10 заблуждений о великом посте

Ирина Якушева

1. Поститься надо только по уставу

Конечно, вы можете так поступить, ведь пост, во-первых – дело личное, во-вторых – творческое. Постарайтесь, чтобы ваше творчество не привело к Торжеству Православия на больничном одре.

Придется вкушать неуставную еду, а то и бульон мясной заботливые родственники притащат. Весь пост насмарку.

Правильно будет соизмерять силы и здоровье со своим стремлением поститься по всем правилам. Жесткий устав придуман был для монашествующих. А постная практика Восточного Средиземноморья в холодной части России – это, как минимум, не для всех.

Если же вы крепки телом и духом – пробуйте постепенно, и не надо никому ничего навязывать.

2. Надо изучать состав продуктов и в случае сомнений спрашивать у батюшки

Пожалейте батюшку! У него большие нагрузки, особенно в первую седмицу, когда вы еще не определились с тем, что вам можно и нельзя.

О мере поста хорошо было бы советоваться заранее. Во всяком случае, не тащите священнику упаковку и не заставляйте его с лупой разбирать, какой в этих печеньках меланж – это просто глупо и невежливо.

Меру поста стоит определить для себя глобально. Но если уж вам так нравится выискивать следы молочного в капустных котлетах, эти поиски поддерживают в вас бодрый постный настрой, делайте это самостоятельно.

3. Надо быть очень серьёзным, не шутить и не смеяться

Вспоминается товарищ Огурцов: «Я и сам шутить не люблю, и людям не дам». Он тогда пытался отравить всем Новый год, но из этого ничего не вышло. Зато какой образ!

Так что если цель – показать родным и коллегам, что православный пост – это не шутки, а весьма унылое и беспросветное существование, милости просим. Веселье испортить не выйдет, однако вряд ли ваши друзья через это приблизятся к христианству.

Если же в вашем коллективе принято травить скабрезные анекдотики, отпускать пошлые шуточки и сомнительные комплименты дамам, самое время свести на нет эти дурные привычки. И после поста уже к ним не возвращаться.

4. Нельзя отмечать именины и день рождения

Если вы настолько погрузились в великопостное бдение, что грядущий день рождения не кажется поводом нарушить настрой – не отмечайте.

Если же мысль о празднике, попавшем на пост, тревожит, мучает и огорчает – конечно, стоит отметить на радость себе и родным. Мнения о том, как следует это делать, разнятся, поэтому решение за вами. Вкусный постный стол сегодня не проблема. А еще можно сделать из дня рождения благотворительную акцию, конечно, если это близко вам и вашим гостям.

5. Нельзя рассказывать, что ты постишься

Да можно, вопрос только – зачем?

Если никто вокруг не постится, а то и негативно относится к вере – не стоит рассказывать и раздражать людей лишний раз. Скорее всего, вы вступите в бесплодную дискуссию, от которой расстроятся все участники.

Если же вопрос задают прямо – нужно отвечать правду. И, конечно, удовлетворить искренний интерес к посту, ответить на вопросы. Часто люди сокрушаются о том, что даже не попробовали хоть минимально соблюсти пост – может, ваш рассказ придаст им решимости.

6. В пост нельзя начинать важных дел, например, делать операцию

Верный способ обрести вместе с постом кучу проблем, а то и помереть ненароком.

А если дело поручили на работе, можно ли его начинать, или подождать, пока уволят?

А если серьезно заболел ребенок, можно ли его лечить, или подождем, пока погибнет?

А если профессия предполагает экстремальные операции каждый день – пожарный, врач, полицейский? Им тоже следует подождать до Пасхи с вашим спасением?

Ответ напрашивается сам собой: не нужно придумывать причин не делать дело, хотя, возможно, в этом случае не так уж оно и важно. Если же исход дела сильно тревожит, может, лучше помолиться, а не откладывать его на послезавтра?

7. В пост нельзя принимать крещение

Это заблуждение. Таинство крещения, безусловно, совершается в пост, и нет дат, в которые оно не могло бы совершаться.

Вероятно, кто-то сталкивался с рекомендацией во время поста подготовиться к принятию крещения, а креститься после подготовки. Это могло быть воспринято как запрет, связанный именно с периодом поста.

Также путаница может быть связана с таинством венчания, которое действительно не совершается в пост. Все остальные таинства в пост совершают, а к некоторым из них рекомендуется особенно усердно прибегать именно в этот период: к исповеди, причащению и соборованию.

8. Причащаться надо раз в год – именно Великим постом

Речь идет не об индивидуальном подходе к причастникам, и даже не о реальной практике конца XIX – начала XX века, а об очередном распространенном суеверии, которое вселяет в человека реальный страх: если причащаться чаще, случится что-то плохое.

Подкрепляется оно образными рассуждениями о том, что частое причастие, «как солнце, когда его слишком много, сжигает человека». Из этого, видимо, следует сделать вывод, что и солнца нам должно быть мало, чтобы жизнь малиной не казалась.

По вопросу о частоте причащения существует множество мнений, и здесь также есть место творчеству и личностному подходу. Не следует только превращать великое таинство в повод для страхов и суеверий.

9. Дети, зачатые в пост, обязательно родятся больными или станут грешниками

Суеверие, связанное с совершенно немилосердной, крайне неприличной, а откровенно говоря, просто гадкой привычкой совать свой нос куда не следует. А именно – в супружеские отношения.

Если же подобные мысли относительно чужих нездоровых детей иногда посещают, надо научиться хотя бы их не озвучивать, так как это принесет родителям дополнительную боль и отчаяние.

По поводу отношений в пост, как и в любое другое время, стоит лишь отметить, что это дело супругов, и больше ничье. А по поводу дат зачатия сомнения помогут развеять самые разные даты рождения святых подвижников Церкви, родители которых, возможно, не всегда соблюдали посты, но это не мешает нам сегодня молиться им и чтить даты их рождения и упокоения.

10. В пост жить становится тяжелее, что-то случается

Жить вообще тяжело, но у кого-то различные трудности почему-то связаны именно с постом.

Любопытно, что подмечают это именно верующие, те, кто постится.

От старшего поколения можно услышать ахи-вздохи: «Ох, искушения в пост». Молодежь как-то стесняется, вроде суеверие получается – разве не в пост не бывает тяжко?

Вероятно, в постное время обостряется чувствительность, ведь мы сосредоточены на борьбе с недостатками. Например, пытаемся сдерживаться, не ругаться – а сорвались, обиделись, рассорились, и от этого тяжелее, чем если бы это произошло в обычное время.

Бывает, что на это состояние накладываются и более тяжелые испытания, болезни, страдания. И не всегда советы «принимать это благодушно», размышления о том, что «искушения – это нормально и полезно» оказываются в тему. Пожалуй, самим таких советов в адрес других уж точно стоит избегать. Лучше оказать нашим близким реальную помощь и поддержку.

http://www.pravmir.ru/10-sueveriy-i-zabluzhdeniy-o-velikom-poste/

 
 
 
Сегодня 27 июля (14 июля) суббота
Преподобный Стефан Махрищский

Седмица 5-я по Пятидесятнице.

Ап. от 70-ти Акилы (Житие, икона). Мч. Иуста (Житие, икона). Прп. Онисима чудотворца, иже в Магнезии. Прп. Еллия (Житие) монаха, Египетского. Прп. Стефана (Житие, икона) Махрищского. Прп. Никодима (Житие, икона) Святогорца. Мч. Иоанна Мервского. Сщмч. Константина пресвитера. Сщмч. Николая пресвитера.

8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Панихида.
15.00   Благодарственный молебен по случаю Дня Города.
16.30   Молебен о беременных.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Завтра 28 июля (15 июля) воскресенье
Неделя 5-я по Пятидесятнице. Память святых отцев шести Вселенских Соборов. Равноап. вел. кн. Владимира, во св. Крещении Василия (1015).
6.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
9.00   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен.
12.00   Звон-Благовест - «Слава Тебе, Боже!»
16.45   Исповедь.
17.00   Вечерня с акафистом блж. Лаврентию Калужскому.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Рим. 8, 14-21; Мф. 9, 9-13). У кого пробуждены духовные потребности, под действием страха Божия и требований совести, у того образуется своего рода чувство, которым он угадывает смысл речей, относящихся к предметам духовной области, хотя бы они облечены были в приточную форму. Для таковых притча не прикрывает истины, а еще яснее ее раскрывает. У кого же нет такого внутреннего строя, тот слыша о духовных предметах речь приточную, ничего не понимает в ней. Но если б и не в приточной форме предложить ему слово об этих предметах, и тогда понял бы он только слова, а сущности дела не уразумел бы: она шла бы наперекор всем его понятиям и представилась бы ему несообразностью, над которой не замедлил бы он и поглумиться. В этом именно и поставил Господь причину, почему Он говорит к народу в притчах. У кого есть задаток духовности, тот поймет и притчу, а у кого нет, тому хоть не говори. "Потому что видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют. . . Ибо огрубело сердце людей сих" (Мф. 13, 12-15). Между тем способных прозревать прикровенную истину притча не лишила должного назидания: "Кто имеет, тому дано будет и приумножится".

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года