегда, во время очередного срыва не выдержало сердце. И первой, странной мыслью было тогда: жаль, что вокруг него не было святых. Поскольку, как кажется теперь, будь рядом с ним какой-нибудь святитель или преподобный, он бы обязательно покупал его книги. Даже самые дурацкие. И может быть, именно эта малая милостыня была бы той каплей, которой недоставало на нужной чаше весов…

* * *

Однажды, в социальной Сети, я приняла предложение переписываться с одинокими бабушками. Занятие для меня необременительное и несложное – раз в месяц накатать страничку теплых слов, спросить о житье-бытье, здоровье… Однако любая составляющая того, что мы называем делами милосердия, имеет в себе некий подводный камень. И этот подводный камень приготовлен лично для нас.

Спустя примерно полгода переписки бабушку перевели из дома престарелых, в котором она чувствовала себя сносно, в какой-то интернат с разношерстным контингентом жильцов, где ей стало совсем невыносимо. И письма, бывшие небольшой отдушиной в привычном старческом мирке, вдруг превратились в ее сознании в единственную надежду на спасение. Мороз бежал по коже при виде корявых прерывистых строк без запятых: «Забери меня отсюда умоляю ты же грамотная и знаешь как это сделать. Чем я помешаю тебе? Я умру здесь приезжай хоть на один день».

Я понимала, что не поеду в этот захолустный городок за полторы тысячи километров от моего дома. Этим письмам была отведена в моей жизни совершенно другая роль – небольших дополнительных костылей в привычном осознании себя «хорошей»… И я, словно пишущая машинка, печатала и отсылала своему адресату поздравительные открытки к праздникам, которые шли тогда чередой: к Пасхе, Первомаю, Дню Победы,– сознавая при этом, что лучше бы ничего не писать, поскольку это все больше похоже на театр абсурда, диалог в сумасшедшем доме… Глубоко пожилой, совершенно измученный человек пытался донести до меня одну-единственную мысль: «Я хочу быть с тобой». «Да-да», «нет-нет» – так было бы честней. Но в ответ летели лишь пожелания «хорошего настроения и не болеть», «яркого солнца и мирного неба»…

Это было испытание любовью, с которым я не справилась.

Сейчас я уверена, что человека можно окружить теплом и заботой настолько, что ему станет хорошо там, где он есть. Это возможно, если сильно о нем молиться и впустить в свою жизнь по-настоящему. Тогда Господь Сам довершит то, что не позволяет нам расстояние и другие непреодолимые обстоятельства жизни.

Только вот на мои письма в дом-интернат давно уже никто не отвечает…

Газета «Православная вера» № 19 (519), http://www.pravmir.ru/pochemu-myi-prohodim-mimo/#ixzz3GOLiEmqx

 
 
 
Сегодня 24 ноября (11 ноября) воскресенье
Вмч. Мина

Неделя 22-я по Пятидесятнице.

Вмч. Мины (Житие, икона). Мч. Виктора (Житие, икона) и мц. Стефаниды (Житие, икона). Мч. Викентия (Житие, икона). Прп. Феодора (житие, икона) Студита, исп. Блж. Максима (Житие, икона), Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Мч. Стефана (Житие, икона) Дечанского (Серб.). Прп. Мартирия (житие, икона) Зеленецкого. Сщмч. Евгения пресвитера.

6.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
9.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечерня с акафистом прп. Тихону Медынскому.
Завтра 25 ноября (12 ноября) понедельник
Свт. Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского (616). Прп. Нила постника (V).
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Еф. 4, 1-6; Лк. 10, 25-37). Вопрошавшему о том, как спастись, Господь с Своей стороны дал вопрос: "в законе что написано? как читаешь?". Этим Он показал, что за разрешением всех недоразумений надо обращаться к слову Божию. А чтоб и самих недоразумений не было, лучше всего всегда читать Божественное Писание со вниманием, рассуждением, сочувственно, с приложением к своей жизни и исполнением того, что касается мыслей - в мыслях, что касается чувств - в чувствах и расположениях, что касается дел - в делах. Внимающий слову Божию собирает светлые понятия о всем, что в нем, и что около и что выше его: выясняет свои обязательные отношения во всех случаях жизни, и святые правила, как драгоценные бисеры, нанизывает на нить совести, которая потом точно и определенно указывает, как когда поступить в угодность Господу, укрощает страсти, на которые чтение слова Божия действует всегда успокоительно. Какая бы ни волновала тебя страсть, начни читать слово Божие и страсть будет становиться все тише и тише, а наконец и совсем угомонится. Богатящийся ведением слова Божия имеет над собою столп облачный, руководивший израильтян в пустыне.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года