Бояться одного – потерять общение с Богом

Архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт)

Сметет ли Европу мусульманское нашествие?

– Владыка, сегодня тема № 1 – ИГ, международный терроризм, события на Ближнем Востоке, которые обернулись и большими проблемами для Европы. Каково ваше мнение о том, что происходит сейчас?

– Я могу, глядя «со своей колокольни», сказать так: американцам удалось разрушить Европу. Сначала они разрушили мир на Ближнем Востоке, и теперь, как следствие этого, разрушается Европа, которую затопило море беженцев. Конечно, этих людей надо жалеть, однако не стоит забывать, что они с собой приносят ислам. Через несколько лет у нас будет больше мечетей, чем церквей, и Европа просто исчезнет.

Это не первая попытка проникновения мусульман в Европу: несколько столетий назад турки хотели завоевать ее, но им это не удалось, их отбили. Теперь мусульмане идут другим путем, и чем это кончится, трудно сказать, но во всяком случае – это огромная опасность.

Конечно, на Ближнем Востоке люди жили не в идеальных условиях, и вражда между исповедующими разные течения ислама – шиитами, суннитами – всегда существовала, но тамошние диктаторы умели это противостояние сдерживать. Правда, меры применялись не такие, какие я мог бы принять. Но мир был, хотя он и строился на страхе людей. Теперь мира нет, и люди бегут.

А христиан на Ближнем Востоке вообще фактически уже нет. В Святой Земле это давно началось, там два жернова – евреи и мусульмане – между собой растирали христиан, и теперь в Калифорнии более многочисленные и крепкие палестинские православные приходы, чем в самой Палестине. На всем остальном Ближнем Востоке сейчас уже полный исход, а ведь это области, которые 2000 лет были населены христианами и где до сих пор христиане и мусульмане жили спокойно. Это разрушено. И последствия могут быть весьма печальными.

А что можем делать мы? Молиться. И не сдавать своих позиций.

– Вы сказали о беженцах, которые сейчас буквально накрывают Европу исламом. Но в Россию приезжает тоже очень много мусульман из бывших советских республик Средней Азии. В Москве их уже сотни тысяч. А в целом в России проживает более 20 миллионов человек, исповедующих ислам. При этом православная цивилизация, христианские корни, традиции в нашем государстве всё-таки преобладают – так сложилось исторически. Почему в Европе иначе? Справится она с этим кризисом?

– С моей точки зрения, в России в советское время веру потеряли как христиане, так и мусульмане. И те и другие были непрактикующими, хотя и считали себя приверженцами своей религии. Сейчас вера возвращается, христиане ожили – правда, в небольшой мере; мусульмане – тоже, причем они становятся сразу, насколько можно судить, довольно фанатичными.

У России есть опыт мирного соседства христиан и мусульман. Заметьте: в царской армии служили все вместе – это даже по русским солдатским кладбищам времен Первой мировой на Западе видно. И хотя этот опыт был прерван советской системой, но в подсознании людей он присутствует. В Европе такого опыта нет. Мусульман до последнего времени в Европе было немного; они жили несколько обособленно, по своим традициям. Теперь их становится всё больше, и равновесие оказывается под вопросом.

И проблема даже не в том, что мусульмане будут численно преобладать, а в том, что Запад, хотя и имеет христианские корни, но забыл о них, не опирается на них, ими не живет. Хотя в Германии, например, в ежедневной жизни гораздо больше христианского осталось, чем в нынешней России. У нас второй день Рождества, второй день Пасхи, Троица – выходные дни, много религиозных праздников, которые тоже нерабочие дни, как, например, западное Успение Богородицы. И за это нас сейчас Европа даже упрекает – кстати, объединение Европы тоже внесло секулярный элемент в жизнь, и европейские власти хотят отменить многие из христианских праздников, соблюдаемых в Германии по сей день. Но люди собственно христианскими традициями не живут, для них все эти религиозные праздники просто еще несколько свободных дней, в которые можно куда-то поехать отдохнуть. В России всё же в сознании людей сохранилось многое. Поэтому, я думаю, Запад погибнет довольно быстро под цунами мусульман.

– Неужели у европейской цивилизации нет никакой возможности, никаких сил противостоять этому?

– Я думаю, что очень мало. Вот только один пример. Мы, все Православные Церкви, в Германии уже давно получили право преподавать Закон Божий в школах. В Баварии он преподается – я называю приблизительные цифры, не помню точных – в 30–40 школах. Мусульмане получили это право два года назад, и они преподают ислам в 400 школах.

– Вот это статистика!

– За два года! А наша Русская Церковь имела это право еще с 1960-х годов. Греки получили его лет 20–25 назад. Оно теперь у всех есть. Приведу еще пример. В одном городе где-то на севере Германии живет 5 тысяч православных, в основном это, кажется, антиохийцы. В этом городе от силы смогли составить один класс с 15 учениками, чтобы преподавать Закон Божий. Родители других детей не захотели. Знаете почему? Потому что надо вести детей еще раз в школу после обеда. Вот так тщетными оказываются все наши старания. И это православные, а о других христианах вообще говорить не приходится. Это люди, которые просто растворяются в комфорте. Неудобно ехать в школу еще раз после обеда! Раз в неделю! Действительно, зачем? Дети должны ходить на танцы, развивать свою индивидуальность. А Закон Божий зачем?

Так что это большая проблема, как всё образуется, Бог знает – а наше дело бороться за то, чтобы мы остались православными.

Легко ли быть православным на Западе?

– Известна история, как весной приходу равноапостольного князя Владимира в берлинском районе Марцан-Хеллерсдорф угрожали ультраправые экстремисты, даже было подложено взрывное устройство в почтовый ящик. Насколько характерны такие случаи и настроения? Трудно ли сегодня быть православным христианином в Германии и в Европе в целом?

– Проблема или не проблема – быть православным в Европе и быть христианином в Европе? В целом, казалось бы, это не проблема: нас поддерживает государство, причем значительно поддерживает.

Естественно, может быть у кого-то личное неприятие православных христиан. Может быть какое-то противостояние в маленьких сообществах. Например, в школе. Тут ребенок должен отстаивать свою веру.

Что же касается инцидента, о котором вы упомянули, то надо учесть вот какой момент: он произошел в Восточном Берлине. Там много безработных, которые завидуют этим новым беженцам, потому что им дают много всяких льгот, а немецкая молодежь сидит без работы – вот она и огрызается. Надо учесть еще и то, что в Восточной Германии, в отличие от России, за время коммунистического режима было крещено всего лишь два или три процента населения. Меня эта статистика, надо сказать, поразила. А причина, как мне видится, вот в чем: немцы очень пунктуальны, всё исполняют точно. Было сказано: «Не надо детей носить в церковь», так они и не носили. Тут, конечно, своя, особая почва. И это создает всё-таки некоторое напряжение, при котором быть христианином в Восточной Германии не так просто.

Кстати, к христианам здесь стали несколько по-иному относиться только под самый конец существования коммунистической власти. Ведь именно Протестантская церковь начала выступать против этой власти, так что в политическом отношении христиане в почете, и это немного уравновесило отношение к ним, хотя сложности остаются.

А если говорить об административно-юридической стороне, то в Германии православные пользуются всеми правами наравне с другими.

– На Западе сейчас права и свободы человека возведены в настоящий культ…

– А защита чьих-то прав доходит иногда до абсурда. Вот пример. В Великобританской епархии был русский священник из России, и ему нужно было вернуться на родину, чтобы сделать постоянную визу. Мы получили отказ! По какой причине? В анкетах, которые мы должны были заполнить, был такой вопрос: «Нет ли другого человека в Англии, который бы мог заполнить эту вакансию?», при этом из других пунктов было ясно: мы не имеем права написать, что это должен быть мужчина, – потому что это будет расценено как ущемление прав женщин. Священнику визу не дали, мне пришлось вызывать другого – из прибалтийской страны, которая член Евросоюза.

Но ведь всем понятно, что человек, чем-то занимающийся, должен быть профессионалом своего дела, должен иметь соответствующее образование. Даже мясник, к примеру, должен быть подготовлен к своей работе. Это признаётся. А что священник должен иметь полное соответствующее образование и священник Русской Церкви такое может получить только в России, это можно не признавать. Ну какое православное образование можно найти в Англии?!

– Закономерно возникающая тема, когда речь заходит о правах на Западе, где давно уже не только снисходительно относятся к греху, но и объявляют его нормой, – права содомитов. Вот недавно президент США заявил, что права сексуальных меньшинств намного важнее религиозной свободы.

– Это самая большая угроза сегодня. Самая большая! Ведь меньшинство диктует всему обществу, что считать злом, а что не считать, навязывает ему свои представления! И мы все находимся под огромным давлением. Я пока высказываюсь откровенно на эту тему, я говорю в своей проповеди то, что хочу сказать и как хочу сказать. Но я знаю, что многие уже закрывают глаза на грех, потому что боятся преследований.

Я пользуюсь той свободой, которая у меня есть. Но многие из моих собратьев не чувствуют своей свободы. Давление, оказываемое извне, имеет успех. Люди уже не готовы отстаивать свои позиции. Это страшно! И это дух времени. Везде так, не только в Германии.

– Это можно, наверное, назвать современными гонениями на христиан. Как жить в этой ситуации верующим?

– Нам нужно идти тем путем, который мы считаем правильным, быть готовыми на мученичество.

И, знаете, я в жизни не видел такого давления, какое идет сегодня по всем направлениям. Вот, например, сексуальное обучение в школе. Это дико, просто дико! И дети, кстати, в основном не понимают ничего из того, что им учителя говорят, думают, что учителя какие-то ненормальные. Пока не понимают. Но через 10–20 лет эти дети станут родителями и будут точно вот так же воспитывать уже своих детей, прививать им такие «ценности». Для этого всё и делается.

Если мать, как и отец, работает, то это уже гиблое дело. Потому что у нее остается мало времени на общение с ребенком. Если сами родители не знают, как воспитывать ребенка, – это гиблое дело. И вот тут большое поле деятельности для наших приходов. Нужно, чтобы на приходе создалась какая-то группа людей, которые могут в общении с такими вот родителями подсказывать им, как и что делать.

Были и такие, к примеру, случаи. Германия принимает русских евреев – не по признаку веры, а по происхождению, среди них есть и православные христиане. И вот какие-то люди это поняли и в общежитии, в котором все они живут, написали большое объявление: «Если кого-то еще увидят в православной церкви, его завтра же выставят из Германии». Наш священник взял это объявление и пошел с ним в государственное учреждение, но ему там сказали: «Это не наше дело». Я был в ужасе, когда услышал от одной прихожанки: «Я тайно пришла, никто не должен знать об этом». Люди боятся! Они не знают своих прав, своих возможностей в свободной стране. Они не привыкли. Поэтому нам надо их учить, как себя вести, надо проводить большую работу среди верующих, чтобы они знали свои обязанности перед Богом и свои права перед государством.

– Владыка, вот вы говорили о свободе. А что такое свобода?

– На мой взгляд, свобода – это такие условия, в которых я могу служить Богу и не преклоняться ни перед каким кумиром. Все страсти – это кумиры. Человек очень быстро попадает в какую-то зависимость. Но особенно страшно, когда он преклоняется перед Ваалом.

– В заключение скажите, пожалуйста, несколько слов напутствия нашим читателям: как не бояться быть христианином в наше очень непростое время, когда мир не только отворачивается от Христа, но становится всё более агрессивным к тем, кто сохраняет верность Спасителю?

– Мы должны бояться только одного – потерять общение с Богом. Бог не отступается от нас, но мы отступаемся от Него через грех и предательство. Поэтому для нас важно, чтобы мы жили в своей вере, жили в таинствах Церкви, знали бы свою веру. И это должна быть осознанная вера, а не просто глухое и слепое следование за кем-то, кто нас учит. Мы должны принять жизнь Церкви как основу нашей жизни. Мы должны быть готовыми идти на мученичество ради Христа.

– Владыка, что дает человеку вера?

– Вечность!

С архиепископом Марком (Арндтом) беседовал монах Рафаил (Попов)

http://www.pravoslavie.ru/put/86678.htm

 
 
 
Сегодня 7 мая (24 апреля) вторник
Иверская икона Божией Матери

Светлая седмица - сплошная.

Иверской (икона, икона) иконы Божией Матери. Мч. Саввы (Житие, икона) Стратилата и с ним 70-ти воинов. Мч. Александра Лионского. Мчч. Пасикрата (Житие, икона) и Валентина (Житие, икона). Мчч. Евсевия (Житие), Неона (Житие), Леонтия (Житие), Лонгина (Житие) и иных. Прп. Фомы (Житие) юродивого. Прп. Елисаветы (Житие, икона) чудотворицы. Мчч. Христодула и Анастасии Патрских, убиенных в Ахаии. Прп. Саввы (Житие) Печерского. Прп. Алексия (Житие), затворника Печерского. Свт. Симеона Трансильванского (Рум.). Сщмч. Бранко пресвитера. Мч. Сергия. Молченской (икона) иконы Божией Матери. Шуйской (икона, икона) иконы Божией Матери "Одигитрия" .

9.00   Литургия. Крестный ход.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее пасхальное богослужение.
Завтра 8 мая (25 апреля) среда
Среда Светлой седмицы.
9.00   Литургия. Крестный ход.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее пасхальное богослужение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Дея. 2, 14-21; Лк. 24, 12-35). Тогда иудеи свет Воскресения Христова покушались затмить легким туманом лжи: "ученики украли". Эту ничтожность легко было преодолеть, и истина восторжествовала. Но и по сие время враг не перестает туманить перед Солнцем Воскресения, надеясь затмить его. Никто да не смущается! От отца лжи чего ожидать, кроме лжи? Он многих из своих клевретов научил целые книги писать против Воскресения. Этот книжный туман книгами и рассеян. Не бери худой книги и не отуманишься, а случится нечаянно напасть на такую, возьми в противоядие книгу добрую и освежишь голову и грудь. Бывает другой туман от врага - в помыслах. Но и этот тотчас рассеется, как дым от ветра, от здравого рассуждения христианского. Пройди рассуждением все совершившееся и увидишь ясно как день, что всему этому совершиться иначе нельзя было, как силою Воскресения Христова. Это убеждение будет для тебя потом твердынею, установившись на которой легко станешь отражать и поражать врагов истины.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года