К чему церковь призывает в кризис

Епископ Пантелеимон (Шатов), глава Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению

Владыка, как разрастающийся экономический кризис влияет на людей, которых Вы знаете, на Ваших сотрудников, прихожан, знакомых? Что волнует людей, как они реагируют на происходящее, и что Вы им советуете?

– Есть люди, которые при возникновении трудностей начинают бояться, переживать, спрашивают, что же делать. Часть наших благотворителей сейчас очень сильно сократили свои пожертвования. Сотрудники переживают и волнуются, потому что, если так дальше пойдет, придется закрывать какие-то наши проекты. Например, мы думаем уже о том, чтобы отказаться от открытия детского дома для детей-инвалидов, хотя готовились к этому событию давно. Думаем о том, что еще нам придется сократить. Даже деньги на зарплату уже в феврале могут закончиться. Есть о чем волноваться.

Но есть люди, которые радуются кризису и говорят: «Теперь начинается настоящая жизнь!» Жизнь героическая, которая потребует от нас новых решений, потребует пересмотреть все наши проекты, подумать, где можно сэкономить на чем-то, что-то переработать, где еще искать деньги на то, что уже существует. Такие люди говорят: пришло время, когда нужно думать не только о себе.

И они счастливы! От них можно услышать, что кризисы полезны, потому что, если б их не было, мы бы очень быстро превратились в мещан, благополучных, привыкших к комфорту, привязанных к благам этого мира. А трудные времена помогают понять, что жизнь временна, и привязываться ни к чему земному не надо. Привязываться нужно не к обеспеченности, не к комфорту, а к Христовой нищете, в которой есть красота и свобода. И когда человек что-то теряет в материальном плане, он приобретает свободу.

Есть ли какой-то общий «рецепт», как выжить самому и при этом не забыть о ближнем, не забыть, когда самому непросто и, казалось бы, не до чужих бед?

– Есть замечательный рецепт – он, правда, достаточно длинный – это Евангелие.

Мне кажется, кризис – это время выявления того зла, которое всегда присутствует в мире, но как-то нас не касается. В Африке люди умирают от голода, на Украине – гибнут в гражданской войне, в больницах в Москве огромное количество людей страдает от онкологических заболеваний, у бедных мам нет денег, чтобы вылечить своих больных детей, все время случаются какие-то катастрофы. Зло в мире неизбывно, просто мы живем зачастую в таких условиях, когда оказываемся непричастными к страданиям. Но это ложное ощущение. Зло просто скрыто. И оно присутствует в мире не только в виде страданий, а в виде наших страстей, грехов, отсутствия любви…

Поэтому кризис – это выявление того, что в мире всегда есть, просто зачастую не касается нас непосредственно. А когда касается, мы начинаем более реально смотреть на жизнь, не обольщаемся иллюзиями, пробуждаемся от дремоты, в которую нас погружают какие-то наши мечты.

И в такие трудные моменты становится понятно, каков человек. Вот идет толпа в метро, казалось бы, люди-то все одинаковые, а случись какая-то беда, они сразу делятся на трусов, мерзавцев с одной стороны, и героев – с другой.

Вся наша жизнь, вся человеческая история – это кризис, который затянулся на десятки или сотни тысяч лет! Это реальность, в которой мы живем, и трудные обстоятельства напоминают нам о ней.

Поэтому «рецепт» – следовать заповедям Христа: заповедям о любви, о молитве, заповедям блаженства; тем заповедям, которые дал еще святой Иоанн Предтеча, когда крестил людей в реке Иордан: если у тебя две одежды – поделись с тем, у кого нет ни одной, так же поступай и с едой.

К сожалению, мы в благополучных условиях забываем об этом. А вот в кризис, когда становится больше нуждающихся вокруг нас, у некоторых людей, наоборот, начинается духовный подъем: они стремятся найти нуждающихся и помочь им. И воспринимают это время как время подвига, особой духовной радости, потому что вокруг гораздо больше тех, о ком можно позаботиться, чем в благополучные времена. Кто-то нуждается в духовной поддержке, кто-то в материальной, кто-то – в работе: можно постараться создать новые рабочие места, можно стать добровольцем, которые всегда нужны.

http://foma.ru/episkop-panteleimon-shatov-3-voprosa-o-trudnyih-vremenah.html

 
 
 
Сегодня 30 марта (17 марта) четверг
Преподобный Алексий - человек Божий

Седмица 5-я Великого поста. Великий пост.

Четверток Великого канона.
Прп. Алексия (житие, икона), человека Божия. Прп. Макария (житие, икона), игумена Калязинского, чудотворца. Мч. Марина (житие). Свт. Патрикия, просветителя Ирландии. Прп. Парфения (икона) Киевского. Сщмч. Александра пресвитера. Сщмч. Виктора пресвитера.

8.30   Часы 3, 6 и 9-й. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров.
16.30   Исповедь.
17.00   Соборование.
Завтра 31 марта (18 марта) пятница
Свт. Кирилла, архиеп. Иерусалимского (386).
8.30   Часы 3, 6 и 9-й. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение с чтением акафиста Божией Матери.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

"Падению предшествует надменность" (злопомышление) (Прит. 16, 18). Стало быть не допускай мыслей злых, и не будет падений. Между тем, о чем больше всего небрегут? О мыслях. Им позволяют бурлить сколько и как угодно, и думать не думают когда-нибудь укрощать их, или направлять к разумным занятиям. А между тем, в этой суматохе внутренней подходит враг, влагает зло в сердце, обольщает его и склоняет на это зло. И человек, сам того не замечая, является готовым на зло. Остается ему или исполнять скованное сердцем зло, или бороться. Но то наше горе, что за последнее никто почти не берется, а все, как связанные, ведутся на зло.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года