О богослужении

Алтарь. Инфографика
forma.ru

Алтарь (лат. «высокий») — священное место для принесения жертвы Богу. В храмовом пространстве алтарь символизирует Рай. Главное в алтаре —Святой престол, на нем совершается главное Таинство Церкви — Евхаристия.

 
Троицкая суббота: расцветем, прорастем, воскреснем
Протоиерей Александр Авдюгин

Поминальные службы – особая статья в череде богослужений приходских. Троицкая же суббота свой неповторимый колорит и контраст имеет.

 
Как складывался чин чтения Евангелия
Протоиерей Владимир Хулап, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской духовной академии наук, доктор теологии

... на Поместном соборе 1917-1918 годов в числе обсуждавшихся «Мер к упорядочению богослужения» было указано: «Всякое богослужебное чтение должно совершаться на средине храма, на особом возвышении. Чтение Евангелия допускается лицом к народу»

 
Великий понедельник
Протоиерей Константин Пархоменко

Время Страстной седмицы – время особенное в жизни христианина. Это время, когда вопрос: как ты изменился, если за тебя Свою Жизнь отдал Христос, — встает перед нами во всей своей силе и драматизме.

 
Просто смотри на Ее икону и лечи свои раны
Архимандрит Савва (Мажуко)

Каждый из нас жаждет чистоты. На иконе Царицы Небесной мы эту чистоту видим. Это именно то, что нас так трогает в образе Пречистой, в молитвах к Богородице – неизреченная чистота и святость.

 
У ворот рая
Архимандрит Савва (Мажуко)

Старушка на двух палочках с большим трудом приходит в субботу вечером, в канун Прощеного воскресенья. Её давно не было. Ей трудно ходить. Но эту службу она не пропустит. Спросите: что её дома не сидится? И она вам ответит: сегодня последние «вавилоны».

 
Источник учебной молитвы
Архимандрит Савва (Мажуко)

Триодь – это книга. Церковная. Богослужебная. Свое исключительное внимание я всегда отдавал Триоди Постной, несколько пренебрегая ее сестрой, Триодью Цветной. Постная Триодь – книга, содержащая в себе песнопения Великого поста, от недели о мытаре и фарисее до Великой субботы.

 
Евангельские воскресные чтения, вводящие во дни великого поста, их главный смысл и назначение
Протоиерей Олег Стеняев

Евангельские воскресные чтения, предваряющие наше вхождение во дни Великого поста, открываются чтением Евангелия о Закхее (Лк. 19, 1–10), рассказывающего нам о самом плохом человеке в городе Иерихоне, Закхее, который был «начальник мытарей»...

 
Бог приходит в этот мир, но страдания остаются. Размышления о Страстной.
Протоиерей Алексий Уминский

...тот же пост не состоит в том, чтобы вычитать, выстоять, есть – не есть, а в том, чтобы приблизиться к Богу, ожить для Бога, поэтому богослужение оживляет человека, а если мы всё делаем ради того, чтобы вычитать да выстоять, то, конечно, мы давно уже мертвы. Если нас не трогает Слово Божье, Дух Святой нас не касается, то это тяжело, это смерть почти.

 
О «вредных привычках» прихожан
Епископ Обуховский Иона (Черепанов)

Задумываемся ли мы о том, не помешает ли ближнему наше хождение по храму во время службы? Не мешают ли ближнему наши неуставные поклоны, подпевание за богослужением…

 
Богослужебное облачение священника
Школа “Фомы". Инфографика.

Священники Православной Церкви во время совершения богослужений надевают особые одежды. Они напоминают нам об одеждах Христа и указывают на благодать Божию, данную священникам, высоту и достоинство их церковного служения.

 
Литургия. В царстве Пресвятой Троицы
Игумен Силуан (Туманов)

В древности в Константинополе, всегда бывшем образцом для провинциальных приходов, в дни крупных церковных праздников люди не сразу собирались в центральном храме святой Софии на литургию, а сначала обходили с крестным ходом почитаемые храмы и святыни города.

 
Литургия Преждеосвященных Даров
Протоиерей Александр Шмеман

...Литургия Преждеосвященных Даров стала характерным отличием одного Великого Поста...

 
О всенощном бдении. Часть пятая. Песни священной истории
Игумен Силуан (Туманов) о каноне на утрени

В наши дни поют редко. Уходит такая традиция. Напевают многие, но не поют. Всерьез так, чтобы от души. Причин тут может быть много. Может, из жизни уходит искренность, непосредственность.

 
Комментарий на всенощное бдение. Часть четвертая. Свет и сумрак
Игумен Силуан (Туманов)

Помню, когда впервые осознанно пришёл на Всенощное бдение в далеком 1984-м году и увидел, что Царские врата в начале шестопсалмия закрываются, а паникадила гасятся, решил, что служба уже закончилась и пора уходить из храма. Хорошо, что было кому меня остановить.

 
Комментарий на всенощное бдение. Часть третья.
Игумен Силуан (Туманов)

Во время богослужения мы часто произносим благословения. Это не просто благие, т.е. добрые слова вообще. Это наши добрые слова, обращенные к Богу. Вы можете спросить: «а зачем столько слов? Разве они нужны Богу?» Нет, конечно.

 
Комментарий на всенощное бдение. Часть вторая.
Игумен Силуан (Туманов)

С древних времён люди молились по ночам (см. Пс. 62, 7; 87, 2; 91, 3; 118, 55, 62, 148; 133, 1; Пророка Неемии 1, 6), но это было выражением личного благочестия. Лишь с приходом христианства ночные бдения стали широко распространенной формой общественного богослужения.

 
Комментарий на всенощное бдение. Часть первая.
Игумен Силуан (Туманов)

Единственный смысл православного храма быть местом молитвы православных христиан. И даже более того, определенной, особой молитвы – благодарственной. Конечно, в храме и просят, и каются, и прославляют Бога. Но главное именно благодарность, благодарение.

 

Сегодня 13 ноября (31 октября) вторник
Сщмч. Иоанн Кочуров

Седмица 25-я по Пятидесятнице.

Апп. от 70-ти Стахия (Житие, икона), Амплия (Житие, икона), Урвана (Житие, икона), Наркисса (Житие), Апеллия (житие) и Аристовула (житие, икона). Мч. Епимаха (Житие, икона). Прп. Мавры (Житие) Константинопольской. Прпп. Спиридона (Житие) и Никодима (Житие, икона), просфорников Печерских. Сщмч. протоиерея Иоанна (житие, икона) Царскосельского, Петроградского. Прмч. Леонида. Сщмчч. Всеволода (икона), Александра, Сергия и Алексия (Житие) и Василия, Петра, Василия пресвитеров, прмч. Анатолия (Житие), Евфросина и мч. Иакова. Прмч. Иннокентия.

8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Завтра 14 ноября (1 ноября) среда
Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии (III).
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечерня с акафистом Божией Матери.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Фес. 3, 9-13; Лк. 11, 34-41). "Светильник тела есть око"; а светильник душе ум. Как при неповрежденности ока телесного все вокруг нас, во внешнем быту нашем, видно для нас и мы знаем, как и куда идти и что делать, так при здравости ума видно бывает для нас все во внутреннем быту нашем, в нашем отношении к Богу и ближним и в том, как должно нам держать самих себя. Ум, высшая сторона души, совмещает чувство Божества, требования совести и чаяние лучшего, сравнительно со всем обладаемым нами и ведомым нам. Когда ум здрав, в душе царствует страх Божий, добросовестность и несвязанность ничем внешним, а когда он нездрав - Бог забыт, совесть хромает на обе ноги и душа вся погрязает в видимое и обладаемое. В последнем случае у человека темная ночь: понятия спутаны, в делах нестройность, в сердце безотрадная туга. Толкают его соприкосновенные обстоятельства и он влечется вслед их, как щепка по течению ручья. Не знает он, что доселе сделано, что он теперь и чем кончится путь его. Напротив, у кого ум здрав, тот, боясь Бога, ведет дела свои с осмотрительностью, слушает одного закона совести, дающего однообразный строй всей жизни его и не погружается в чувственное, воскрыляясь чаянием будущего всеблаженства. От этого у него взор на все течение жизни, со всеми ее прикосновенностями, ясен и для него светло все так, как бы светильник освещал кого сиянием (Лк. 11, 36).

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года



Информационный портал семейной политики