Святыни подмосковья
Журнал “Фома"
СВЯТЫНИ ПОДМОСКОВЬЯ
Сегодня в Московской области свыше полутора тысяч действующих храмов и 24 монастыря. Чтобы рассказать обо всех них, потребовалось бы несколько томов. Поэтому в «Путеводителе» мы решили остановиться только на тех святынях Подмосковья, которые, с нашей точки зрения, обладают наибольшей исторической, культурной, духовной значимостью. Полагаем, в этих местах будет интересно побывать всем – и воцерковленным людям, и тем, кто только ищет свою дорогу к храму.
1. УСПЕНСКИЙ КОЛОЦКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Деревня Колоцкое, Можайский район
Летопись связывает основание монастыря с событиями 1413 года. Колоцкая обитель связана с двумя важными событиями. Первое – обретение чудотворной иконы Богородицы. Второе – пребывание штаб-квартиры Михаила Кутузова в стенах монастыря незадолго до Бородинской битвы.
Успенский Колоцкий монастырь. Фото С. М. Прокудина- Горского, 1911 год
В 1413 г. в в этих краях крестьянин Лука нашел на дереве икону Богородицы. Он принес икону домой, и от нее исцелился его больной родственник. Новость о чуде узнали все в округе. В Можайске навстречу иконе вышел с крестным ходом сам князь Андрей Дмитриевич. Вернувшись домой, Лука построил для иконы церковь, а для себя – богатые хоромы. Нанял слуг и стал проводить дни в разгульном веселье. Вскоре крестьянин тяжело заболел, недуг вразумил его – он покаялся и распродал все свое имущество. На вырученные деньги был построен монастырь рядом с тем самым местом, где явилась икона. Первым монахом обители стал Лука.
В советские годы монастырь закрыли, разрушили многие монастырские постройки. Некоторых монахов расстреляли. Верующие прятали Колоцкую икону Божией Матери на частной квартире. Потом след ее потерялся, сохранились только копии – сейчас одна из них в монастыре. Только в 1990-х годах монастырь возродили.
2. СПАСО-БОРОДИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Село Семеновское, Можайский район
Обитель была основана в 1830-х годах. Спасо-Бородинская обитель – живое напоминание о тяготах народа, отражавшего нападение «Великой армии» Наполеона.
Монастырь основала вдова генерал-майора А. А. Тучкова Маргарита Михайловна. Во время русско-шведской войны она сопровождала любимого мужа, жила в палатке, помогала раненым бойцам – была одной из первых российских сестер милосердия. Во время антинаполеоновских кампаний она также была с мужем.
Спасо-Бородинский монастырь. Фото Владимира Ештокина
После гибели супруга в Бородинском сражении Маргарита Михайловна искала его тело среди десятков тысяч трупов, но найти не смогла. А. А. Тучков был сражен близ Семеновских высот. Маргарита Михайловна решила поставить на этом месте храм. Она продала драгоценности и выкупила несколько десятин земли на поле битвы. Здесь в 1820 году был освещен построенный ее трудами Спасский храм. Главной его святыней стал образ Спаса Нерукотворного, полковая икона Ревельского полка.
Шесть лет спустя умер сын Маргариты Михайловны Николай. Она навсегда поселилась в сторожке близ Спасского храма. Вокруг нее за несколько лет образовалась небольшая община вдов и сирот. В 1836 году святитель Филарет Московский благословил безутешную вдову на принятие иночества. А в 1837–1838 годах ее община была преобразована в монастырь. Инокиня Мария, бывшая генеральша, стала его игуменией.
3. ЧЕРНИГОВСКИЙ МУЖСКОЙ СКИТ СЕРГИЕВА ПОСАДА
Город Сергиев Посад, улица Гефсиманские пруды, дом 1
Основан в 1840-х годах. На кладбище Черниговского скита похоронены великие русские писатели и философы – К. Н. Леонтьев (инок Климент) и В. В. Розанов. Судьба скита связана с именами двух больших святых. Святитель Филарет Московский немало способствовал его учреждению. Святой блаженный схимник Филипп стоял у истоков его основания.
Черниговский скит – подворье Троице-Сергиевой Лавры – стоит на берегу пруда в трех километрах от монастыря. Скит вырос из серии келий-пещерок. Первым сюда, в Исаковскую рощу, переселился московский юродивый Филиппушка. Одно время он жил при Лавре, а в 1847 году ему разрешили «выкопать погребок» наподобие тех, что копали себе насельники Киево-Печерской Лавры. Так Филиппушка основал Черниговский скит. Его примеру последовали другие монахи – пещеры копали еще в течение пяти лет. Простота и строгость были заповеданы основателями скита. Облачениям, украшению церкви, самой обстановке скита надлежало подражать «нищете» великих святых – преподобных Сергия и Никона Радонежских. Пещерки и скитский святой источник открыты для посещения.
4. БОГОЯВЛЕНСКИЙ СТАРО-ГОЛУТВИН МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Город Коломна, улица Голутвинская, дом 11.
Обитель возникла в 1370-х – 1380-х годах.
Богоявленский монастырь стоит на окраине Коломны, на месте слияния Оки и Москвы. По одной из версий монастырь этот обетный: как считают некоторые исследователи, его основал святой благоверный князь Дмитрий Донской после Куликовской битвы.
Великий святой пешком пришел в Коломну и подарил будущей обители икону Богоявления из своей домашней церкви, в серебряном окладе, а также ризы и аналойный крест.
Есть легенда, что именно Сергий Радонежский заложил первый камень в основание Богоявленского собора. Сегодня от того, первого, здания, сохранилось немногое – фундамент и цокольная часть. Они находятся в подклете второго Богоявленского собора, построенного над ними в XVII веке. Эти древние реликвии называют «камушками Преподобного».
Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь. Фото конца XIX века.
В честь подворья Старо-Голутвина монастыря в Москве назвали Голутвинскую слободу и Голутвинские переулки.
В 1799 году жизнь обители прервалась: монахов отсюда перевели в здания Коломенского архиерейского дома, где возникла Ново-Голутвина обитель. Однако вскоре монастырь возродился: сюда отправили иноков из другой древней обители – Богородице-Рождественского Бобренёва монастыря.
В советское время монастырь закрывался, здания его пострадали, иноки оказались изгнанниками. Но начало 1990-х стало временем возрождения монастыря. С 1996 года здесь же находится и Коломенская духовная семинария. Десятью годами позже сюда перенесли святые мощи священноисповедника святителя Феодосия (Ганицкого).
5. СВЯТО-ТРОИЦКИЙ БЕЛОПЕСОЦКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Город Ступино, улица Белопесоцкая
Обитель основана во второй половине XV века. Свято-Троицкая Белопесоцкая обитель – одна из старейших на земле Московской Руси.
Монастырь основан иноком Новгородского Варлаамо-Хутынского монастыря Владимиром в месте, именуемом с древних времен Белые Пески, на левом берегу Оки, напротив города Каширы. Неподалеку от этого места в древности процветал город Кремична. Впервые монастырь упоминается в документах в конце 1490-х годов.
Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь. Гравюра второй половины XIX в.
В Белопесоцкой обители хранился чудотворный список с иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Существовала традиция носить этот образ по окрестным деревням. В 1871 году Богородица спасла от холеры село Малино. После падения советской власти икону долгое время не отдавали, но в 2012 году она все же вернулась в обитель.
6. МОЖАЙСКИЙ ЛУЖЕЦКИЙ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ ФЕРАПОНТОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Город Можайск, улица Сергея Герасимова, дом 1.
Обитель возникла в 1370-х – 1380-х годах.
Своим появлением Лужецкий Ферапонтов монастырь обязан двум людям – преподобному Ферапонту Можайскому и можайскому удельному князю Андрею Дмитриевичу. Обитель стоит на правом берегу реки Москвы; это место в древности называли Лужками, отсюда название монастыря – Лужецкий.
Рождеству Пресвятой Богородицы обитель посвятил преподобный Ферапонт, основатель Богородице-Рождественского Ферапонтова монастыря близ Белозерска, а также сооснователь Кирилло-Белозерской обители. Он же стал первым игуменом Лужецкого монастыря. Святой прожил почти до ста лет, похоронили его у стен монастырского собора.
Можайский Лужецкий Рождества Богородицы. Ферапонтов мужской монастырь. Фото С. М. Прокудина-Горского, 1911
Спустя век, в 1547 году, настоятеля причислили к лику святых, а над его могилой построили храм. Сегодня от храма Ферапонта Можайского остался лишь фундамент. Сложен он из белокаменных надгробий со старинными вилообразными крестами.
Лужецкий монастырь славен не только отсветом деяний преподобного Ферапонта, но и блистательным архитектурным ансамблем. Здесь сохранились три храма XVI века, а также множество построек XVII и XVIII столетий.
7. МОНАСТЫРИ И ЦЕРКВИ КОЛОМЕНСКОГО КРЕМЛЯ XVI-XIX ВЕКА
Город Коломна, Кремль.
Первый раз город на пересечении трех рек – Оки, Москвы и Коломенки – упоминается в летописях в 1177 году. В XVI веке Коломна – один из главных оплотов русской обороны от набегов крымцев. Здесь возник могучий кремль, по некоторым параметрам превосходящий даже московский. Ныне от кремля уцелели семь башен и два прясла стен.
На Соборной площади стоят храмы и монастырские постройки. Например, собор Успения Пресвятой Богородицы, история которого уходит ко временам Дмитрия Донского. По соседству – Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь. В храме Воскресения Словущего венчался святой благоверный князь Дмитрий Донской.
Неподалеку от площади, на улице Лажечникова, расположен Брусенский Успенский женский монастырь. От его ограды дошла до наших дней кирпичная стена с изящными башенками в стиле русской готики, одна из которых многие годы простояла покосившейся – горожане называли ее Пизанской. Обитель выросла вокруг шатровой церкви Успения Пресвятой Богородицы XVI-го века по приказу Ивана Грозного – в честь взятия Казани. Здесь хранилась древняя копия Казанской иконы Божией Матери, которую, по преданию, писали прямо с явленного образа.
8. СЕРПУХОВСКОЙ ВЛАДЫЧНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Город Серпухов, улица Октябрьская, дом 40.
Летопись относит учреждение обители к 1360 году. Основание монастыря связано с именем святого митрополита Московского Алексия. Его келейник, преподобный Варлаам, стал первым игуменом обители и вскоре поставил тут каменный храм.
Именно в этом монастыре в 1878 году крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии явилась чудотворная икона Богородицы «Неупиваемая Чаша». Сейчас ее копия хранится в Серпуховском Высоцком мужском монастыре; перед ней верующие молятся об избавлении от греха пьянства. Судьба первого образа неизвестна, он потерялся из виду в 1920-х годах, после закрытия Владычного монастыря. Как говорят серпуховские старожилы, скорее всего, ее сожгли коммунисты на берегу реки Нары.
9. СЕРПУХОВСКОЙ ВЫСОЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Город Серпухов, улица Калужская, дом 5/3
Обитель основана в 1370-х годах
Основателем монастыря стал знаменитый полководец, серпуховской князь Владимир Андреевич по прозвищу Храбрый. Монастырь располагается на холме – отсюда и название.
Высоцкая обитель долгое время была главным духовным центром в узловом пункте обороны русского юга.
Серпуховской Высоцкий мужской монастырь
В XVIII веке тут действовало семь каменных церквей. Во второй половине XIX – начале XX веке, по отзывам современников, это одна из самых благоустроенный обителей империи.
В советское время монастырь пережил чудовищное разорение, но после исчезновения СССР возродился. Сейчас это один из самых значительных архитектурных памятников всего Подмосковья. Здесь находятся мощи преподобного Афанасия Серпуховского Младшего – второго игумена обители.
10. НИКОЛО-УГРЕШСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Город Дзержинский, площадь Святителя Николая, дом 1.
Основание монастыря легенда возводит к 1380 году. Обитель основал Дмитрий Донской. По пути на Куликово поле войско остановилось на привал, и Бог явил князю икону Николая Чудотворца. Чудо воодушевило Дмитрия. В порыве благодарности Господу и св. Николаю он произнес: «Сия вся угреша сердце мое» («Это все согрело мне сердце»).
Но никаких древних построек тут не осталось. В Синодальный период обитель влачила жалкое существование. Неожиданный взлет принесло ей игуменство прп. Пимена Угрешского. Он преобразовал быт монастыря. Во-первых, ввел в обычай большую строгость иноческой жизни. Во-вторых, он прославился как великий строитель, его даже ласково именовали «кирпичником». При нем появились гостиницы, больницы, новые храмы. Он правил обителью более четверти века. Она превратилась в один из величайших иноческих центров России. Тогда возвели Спасо-Преображенский собор, обнесли территорию кирпичной стеной с восемью воротами и шестнадцатью башнями. До наших дней сохранился интереснейший северный участок стены. Его называют Палестиной, или Иерусалимской стеной. На стене запечатлены образы Страстного цикла – иконографические сюжеты, посвященные последним дням земной жизни Христа. Мощи прп. Пимена пребывают сейчас в обители и пользуются большим почитанием.
В 1920 году обитель закрыли, разорили и разместили в ней колонию для беспризорников. А позже стали селить в корпуса простых горожан. В 1940-м был уничтожен уникальный Никольский собор XVI-XIX веков. В 1990-х годах началось долгое и трудное восстановление монастыря от большевистского варварства. Сейчас туда притекает множество паломников и еще того больше – туристов.
11. САВВИНО- СТОРОЖЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Город Звенигород, Городок, дом 5
Обитель основана в 1390-х годах. Обитель стоит на берегу Москвы-реки. Основана преподобным Саввой Сторожевским. В самом конце XIV века князь Юрий Дмитриевич попросил своего духовника – отца Савву – основать монашескую общину. Так в местности под названием Сторожа появилась обитель. Очень скоро в ней появился первый каменный храм, дошедший до наших дней. Это одна из древнейших построек всего Подмосковья – Рождественский собор начала XV века. Паломники приезжают сюда, чтобы помолиться у мощей преподобного Саввы.
Интересно, что колокол на гербе Звенигорода – уникальный 35-тонный большой благовестный колокол монастыря, разрушенный во время Великой Отечественной войны в 1941 году. Как говорили старые люди, в свое время его звон был слышен до самой столицы.
12. ПОКРОВСКИЙ ХОТЬКОВ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Город Хотьково, улица Кооперативная, дом 20.
Точное время основания неизвестно. Предположительно относят его к началу XIV века, но обитель может быть и древнее. Из ныне действующих монастырей Подмосковья этот – самый древний. Первый раз он упоминается в исторических источниках под 1308 годом.
По легенде, в монастыре приняли постриг родители преподобного Сергия Радонежского: ростовский боярин Кирилл и его жена Мария (в старину на Руси допускалось существование обителей где могли жить праведной жизнью как мужчины, так и женщины). В 1992 году Русская Православная Церковь причислила их к лику святых. Теперь паломники могут приложиться к гробнице святых Кирилла и Марии, которая находится в Покровском храме. Здесь же, вероятно, начинал монашествовать и брат преподобного Сергия – Стефан.
Эпоха расцвета наступила в XIX веке. Число инокинь умножилось чрезвычайно, появился величественный Покровский собор, а затем – громадный Никольский.
В Хотьков монастырь верующие часто заезжают по пути в Троице-Сергиеву Лавру. После почти семидесяти лет забвения обитель активно возрождается. Монахини построили сиротский приют, служат сестрами милосердия в местных детских больницах и доме престарелых.
Кроме того, это очень красивое место: монастырь расположен на холме, в обрамлении рощи.
13. ЦЕРКОВЬ ЗНАМЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ДУБРОВИЦАХ
Поселок Дубровицы, Подольский район
Храм строился, а затем был освящен в 1693–1704 годах. Знаменская церковь в древней усадьбе Дубровицы стоит у слияния рек Пахры и Десны, на окраине города Подольска, в 40 км от Москвы.
Нигде в Подмосковье не найти здания, хоть немного похожего на это. Храм украшен множеством элементов: белокаменная резьба, статуи, барельефы и горельефы на евангельские сюжеты. Интересно, что надписи в храме изначально были на латыни, и лишь в XIX веке их заменили на кириллические.
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах
Сохранился деревянный иконостас с резным орнаментом. В плане церковное здание представляет собой равноконечный крест с закругленными краями. Главка его устроена в виде короны.
Как считают специалисты, в строительстве храма участвовали иноземные мастера – итальянские или швейцарские. Их в Россию выписал князь Борис Алексеевич Голицын, воспитатель Петра I и основатель церкви в Дубровицах.
14. СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ В БУТОВЕ
Поселок Бутово, улица Юбилейная, дом 2, Ленинский район.
Строительство храма совершалось в 2004–2007 годах. На Бутовском полигоне стоят две церкви, посвященных памяти новомучеников и исповедников Российских. Одна из них – большая шатровая, похожая на белоснежный корабль, – была достроена и освящена совсем недавно, в 2007 году.
Собор Новомучеников и исповедников Российских в Бутове
Бутовский полигон называют «Русской Голгофой». В Подмосковье это самое крупное место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. С августа 1937 по октябрь 1938 года здесь были убиты и сброшены в рвы более двадцати тысяч человек. Но расстрелы начались здесь еще в 1935 году, а прекратились в 1950-х, и общее число жертв больше названного. Около тысячи из общего числа бутовских жертв подверглись казни за православную веру. Более трехсот из них Русская Православная Церковь прославила в лике святых.
В притворе храма расположена небольшая экспозиция – личные вещи пострадавших на Бутовском полигоне. Под стеклом можно увидеть иконы и облачения новомучеников. Письма, которые заключенные писали родным на свободу. Ботинки, ложки, фотографии расстрелянных.
Уже более десяти лет каждый год в четвертую субботу после Пасхи на Бутовском полигоне совершается патриаршее богослужение под открытым небом.
15. СОБОРНЫЙ КОМПЛЕКС ГОРОДА БРОННИЦЫ
Город Бронницы, улица Советская, дом 61.
Создавался на протяжении долгого времени – с конца XVII по вторую половину XIX века. Храмы города Бронницы стоят особым «островком» прямо у Новорязанского шоссе, близ Бельского озера. Туристы, едущие из столицы в Рязань, неизменно выходят здесь из автобусов и любуются чудесной красотой этого архитектурного комплекса. Собор Архистратига Михаила с высокой колокольней – самый яркий символ подмосковных Бронниц. Главный его объем возвели между 1696 и 1705 годами, соблюдая особенности уже уходящего, но еще любимого нашими зодчими стиля «московское барокко». Позднее к нему пристроили трапезную. Многоярусная колокольня красного кирпича (1853), возведенная архитектором М. И. Бове в русском стиле, – одна из самых высоких во всем Подмосковье, 73 метра. С весны 2010 года на колокольне вновь действуют часы с боем. Здесь же, рядом, стоит церковь иконы Божией Матери Иерусалимской середины XIX столетия.
16. ЦЕРКОВЬ СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА В АБРАМЦЕВЕ
Село Абрамцево, Сергиево-Посадский район.
Храм строился в 1881–1882 годах. Абрамцевский храм – великолепный памятник национального и религиозного возрождения, совершавшегося во второй половине XIX столетия. Известные художники специально изучали традиции древнерусской архитектуры и иконописи, чтобы создать памятник, который всем видом своим показывал бы: современный русский православный человек нерасторжимо связан с жизнью древней Руси.
Церковь Спаса Нерукотворного Образа – это усадебный храм, искусно вписанный в сельский пейзаж. Своим появлением он обязан Савве Ивановичу Мамонтову – блистательному меценату, создавшему творческое сообщество русских живописцев. Строительство храма в его усадьбе стало общим делом его друзей-художников: В. М. Васнецова, В. Д. Поленова, И. Е. Репина, М. А. Врубеля, скульптора М. М. Антокольского.
В храме находится могила Саввы Мамонтова. Сейчас усадьба Абрамцево – это музей-заповедник. Храм открыт для посещения, а богослужения в нем проходят в дни церковных праздников.
17. ИОСИФО-ВОЛОЦКИЙ УСПЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Село Теряево, Волоколамский район.
Монастырь возник в 1479 году. Обитель в конце XV века основал преподобный Иосиф Волоцкий. В годы жизни преподобного Иосифа здесь с исключительной суровостью соблюдались правила монашеской жизни. Средства на учреждение обители дал волоцкий удельный князь Борис Васильевич.
Обитель стала крупным духовным центром. Здесь возникла большая библиотека. Постриженики этой обители становились архиереями, возглавляли Русскую Церковь. В XVI веке здесь пребывал в заключении святой Максим Грек, обвинявшийся в ереси.
В 2001 году археологи обнаружили в монастыре мощи преподобного Иосифа Волоцкого. На глубине больше двух метров, именно там, где, по преданию, был похоронен святой основатель обители. Ученые подтвердили – мощи подлинные. Святыню положили в ковчег в нижнем храме Успенского собора, сейчас к ней может приложиться любой паломник. Здесь же, в обители, обретаются и вериги преподобного Иосифа.
Монастырь окружен стенами и башнями XVI века. Здесь сохранились первоклассные постройки времен допетровской России, среди которых первенствует Успенский собор XVII столетия.
18. ЦЕРКОВЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ В СЕЛЕ ОСТРОВ
Село Остров, Ленинский район
Храм, скорее всего, построен в конце XVI – начале XVII веках. Преображенский храм – загадка для историков. Некоторые исследователи считают, что он построен в память какого-то важного события, но никто не знает, какого. Неизвестна даже точная дата его основания. По традиции, церковь относят к эпохе Ивана Грозного.
Церковь Преображения Господня в селе Остров
Архитектурно храм повторяет сюжет иконы Преображения Господня. Богато украшенный каменными «кокошниками», он возвышается на горе подобно преобразившемуся Спасителю. Боковые приделы освящены в честь Моисея и Илии. А в основании шатра расположены 12 декоративных главок, которые символизируют апостолов. Смешную колоколенку в стиле русской готики пристроили к величественному храму через несколько веков после его воздвижения.
19. ЦЕРКОВЬ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА В МИКУЛИНЕ
Село Микулино, Лотошинский район
Храм возведен в 1550-х годах. У самой окраины Московской области, на живописной поляне в обрамлении древних земляных валов стоит Михайло-Архангельская церковь. Ее величественные пропорции и лаконичный архитектурный наряд создают образ храма-богатыря.
Древний город Микулин на реке Шоша впервые упоминается в летописях в 1363 году. Им правили крупные политические деятели, здесь чеканилась собственная монета, существовали монастыри. Духовным центром города стал собор в честь Михаила Архангела. Древнейшее здание храма не сохранилось. Пятиглавый собор, который стоит сейчас в селе Микулино, возвели в XVI веке. Тогда этой землей владел князь Семен Иванович Микулинский, военный гений Московского государства. Он умер в 1559 году от ранения в шею, полученного во время похода на земли Ливонии, и похоронен в созданном на его средства соборе.
20. ВОСКРЕСЕНСКИЙ НОВО-ИЕРУСАЛИМСКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Город Истра, улица Советская, дом 2
Обитель основана в 1656 году. Возникла обитель благодаря Святейшему Патриарху Никону, а его могила, которая расположена в северном приделе Воскресенского собора, – одна из главных святынь этого места.
Монастырь строился по уникальному замыслу – перенести на нашу землю образ иерусалимского храма Гроба Господня. Причем архитектор использовал деревянную разборную модель иерусалимского храма. Соседствующие постройки и даже названия водных потоков, холмов, урочищ близ монастыря напоминали русскому человеку XVII столетия о святых древностях Иерусалима.
Неподалеку от Воскресенского собора стоит уединенный скит, где долгое время жил сам Никон.
Строительство велось с большим размахом. Оно то останавливалось, то вновь продолжалось и продлилось с перерывами тридцать лет. Завершилась великая архитектурная эпопея лишь при Святейшем Патриархе Иоакиме (1685).
Сейчас «подмосковный Иерусалим» открыт для посещения паломниками. После развала СССР здесь восстановили почти все монастырские постройки: Воскресенский собор, подземную церковь Константина и Елены, крепостную стену с башенками и старинный некрополь. Не удалось сохранить только большую ярусную звонницу XVII века.
21. СОБОР УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ НА ГОРОДКЕ
Город Звенигород, Городок.
Храм строился в 1390-х годах.Успенский собор считается одним из древнейших и, весьма вероятно, самым древним из дошедших до наших времен памятников Московской Руси.
Его также прославили три великие иконы: Спас Вседержитель, архангел Михаил и апостол Павел. Искусствоведы связывают эти работы с именем иконописца Андрея Рублева. Иконы из Успенского собора весь мир знает под названием «Звенигородский чин». Византийская иконописная традиция перемешалась в них с русской. Святыни хранятся в Третьяковской галерее. А в храме на Городке осталась еще одна доска, которую тоже иногда относят к «Звенигородского чину», – образ Иоанна Предтечи, переписанный в XVIII веке.
22. ЦЕРКОВЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ И ПАМЯТНИК ПРЕПОДОБНОМУ СЕРГИЮ РАДОНЕЖСКОМУ
Село Радонеж, Сергиево-Посадский район.
Храм достроен в 1842 году, памятник установлен в 1988 году. Древнее село Радонеж стоит на берегу реки Пажи, в пятнадцати километрах от Сергиева Посада. Около 1328 года здесь поселились ростовский боярин Кирилл, его жена Мария, а также их сыновья: Стефан, Петр и Варфоломей – будущий преподобный Сергий Радонежский, основатель Троице-Сергиевой Лавры. Преображенскую церковь в селе возвели в 1836–1842 годах. Сейчас рядом с ней – недавно построенная часовня с крестом Матроны Московской и святой источник. Архитектура храма простая и добротная, память о святом Сергии является главным украшением этого места. К торжествам, связанным с 1000-летием Крещения Руси, в Радонеже появился памятник работы В. М. Клыкова, посвященный чуду, которое произошло с преподобным Сергием в отрочестве. Это фигура старца высотой 3 метра, в средней части которой – рельефное изображение мальчика с иконой Троицы в руках.
HYPERLINK "http://foma.ru/svyatyini-podmoskovya.html" http://foma.ru/svyatyini-podmoskovya.html