Духовная жизнь

Духовные упражнения 23. Презумпция доброты.
Архимандрит Савва (Мажуко)

Прежде чем осудить – оправдай! Следовать этому правилу непросто. А добрым вообще быть непросто. Но другого пути у нас нет. Без этого навыка нам нечего браться за духовные подвиги. Благо, что жизнь предоставляет множество поводов для тренировки презумпции доброты.

 
Духовные упражнения 14. Где спастись от жизни?
Архимандрит Савва (Мажуко)

Остерегайтесь подделок.

 
Духовные упражнения 2. Семь этажей духовности
Архимандрит Савва (Мажуко)

Унижает ли христианство наличие где-то рядом универсальной, общечеловеческой духовности?

 
Бог простит, но это не отменяет труд искупления
Архимандрит Савва (Мажуко)

Вера во Христа есть личное дело каждого. Так ли это на самом деле? Вот слова, которые доказывают обратное: «Божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившим, таже, дерзая, таинственное брашно яждь»

 
Не осуждайте
Протоиерей Андрей Овчинников

Очень прошу вас: не осуждайте никого, это самый легкий способ не быть осужденным в будущем веке. Из писем игумена Никона (Воробьёва)

 
Господин и раб
Священник Василий Куценко

Умение прощать служит показателем перерождения человека от старой жизни к новой жизни во Христе. И это умение мы не получаем автоматически. Этому нужно учиться. Прежде всего — у Самого Христа.

 
Я не молюсь со сцены
Олег Погудин, певец, педагог, Народный артист России

Театр – вещь абсолютно эфемерная. Вот что-то произошло на сцене и ты это ощутил. Но это было и прошло, это мимолетно. И в этом смысле отношение к театру как к служению разумному, доброму, вечному – спасительно для человека, у которого в жизни есть серьезные запросы.

 
Христиане комфорта
Архимандрит Андрей (Конанос)

К сожалению, сегодня мы, люди, заняты только своим «я» и превозносим его, но когда мы поймем, что не наше «я», а Христос – это всё, тогда рады будем превозносить Господа.

 
Нам трудно дается любовь даже к близким
Игумен Нектарий (Морозов)

Пытаясь принять для себя ценность людей чужих, незнакомых, посторонних, мы зачастую упираемся как бы в некий тупик.

 
Батюшка, а это мы сейчас что целовали?
Диакон Димитрий Павлюкевич

Как стать настоящим паломником, а не скользким типом – рассказывает диакон Димитрий Павлюкевич.

 
Полезные и вредные привычки в духовной жизни
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе (Московское подворье Оптиной пустыни)

... добрая привычка – жить сегодняшним днем. Не думая о том, что их столько еще будет…

 
На кресте ты никто: позорник, неудачник и лох
Священник Сергий Круглов

В кодексе самурая, где главное – не «потерять лицо», есть предписание: не можешь бороться – самоубейся, откуси себе язык и захлебнись своей кровью. А можно смириться и принять всё то, что с тобой происходит и от тебя, от твоей самости, уже не зависит. Довериться ДРУГОМУ. Довериться Христу.

 
«Лествица»: комплекс неполноценности
Архимандрит Савва (Мажуко)

Неоднократно миряне, которые читали эту книгу, приходят к выводу, что спастись в миру вообще нельзя, если даже в монастырях спасение даётся с таким трудом. Описание великих подвигов и высоких образцов чистоты и святости уже само по себе может разбудить не только в мирянине, но и в современном монахе комплекс неполноценности. Как правильно читать “Лествицу”, размышляет архимандрит Савва (Мажуко).

 
Хлеб или крест
Архимандрит Савва (Мажуко)

Мир стал комфортным. Мы ищем удобства и безопасности и легко позволяем себе предавать не только убеждения, но и друзей, детей, любимых. Всё можно извинить, каждого можно понять, простить и оправдать. И тонем мы в своем лукавом многословии.

 
Автобус неслучайных людей: 24 часа на добро
Священник Константин Камышанов.

Тогда я еще не был священником. После этой ночи что-то изменилось во мне и моем отношении к Богу. И я почувствовал, что Бог изменил отношение ко мне.

 
Канон Андрея Критского как дайджест Библии
Священник Константин Камышанов

Канон Андрея Критского – это сборник упоминаний наиболее ярких библейских историй, нанизанных на одну нить. Красная нить повествований – ошибки человека, ищущего Бога. Выбор иллюстраций призван создать полный спектр самых крупных ошибок человека, нанизанных на временную и смысловую оси.

 
Героизм как любовь к земной жизни
Протоиерей Игорь Прекуп

Подвижничество или героизм? Последнее время ну очень уж часто, даже со стороны хорошо образованных людей замечаю понятийную путаницу в этом вопросе. Оно и неудивительно: со школьной скамьи, если не раньше, нас воспитывали на героических примерах.

 
Признаки подмены в духовной жизни
Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай

Подмена в духовной жизни происходит тогда, когда мы, христиане, не ищем спасения в Церкви, но думаем, что мы сами должны спасать истину. Вместо того чтобы во всех людях видеть братьев Христовых, мы делим их на своих, которые должны иметь точно такие же взгляды, как и мы, и на противников, которых мы должны сокрушить.

 
Успокойся, помолчи, не говори так много
Архимандрит Андрей (Конанос)

Иногда у нас в голове столько мыслей, что успокоиться невозможно. И вот мы бежим в магазин, начинаем звонить по телефону… А что может дать тишина? Как говорил один монах: «Войди в свою келью! Она научит тебя всему».

 
Убирая сор из глаза ближнего, оставьте ему все-таки глаз
Протоиерей Алексий Червяков

...внешний вид или поведение могут быть как «благочестивыми», так и совсем наоборот. Дело в том, что в храме мы сталкиваемся с метафизикой мира и себя самого. Здесь, кроме физического и нравственного, активно проявляется духовное. Как духовное доброе, так и, к сожалению, злое.

 
«Многие, понадеявшись на свой разум, подверглись заблуждению»
Цитаты в кабинетах и коридорах Сретенской духовной семинарии

Когда заметите в себе невольное чувство неприязни к кому-либо, старайтесь победить это греховное чувство молитвой за него.

 
«Да перестань ты меня хоть любить – но дай мне свободу!»
Митрополит Антоний Сурожский

Только сердце по-настоящему зряче и раскрывает уму такие глубины, которые тот постичь не может; настоящая вера в человека учитывает возможность этих глубин, потаенных возможностей в них, и ожидает, что неожиданное, непостижимое может случиться.

 
Называем себя верующими, а радоваться не умеем!
Архимандрит Андрей (Конанос)

Когда же мы научимся радоваться? Когда? После смерти? Эта небесная радость должна появиться в нашей жизни еще здесь, на земле – в общении с нашими близкими и родными, и укрепить нашу любовь друг к другу.

 
О силе воли
Игумен Нектарий (Морозов)

Мы говорим о том, что сила воли может воспитываться. Возникает закономерный вопрос: «Какие же нужны упражнения для этого?» В этом смысле для нас все очень удобно устроено: не нужно что-то специально искать или изобретать, потому что упражнения предлагает сама жизнь. Суть не в них, а в определенном настрое.

 
«Старость – не радость», а что?
Протоиерей Игорь Прекуп

«Знаешь, а я вот не люблю старость, – задумчиво сказала мамина подруга, глядя на нашу старенькую соседку, неподвижно и как бы безучастно к созерцаемой ею жизни застывшую в открытом окне. – Говорят, старость надо уважать. За что? Что в ней такого хорошего?»

 

Сегодня 23 апреля (10 апреля) вторник
Священномученик Григорий V, патриарх Константинопольский

Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий). Великий пост.

Мчч. Терентия (житие), Помпия (Житие), Африкана (житие), Максима (Житие), Зинона (Житие), Александра (Житие), Феодора (Житие) и иных 33-х. Мчч. Иакова (Житие) пресвитера, Азадана (Житие) и Авдикия (Житие) диаконов, Персидских. Прмчч. многих священной обители Пантократора, в Дау Пендели (Аттика) пострадавших. Сщмч. Григория (Житие, икона) V, патриарха Константинопольского. Сщмч. Флегонта пресвитера. Мч. Димитрия.

8.30   Часы 3, 6, 9. Изобразительны. Вечерня. Заупокойная лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Завтра 24 апреля (11 апреля) среда
Сщмч. Антипы, еп. Пергама Асийского (ок. 68).
8.30   Часы 3, 6 и 9-й. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров. Молебен о Российских воинах.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

"Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, - и не будет услышан" (Прит. 21, 13). А мы часто дивимся отчего Бог не слушает молитв наших? Вот и причина! Оттого что бывали, верно, случаи, когда мы затыкали уши свои от речей, которыми умаливал нас нуждающийся; вот и нас не слышит Господь. Но это еще не велико горе, если не слышится молитва о чем либо временном, а вот горе, если не станет Господь слушать нас, когда начнем молиться Ему об отпущении грехов наших. А не станет, если вопль к Нему тех, которые презрены нами, сильнее молитв наших. Надо поспешить отвратить эту крайнюю беду, по примеру Закхея, которому за его мудрые решения сказал Господь: "ныне пришло спасение дому сему" (Лк. 19, 9).

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года