Господин и раб

Священник Василий Куценко

Обратимся к самому маленькому из текстов апостола Павла — Посланию к Филимону.

Кто такой Филимон?

Письмо к Филимону состоит всего из одной главы. Смысл письма предельно прост: Павел просит не наказывать Онисима — раба, сбежавшего от Филимона. Но не следует думать, что если текст простой, значит, он не очень интересный. Послание к Филимону очень ярко раскрывает умение апостола Павла тонко и одновременно красочно аргументировать свою позицию. Но обо всем по порядку.

Согласно тексту послания, Филимон был богатым христианином, проживавшим или в Колоссах, или неподалеку (прямо место жительства не указано, но восемь из десяти имен, упомянутых в этом послании, упоминаются также и в послании к Колоссянам). Филимона знали как добродетельного человека, оказывавшего помощь странникам, бедным христианам и, возможно, предоставлявшего дом для собраний местных верующих. Об этом было известно и Павлу: Мы имеем великую радость и утешение в любви твоей, потому что тобою, брат, успокоены сердца святых (Флм. 1, 7). Вот тут и начинается самое интересное… Но сначала следует более подробно описать ситуацию, хорошо знакомую апостолу Павлу и его адресату, но не знакомую нам.

В полной власти

Как человек в древнем мире оказывался рабом? Рабами могли стать пленники, захваченные во время боевых действий; должники, не имевшие возможности выплатить долги; люди, похищенные работорговцами и проданные затем в рабство. Дети, родившиеся в семьях рабов, также становились рабами. Рабов имел каждый более или менее состоятельный римлянин. Людей, находившихся в рабстве, было довольно много, и в социальной иерархии того времени они занимали самое низшее место. При этом их личное положение могло быть буквально противоположным. Самая незавидная участь была у тех из них, кто трудился на рудниках и в каменоломнях, а также у закованных в цепи гребцов на кораблях. Рабы, исполнявшие обязанности домашней прислуги, находились в куда более лучших условиях. «Верхушку» же составляли образованные рабы — они могли быть домоправителями или учителями детей господ. Эти люди получали плату за труд и чаще всего рано или поздно обретали свободу, переходя в число вольноотпущенников. Однако независимо от должности рабы находились в полной власти господина. Римские законы запрещали наказывать и казнить рабов без какой-либо веской причины, но это не меняло жестокого отношения ко многим из них.

Какие именно обязанности выполнял Онисим, не известно. С уверенностью можно сказать только то, что он чем-то провинился перед своим господином и решил бежать. Что же произошло дальше? Павел говорит об Онисиме как о сыне, которого он родил в узах (Флм. 1, 10). Это означает, что апостол обратил его к вере во Христа. Святой хотел даже оставить Онисима при себе, чтобы он служил ему, но не стал делать этого без согласия Филимона (см.: Флм. 1, 14).

Сила Павловых слов

Беглого раба, если он был объявлен в розыск и схвачен, возвращали господину. Господин имел полное право наказать беглеца. Поэтому и возникает главный вопрос: как поступит в этом случае Филимон — христианин, известный добродетельной жизнью? С одной стороны, Павел обращается к Филимону как старец и узник Иисуса Христа (Флм. 1, 9), что является явным намеком на авторитет апостола и на обязанность Филимона выполнить просьбу. С другой стороны, Павел не приказывает своему адресату, но просит: прими его, как мое сердце (Флм. 1, 12), не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Господе <…> если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня (Флм. 1, 16–17).

И даже больше: Павел обещает возместить Филимону все убытки, понесенные им из-за Онисима: Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне. Я, Павел, написал моею рукою: «я заплачУ» (Флм. 1, 18–19). Был ли Онисим виновен в краже или потере денег Филимона или же Филимон потратил средства на его поиски, остается неясным, но Павел просит Филимона не беспокоиться о деньгах, добавляя при этом: не говорю тебе о том, что ты и самим собою мне должен (Флм. 1, 19). Может быть, Филимон был также обращен апостолом Павлом и обязан ему рождением в новую жизнь со Христом, а может быть, это напоминание о чем-то другом, но Павел уверен, что Филимон проявит послушание и сделает даже больше, что он просит в письме (см.: Флм. 1, 21).

Чтобы прежнее ушло само собой

И вот что странно. Казалось бы, частное письмо — пусть даже и написанное самим апостолом Павлом — по совершенно частному вопросу. В тексте, на первый взгляд, нет ни глубоких богословских идей, ни наставлений в христианской жизни. Однако это послание было включено в канон Нового Завета. Почему?

Послание к Филимону говорит об очень важном в личных отношениях между людьми. Филимон мог наказать Онисима за бегство или потребовать возместить потерянные либо потраченные на розыск деньги. Вероятно, Онисим боялся этого, поэтому Павел и дал ему сопроводительное письмо, чтобы он вновь не решил скрыться, но был бы уверен в милосердии господина. Может быть, у апостола тоже были какие-то сомнения на этот счет и он не исключал, что Филимон воспользуется господским правом наказать виновника? Но в таком случае мы получили бы христианина, радушного к нуждающимся из посторонних, но не прощающего своих — пусть даже и рабов. Павел, насколько позволяет заключить текст послания, уверен, что так не произойдет. Тогда почему он акцентирует на этом внимание?

И здесь мы можем найти ответ на вопрос, почему же Павел не призывал к полной отмене рабства — по крайней мере, среди христиан. Апостол желал, чтобы произошли внутренние изменения взаимоотношений. Отказ от прежней языческой жизни одновременно должен быть отказом и от противоречащих христианству обычаев. Право наказывать рабов однозначно подпадает под эту категорию. В таких домах отношения «хозяин — раб» должны смениться на совершенно другие, когда господа и рабы становятся друг другу братьями — тем более если речь идет о рабах, которые приняли христианство. Тогда прежние обычаи уйдут сами собой.

Насколько применимы идеи послания к Филимону в наше время? Конечно, сейчас нет рабства в том виде, в котором оно существовало в апостольские времена. Но все равно существуют отношения, например, между руководителями и подчиненными. И что если бы нечто подобное произошло сейчас: например, подчиненный каким-то образом потерял бы доверенные ему средства? Следует ли современному господину простить своего подчиненного и принять его как возлюбленного брата-христианина? Впрочем, здесь возникает и попутный вопрос: где найти современного апостола Павла, который возместит убытки? И это, безусловно, поводы для размышления.

Нет сомнений в том, что Филимон выполнил просьбу Павла. Но и Онисима Павел наверняка призывал относиться к Филимону не как к суровому господину, но как к собрату во Хрис­те. А это значит — служить ему уже не из страха наказания, но из любви. Без этих обоюдных изменений мысли апостола остались бы только красивой идеей.

Не случайно главных заповедей именно две: возлюби Господа Бога твоего и возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 37, 39). Первую заповедь нельзя реализовать без второй: нельзя любить Бога, но продолжать относиться к другим людям не как к ближним, а как к чужим или рабам. И, наверное, отношение к подчиненным, младшим, слабым, зависящим от него очень во многом, характеризует человека как христианина.

Через послание к Филимону апостол Павел на самом деле обращается ко всем, потому что рядом с каждым из нас когда-нибудь бывает тот, кто в чем-то перед нами виноват и кого мы вольны простить или наказать. Вот здесь-то и полезно перечитать это Павлово письмо. Умение прощать служит показателем перерождения человека от старой жизни к новой жизни во Христе. И это умение мы не получаем автоматически. Этому нужно учиться. Прежде всего — у Самого Христа.

Газета «Православная вера» № 18 (590)

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/gospodin-i-rab

 
 
 
Сегодня 25 июня (12 июня) понедельник
Анна Кашинская

Седмица 5-я по Пятидесятнице. Петров пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Прп. Онуфрия (икона) Великого. Прп. Петра (икона) Афонского. Прпп. Иоанна, Андрея, Ираклемона и Феофила Фиваидских. Прп. Арсения (икона) Коневского. Прп. Онуфрия Мальского, Псковского. Прпп. Онуфрия и Авксентия Вологодских. Прп. Стефана (икона) Озерского, Комельского. Прпп. Вассиана (икона) и Ионы (икона) Пертоминских, Соловецких. Обретение мощей и второе прославление блгв. вел. кн. Анны (икона) Кашинской.

9.00   Божественная литургия. Заупокойная лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Завтра 26 июня (13 июня) вторник
Мц. Акилины (293). Прп. Александры Дивеевской (1789).
Свт. Трифиллия, еп. Левкусии Кипрской (ок. 370).
9.00   Божественная литургия. Заупокойная лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Все расписание богослужений


(Рим. 12, 4-5. 15-21; Мф. 12, 9-13). "Можно в субботы делать добро". Это сказал Господь по исцелении в синагоге в субботу сухорукого, и в укор фарисеям, которые заповедь о субботнем покое довели до того, что даже шаги измерили, сколько их можно сделать в этот день. Но так как и добрых дел нельзя делать без движения, то они скорее соглашались отказываться от добрых дел, чем допустить лишнее движение. Спаситель не раз обличал их за то, потому что суббота требовала покоя от житейских забот, а не от дел благочестия и братолюбия. В христианстве, вместо субботы, празднуется воскресенье с тою же целью - покоя от всех житейских дел и посвящения этого дня исключительно на дела Божии. Христианское здравомыслие никогда не доходило до фарисейской мелочности относительно неделания в воскресенье, но за то позволительное разрешение на делание в этот день заведено далеко за пределы должного. Неделание отдаляло фарисеев от делания добрых дел, а христиан позволяемое ими себе делание отводит от них. Вечером под воскресенье - театр, потом еще какое-либо увеселение. Утро проспано; в церковь некогда. Несколько визитов, обед; вечером опять увеселения. Так отдается все время чреву и услаждению прочих чувств; о Боге и благотворении некогда и вспомнить.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года




Помощь мирным жителям Украины
По благословению Святейшего Патриарха Кирилла Русская Православная Церковь оказывает помощь мирным жителям Украины ДИАКОНИЯ.RU