О лести

Священник Максим Стыров

– Действительно, лесть весьма губительна, причём как для говорящих, так и для слушающих. По словарю Владимира Даля, лесть это «проискливая хвала; притворное одобрение; похвала с корыстною целью; лукавая угодливость; ласкательство; униженное потворство». То есть это некая ложь, сообщаемая человеку с определённой корыстной или разрушительной целью, вводящая его в искажённое, завышенное представление о себе самом, называемое прелестью.

Вред лести очевиден, он огромен. Для слушающего – это потеря правильного самовоззрения, невидение своих слабостей и услаждение раздутыми достоинствами, утрата тяги к духовному совершенствованию. Не зря в народе говорят: «Хвалить – с ног валить». А Господь грозно предупреждает: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! Ибо так поступали с лжепророками отцы их» (Лк. 6, 26). У самого льстеца формируется привычка ко лжи, краснобайству, лицемерию, приспособленчеству, корыстолюбию.

Как и любой грех, лесть прикрывается благовидными намерениями, поэтому, по словам святителя Василия Великого, является скрытым злодеянием против ближнего, совершаемым под личиной добра. Грех – это паразит. Он паразитирует на добродетели, и поэтому нужно отыскать эту исходную добродетель и прочувствовать тонкие грани или критерии, отличающие одно от другого.

По-видимому, исходным «материалом» для лести является здоровая похвала, то есть справедливая позитивная оценка человека. Подобные похвалы можно встретить в Евангелии из уст Спасителя по отношению к апостолу Нафанаилу (Ин. 1, 47), к апостолу Петру (Мф. 16, 17-18), а также в некоторых апостольских посланиях (3 Ин. 1, 2-5; 1 Кор. 1, 5-7; Кол. 1, 4-8).

Кроме того, известен эффективный педагогический приём, когда человека (особенно ребёнка) хвалят как бы несколько выше его действительных заслуг, чтобы воодушевить, дать ему стимул для совершенствования, выразить ожидания окружающих по отношению к нему. Подобным образом, например, поступил апостол Павел, называя афинян «как бы особенно набожными» (Деян. 17, 22).

Ну а что же извращает добрую похвалу и превращает её в лесть?
Во-первых, это человекоугодничество, то есть желание получить в ответ какие-нибудь выгоды, войти в доверие, отвлечь внимание от собственных недостатков. И таким человекоугодием, как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), уничтожается не только любовь к Богу, но и само памятование о Боге. Во-вторых, это гордыня, проявляющаяся здесь в желании непременно выразить своё мнение и тем самым привлечь внимание к себе, показать свою значимость как опытного судьи. Поэтому, например, вместо претендующих на высокую компетентность слов «ваш доклад хорош» лучше было бы сказать: «Ваше выступление было полезно для меня». В-третьих, это забвение о присущей всему видимому и невидимому миру иерархии, соподчинённости (вспомним пятую заповедь Моисея!), ведь, как правило, старшие (по возрасту, по опыту, по сану) должны хвалить младших, но не наоборот.

Как бороться с этим злом? Наверно, твёрдо и честно отдавать себе отчёт о намерениях, с которыми произносишь высокие слова в адрес другого человека: действительно ли хочешь его поддержать в движении по верному пути, не ожидая ответной мзды для себя? Не рискуешь ли прельстить его и погасить в нём искру внутреннего роста? Старших не восхвалять, а
по-сыновнему благодарить. И вообще стараться реже брать на себя роль «оценщика» не только недостатков, но и достоинств других людей, если не надлежит делать этого по семейному положению или по должности.

А уж если слышишь в свой адрес льстивые речи… Иногда можно просто их пресечь или отшутиться, избегая, однако, словес, что я-де такой великий (великий!) грешник, просто не знаете… Святой Иоанн Кронштадский пишет: «Льстецы – большие враги наши: они ослепляют нам глаза, не дают нам видеть своих великих недостатков и потому загораживают нам путь к совершенству, особенно если мы самолюбивы и недальновидны. Поэтому надо всегда останавливать льстецов или уклоняться от них. Горе тому, кто окружён льстецами; благо – кто окружён простецами, не скрывающими правду, хотя и неприятную» («Моя жизнь во Христе», слово 634).

Ещё лучше – выполнять наставление преподобного Ефрема Сирина: «Если не обольщаешься, когда тебе льстят, то не поскорбишь, когда злословят». Следует молча пропустить лесть мимо сердца, тихо вспомнить свои недостатки и вздохнуть: «Помилуй, Господи, и вразуми меня и собеседника моего». Можно при этом вспомнить ещё притчу о талантах и евангельскую истину «от всякого, кому дано много, много и потребуется» (Лк. 12, 48) и сказать себе, что, может, действительно, и сделал я нечто доброе, так ведь и дано мне было в жизни куда больше, чем иным, и любви, и возможностей, и образования, и много ещё чего. Другой бы со всем этим давно бы уже сделался святым.

А ещё хороший совет давал митрополит Антоний Сурожский: «Когда тебя хвалят, ты делай две вещи. Первое: запомни, за что тебя хвалят, и старайся стать таковым. А во-вторых, никогда не старайся людей разубедить, потому что чем больше будешь разубеждать, тем больше люди будут видеть в тебе смирение, которого в тебе вовсе нет».

И последнее. Все внешне красивые плоды наших дел оказываются гнилыми изнутри, если добро делалось не ради самого добра и во имя Бога, а ради человеческого одобрения. «Видел я, – говорит святой Иоанн Лествичник («Лествица», слово 2), – весьма многие и различные растения добродетелей, насаждаемые мирскими людьми и как бы от подземного стока нечистот напояемые тщеславием, окапываемые самохвальством и удобряемые навозом похвал. Но они скоро засохли, когда были пересажены на землю пустую».

http://vera-eskom.ru/2016/03/o-lesti/

 
 
 
Сегодня 25 апреля (12 апреля) четверг
Икона Божией Матери Муромская

Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий). Великий пост.

Прп. Василия (Житие, икона) исп., еп. Парийского. Сщмч. Зинона (Житие), еп. Веронийского. Прп. Исаака (Житие, икона) Сирина в Сполете Италийском. Прмчч. Мины (Житие), Давида (Житие) и Иоанна (Житие). Прп. Анфусы (Житие) девы. Прп. Афанасии (Житие) игумении. Прмч. Сергия. Муромской (икона, икона) и Белыничской (икона, икона) икон Божией Матери.

8.30   Часы 3, 6, 9. Изобразительны. Вечерня. Заупокойная лития.
16.30   Исповедь.
17.00   Соборование.
Завтра 26 апреля (13 апреля) пятница
Сщмч. Артемона, пресвитера Лаодикийского (303).
8.30   Часы 3, 6, 9. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров. Молебен о Российских воинах.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

"Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь" (Прит. 23, 19). Из сердца непрестанно исходят помышления, иногда добрые, а больше злые. Злым совсем не должно следовать, но и добрые не всегда должно исполнять; бывает, что и добрые сами по себе помышления неуместны на деле по обстоятельствам. Вот почему и предписывается внимать себе, смотреть за всем, исходящим из сердца, - злое отвергать, доброе обсуждать и исполнять только то, что окажется истинно добрым. Но лучше бы всего совсем заключить сердце, чтоб из него не выходило и в него не входило ничего, без разрешения ума, чтобы ум во всем предшествовал, определяя движения сердца. Но таким бывает ум только тогда, когда он есть ум Христов. Стало быть, умносердечно сочетайся со Христом и будет внутри тебя все исправно.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года