Весеннее обновление, или масленица как ноу-хау христиан и «интеллектуальный» пост

Павел Кузенков, беседовал Валентин Фролов. «Сретенская духовная семинария»

Масленица – уступка и отголосок язычества или в ней действительно есть какой-то смысл для христианина? Как она связана с Великим постом? И какие новые «вводные» появляются в посте для современного человека? Беседуем об этом с преподавателем Сретенской духовной семинарии, кандидатом исторических наук Павлом Владимировичем Кузенковым.

– Павел Владимирович, идет Масленица. Как православным относиться к тем торжествам, которые устраиваются на этой неделе – это ведь взято из язычества? Можно ли сжигать чучело зимы?

– Во-первых, это традиция не языческая, она просто древняя, восходящая к глубокой древности, а в христианстве все древние традиции переосмыслены заново, они не отрицаются. Что лежит в основе Масленицы? Весеннее возрождение, весеннее обновление творения. То есть это уже даже и в язычестве не что иное, как память о творении мира, которое каждый год возобновляется.

Известно, что все языческие традиции, даже шаманские, в основе своей содержат уже глубоко-глубоко забытое, но, тем не менее, отражение того древнего состояния человека, когда он общался с Богом. А здесь что происходит: каждый год мир как бы заново творится, потому что при творении мира происходило то, что как раз происходит весной – появлялись из земли ростки растений, прозябала нива, деревья распускались, рождались животные – молодняк. Все без исключения древние религии (можно их называть языческими) фиксировали это как великую радость, потому что не было ведь никакой гарантии, что весна придет, и поэтому все радовались этому. Но радость эта в то же время сочеталась с определенным напряжением, потому что предстояло пережить достаточно серьезную проблему: заканчивались запасы продовольствия, все то, что было накоплено осенью, и период где-то до июня в наших широтах был временем такого напряжения – от скудости питания и т.д.

Поэтому Масленица – праздник, с одной стороны, связанный с ожиданием напряженного периода, с другой стороны, радостный, потому что солнце, блины знаменитые наши, символизирующие не что иное, как солнечный диск. В других культурах на первом месте – пляски, танцы и т.д.

– У нас тоже на Масленицу много пляшут, а потом резко начинается Великий пост. Как к этому относиться?

– Это не только у православных – у всех христианских народов. И знаменитый карнавал происходит перед Великим Постом: саrnе vale – это же значит «прощай, мясо». Причем европейцы уже давно не постятся, а карнавал справляют. А у нас – приятное совмещают с полезным. С одной стороны, это радость, мир обновился, а с другой – испытание, сосредоточение, период, когда нужно обновить и самого себя. То есть, как природа обновляется, как бы заново рождается, так и человек должен вступить в новый годовой цикл после некоего внутреннего нового рождения. В чем смысл поста? Он же не для того, чтобы просто не есть, а для того, чтобы через телесное воздержание помочь духовному возрождению.

– Получается, что и в сжигании чучела зимы тоже есть логика – сжигать «старого себя»?

– Ну да, дело как раз в том, чтобы всем этим древним языческим празднествам давать новую христианскую оценку. Ведь почему в свое время Церковь с ними боролась? Потому что на заре христианства в языческие празднества вкладывался еще и определенный смысл, который противоречил христианству. Это было антицерковно, поэтому Церковь с ними последовательно боролась – и у нас, и в Византии – везде. Но теперь уже, когда угроза миновала, Церковь ничего против не имеет. По крайней мере, это никак не запрещено канонами, потому что это такая младенческая радость человечества, связанная с вполне естественным, Богом положенным природным циклом… Поэтому и блины, и сжигание чучел всяких, – это может приобретать и приобретает в христианстве, действительно, духовный смысл. И обогащает нашу традицию. Кстати говоря, такие традиции, идущие из язычества, есть во всех христианских культурах: у болгар – свои, у грузин – свои, у сербов – свои, у греков – свои. И сама Пасха к нам пришла из Ветхого Завета. Она тоже духовно переосмыслена! И Рождество тоже имеет какие-то древние корни…

– Господь Сам благословил переосмыслить…

– Конечно! И такое новое переосмысление древнего – это главное «ноу-хау» христиан: они способны дать духовное наполнение любому явлению, если оно действительно здраво в своей основе. Но тут важно понимать, что называется, иерархическую ценность праздника – что на первом месте… Здесь присутствует такая целостность восприятия. Это одновременно и праздник живой природы, частью которой является человек, и праздник человека, который уже смыкается с Божественным миром, то есть его души, которая, наблюдая за ликованием живой природы – телесной, вспоминает и о своем долге – долге обновления, творения, в духовном смысле слова.

Потому что не просто так Воскресение Христово еще именуется «восьмым днем», началом нового периода в истории мира – ведь произошло некое духовное обновление. И Пасха – это финал весенних празднеств, которые знаменуют собой уже начало в подлинном смысле, возрождение мира. То есть, Масленица – это предвкушение: еще ведь везде снег, еще все очень печально, но уже есть надежда на то, что придет весна. А Пасха – это уже зримое торжество весны

В христианстве это называется «Постная Триодь» и «Цветная Триодь», они образуют ожидание обновления и торжество. Очень красиво, вдохновляет! Но, опять же, очень важный момент – обновление требует собственного смирения. Смирение – для чего? Чтоб ликование было ярче. Можно ведь и не поститься, но тогда и радости такой не будет.

В древности достаточно долго велись споры о том, сколько должен длиться пост, нужен ли он вообще, но, в конечном счете, уже опытным путем пришли к тому, что самое правильное – сорокадневный пост. Кто слаб, кто не может, – его не будут корить, но нормой считается вот это. Понижать норму – неприлично, да и зачем? Поэтому споры о том, нужен пост или не нужен, должны, на мой взгляд, сводиться к тому, что никого нельзя принуждать к этому, но и нельзя говорить о том, что это «твое личное дело – хочешь постись, а хочешь не постись». Я сам, честно скажу, не могу поститься все время, у меня не получается, но я чувствую, что это моя слабость, что где-то я не дорабатываю. Потому что если план пропустишь, скажешь: «Да какая разница?», то это ощущение исчезнет, и исчезнет желание быть совершеннее.

– Сопутствующий вопрос: мы воздерживаемся от еды телесной во время поста, а сейчас мы все больше и больше поглощаем «информационную» пищу. Какие могут быть здесь ограничения?

– Конечно, для древнего, средневекового человека пост, в основном, относился к еде. Для современного человека гораздо более важным содержанием является воздержание от удовольствий нематериальных. Это важный момент! И это самое сложное. Потому что по канонам мясо, молоко нельзя, а все остальное – вроде бы как и можно. Но изменилась среда, и священники об этом говорят. Самое главное – это не пост деликатесный-продуктовый, а именно пост от всяких соблазнов. Потому что для того, чтобы действительно пройти это очищение, обновление, в современном мире нужно, прежде всего, с себя именно интеллектуальную шелуху стряхнуть. Именно она, налипая, мешает встретить Пасху достойно. Поэтому к посту относятся как раз запреты на всякие игры компьютерные – то, что тебя захватывает, и ты в этот момент понимаешь, что уносишься, теряешь свободу. И все то, что для человека приятно, но относится к страсти. Если ты чувствует в себе страсть какую-то, ты должен ее по возможности ограничить, ненадолго, на сорок дней. Ты уже потом поймешь, что это удовольствие не так для тебя необходимо, как ты думал раньше. Это важный момент – увидеть подлинную ценность всех этих страстей. Они же, как привычки, срастаются с человеком, а если он в себе это переборол, страсти уже теряют свою власть и свою былую привлекательность, показывая, что это неполезно.

Павел Кузенков
Беседовал Валентин Фролов

«Сретенская духовная семинария»

http://sdsmp.ru/news/n2539/

 
 
 
Сегодня 26 апреля (13 апреля) пятница
Мученик Крискент Мирликийский

Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий). Великий пост.

Сщмч. Артемона (Житие, икона), пресвитера Лаодикийского. Мч. Крискента (Житие, икона), из Мир Ликийских. Мц. Фомаиды (Житие, икона) Египетской. Прмц. Марфы.

8.30   Часы 3, 6, 9. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров. Молебен о Российских воинах.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Завтра 27 апреля (14 апреля) суббота
Лазарева Суббота. Воскрешение прав Лазаря. Свт. Мартина исп., папы Римского (655).
8.30   Часы 3 и 6. Литургия. Панихида. Молебен о Российских воинах.
16.30   Молебен о беременных.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение (освящение ваий).
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

Кончились дни св. Четыредесятницы! Теперь всякий сядь и сведи итоги, - что было в начале и что есть теперь? Была купля: что же, какова выручка? есть ли хоть малая прибыль? Выступили мы на ристалище: что же, гнались мы и гнавшись достигли ли ожидаемого? Борьба была объявлена: что же, вооружались ли мы, дрались ли, и дравшись пали или победили? Внимательные и бодренные постники, с сердцем сокрушенным и смиренным потрудившиеся, конечно, озираясь назад, не могут не порадоваться. Нам же, нерадивым и плотоугодливым, только о сластях и утехах хлопотавшим, всегда одно стыдение лица. А то и этого нет. Иных бьют, и не больно им, потому что у них лоб медян и шея железна.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года