Бить или не бить

"Реплики" Александра Ткаченко

Бить, или не бить – вот в чем вопрос. Причем, не абстрактный, а вполне себе насущный и животрепещущий, когда речь заходит о воспитании мальчиков в христианской семье. Должен ли мальчишка постоять за себя в уличной драке?

Наверное, каждый православный родитель в какой-то момент вынужден был задуматься над этой проблемой. С одной стороны – вроде бы и говорить об этом странно: конечно – должен. Иначе, какой же он мальчишка? Но с другой-то стороны есть слова Христа о том, что в ответ на удар следует подставить другую щеку. Понятно, что это иносказание. Но и прямой смысл этих слов никто не отменял. Вот и попробуйте тут, определитесь папа с мамой – как растить мальчика в христианском духе, но при этом еще и воспитывать в нем мужские качества. Ведь для мужчины способность защитить себя и своих близких – определяющая черта, без которой он и мужчиной-то может называться с большой натяжкой. А ты должен кротко и благостно объяснять своему сыну, что, вот мол, нужно позволить себя бить, сынок, потому что этого от нас хочет Бог…

Для меня эта проблема встала в полный рост, когда мои сыновья пошли в школу. Которая у нас – не какая-то там особо-православная гимназия, а вполне себе обычная провинциальная школа. Со всеми присущими этому классу учебных заведений особенностями. В детский сад мы их не отдавали. Со сверстниками они в ту пору общались лишь в Церкви, и это были ребята, воспитанные в христианском духе. Но в школе им сразу же пришлось столкнуться с оголтелой местной гопотой. Которая матом не ругается, потому что на нём разговаривает. А из невербальных средств коммуникации признаёт лишь прямой и боковой удары в голову.

И когда я все чаще начал слышать от моих мальчишек унылые рассуждения о том, что они, де «прощают» своих обидчиков, потому что те, мол «не ведают, что творят», то понял, что ситуацию необходимо срочно менять. Потому что вовсе не христианское благочестие стояло за этими хорошими и правильными словами, а обыкновенная трусость и малодушие.

Сейчас, мне очень хотелось бы написать, что я хорошенько все тогда обдумал, и нашел универсальный способ совместить в воспитании своих детей мужественность и христианство. Но, увы – к сожалению, такого способа я тогда найти не смог. И просто начал тренировать моих мальчишек, учил их быть сильными, не бояться боли, бить самим, и грамотно уходить от чужих ударов. Короче говоря – я стал учить их драться. Понимая, что это умение полностью идет вразрез с теми нравственными установками, которые они получили от меня же в детстве, и прямо противоречит евангельским словам о другой щеке, которую нужно подставить. Я все это понимал, но выбирать приходилось всего из двух вариантов. Либо мои сыновья становились зачуханными изгоями с благочестивой демагогией и со сломанным характером, либо – учились, получив по правой щеке, грамотно бить противника в левую…

Став постарше, ребята стали серьезно заниматься рукопашкой. Секций в нашем городишке не было. Лишь в местном спортзале была оборудована «качалка», где всё те же гопники с матерком нагоняли себе мышцу, периодически выбегая на улицу покурить.

Поэтому, я просто накупил мальчишкам боксерских мешков, перчаток, шлемов для спарринга и прочего спортивного барахла. И они стали тренироваться дома, благо, места у нас для этого – целый сад. А когда ученик готов, как известно, приходит учитель. Сначала их стал тренировать сосед по улице, наш прихожанин, который в юности серьезно занимался боксом. Потом, неожиданно появились другие учителя – двое местных парней, служащих в Московском ОМОНе, с которыми мои ребята познакомились во время ежедневных пробежек. Регулярные занятия с мастерами, отжимания, пресс, скакалка, работа на мешке, спарринги… Через полтора года такой жизни мне пришлось уже очень серьезно и подолгу объяснять им, почему человек с поставленным ударом не должен бить другого человека в голову. Слава Богу, ребята вняли этим моим увещеваниям. И когда на моего Глеба напал один из местных приблатненных «авторитетов» сын не нанес ему ни одного удара. Но тот во время стычки очень хорошо понял, что драться с Глебом ему больше не следует, и лучше бы найти для самоутверждения объект попроще.

Странным образом, мальчишки заработали себе авторитет в той же гопацкой среде практически без драк. Возможно, тому причиной было несколько их тренировок в спортзале, когда гопники, отвлекшись от своего железа, имели возможность понаблюдать за их спаррингами, и прикинуть – каких нехилых люлей можно огрести от этих улыбчивых и доброжелательных парней. Или, может быть, от готовых к драке людей просто идет некая волна уверенности в себе, а у хулиганья очень хороший нюх на такие вещи. Как бы то ни было, но больше моих ребят обижать никто из местной шпаны не решался ни на улице, ни в школе.

Никому не навязываю свою точку зрения, но убежден теперь твердо: подставить другую щеку по заповеди, а не по трусости, может лишь тот, кто имеет полную возможность ответить ударом на удар. Но не делает этого по слову Христа.

http://foma.ru/bit-ili-ne-bit.html

 
 
 
Сегодня 30 апреля (17 апреля) вторник
Притча о десяти девах

Страстная седмица. Великий пост.

Великий Вторник (икона)
Сщмч. Симеона (Житие, икона), еп. Персидского, и с ним мчч. Авделая (Житие) и Анании (Житие) пресвитеров, Хусдазата (Житие) евнуха, Фусика (Житие), Азата (Житие), мч. Аскитреи (Житие) и иных многих. Прп. Акакия (Житие, икона), еп. Мелитинского. Прп. Зосимы (Житие, икона), игумена Соловецкого. Мч. Адриана (Житие). Свт. Агапита (Житие), папы Римского. Обретение мощей прп. Александра (Житие, икона) Свирского. Прп. Паисия Киевского, Христа ради юродивого. Св. Михаила (Житие) исп., пресвитера. Сщмч. Феодора пресвитера.

8.30   Часы 3й, 6й и 9й, с чтением Евангелия. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров.
16.45   Исповедь. (в том числе и на Пасху)
17.00   Вечернее богослужение.
Завтра 1 мая (18 апреля) среда
Великая Среда.
8.30   Часы 3й, 6й и 9й, с чтением Евангелия. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров.
16.45   Исповедь. (в том числе и на Пасху)
17.00   Вечернее богослужение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Мф. 24, 36-26, 2). Ныне народ, священники и власти иудейские в последний раз слышат слово Господа в храме. И оно было всеобъятно; оно обнимало все прошедшее, настоящее и будущее. Вопросом об Иоанне Господь дает уразуметь, что Он истинный Мессия; притчею о двух сынах внушает, что иудеи будут отвергнуты и на место их призваны язычники; притчею о виноградарях сказывает им, что отверженных ожидает погибель; притчею о браке сына царева учит, что и из пришедших к Нему не все будут достойны, и окажутся такие, которых праведно будет извергнуть вон во тьму кромешнюю; ответами на вопросы о дани кесарю и о первой заповеди, равно как обличительною речью определяет характеристические черты спасительной жизни; наконец, особо ученикам предсказывает горе Иерусалиму и открывает тайну второго Своего пришествия. Достаточно было только выслушать все это со вниманием, чтоб увериться, что Он есть истинный Спас миру - Христос, и покориться Его заповедям и учению. И до сих пор прочитывание глав Евангелия о всем бывшем в этот день есть самое действенное средство к тому, чтобы оживлять веру в Господа, и, восставляя в христианине сознание, чем он должен быть и чего ждать, возгревать ревность и являть себя исповедующим Господа не языком только, но и делом.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года