Рождество: время быть собой

Андрей Десницкий, библеист, доктор филологических наук

А про что он, праздник Рождества? Нет, библейская история, конечно, всем известна, нет смысла ее пересказывать. Но о чем говорит этот праздник нам, сегодняшним, и не только православным христианам, которые посетят богослужение?

Почему именно к этому сюжету вечно возвращаются художники и поэты – Иосиф Бродский, которого не назовешь усердным прихожанином, именно этому дню календаря посвятил больше стихов, чем всем остальным, вместе взятым?

Вот с Пасхой все понятно – празднуется победа над смертью. А здесь?

Почему такая обыденность, как рождение Младенца, пусть и самого необычного в мировой истории, становится поворотным событием?

А может быть, это просто праздник солнцеворота, древнее языческое торжество в честь календарного цикла? Или, вот еще, на рождественской службе поют:
«С нами Бог, разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог». Может быть, это празднование в честь великой империи, побеждающей врагов?

Наверное, у праздника может быть много смыслов. Но мне кажется самым актуальным вот какой:

Рождество Христово – это история про то, как важно быть самим собой. Про то, что это единственный способ по-настоящему изменить окружающий мир.

Для нас это «святочная история» про милого младенца в окружении любящих взрослых. Но если немного размыслить над евангельскими повествованиями… Юная девушка, у которой есть жених, получает известие о том, что родит Сына. Рассуждая с обыденной точки зрения, это полная катастрофа – ей грозит не просто расторжение помолвки, но, по Моисееву закону, побиение камнями за прелюбодеяние. И уж во всяком случае – полный крах репутации и всяких надежд на счастливую семейную жизнь. Каково это для юной благочестивой девушки?

Мария отвечает ангелу: «се, раба Господня; да будет мне по слову твоему». Ведь если действительно раба, то остается принять все, что приходит от Господа, а не только то, что она у него просила.

А Иосиф? Он наверняка любит свою невесту, и вдруг оказывается, что обычное семейное счастье с ней заменяется чем-то другим, куда более значительным для всего человечества… но только не для него, не для его мужского самолюбия, не для его нежной страсти к этой девушке! Но ведь если он ее действительно любит, значит, сможет принять и эту роль ее хранителя и, по сути, скорее отца, нежели мужа.

Они живут в глухой провинции, в Галилее, но Иосиф – потомок царя Давида, родившегося в Вифлееме. Вот уж чего не стоит подчеркивать подданным царя Ирода, который, строго говоря, не является законным царем. Но когда объявляется перепись, эта пара не прячет своего происхождения. Они – царского рода, и они идут в Вифлеем, а там – будь, что будет. Им нечего стыдиться и прятать.

Пастухи и волхвы – первые, кто пришел поклониться Младенцу, это знают все. Самые простые крестьяне и иностранные астрологи. Но почему же не израильские священники или левиты, не книжники или фарисеи, наконец, не царь Ирод – эффективный менеджер, строитель великолепного храма и успешный политик? Очевидно, по той простой причине, что эта история не укладывалась в их представления о том, как все должно происходить. Свою власть, свой авторитет, свое ощущение безграничной правоты им хотелось поддерживать любой ценой – например, путем массовых репрессий (вифлеемские младенцы).

Всех эти высокопоставленных и глубоко религиозных на свой лад людей интересовало, не кто они перед Богом, а какое положение они от Его имени занимают. Может быть, именно потому первыми у колыбели оказались пастухи – люди, которые заведомо стояли в самом низу, им нечего было отстаивать, не за что бороться. Только надеяться. Так Иосифу и Марии оставалось только любить.

А волхвам: звездочетам и, возможно, язычникам досталась вера. Им нужно было принять, что чудесный Царь родился не в их родной стране, где столько мудрости и духовности, а где-то на дальней периферии просвещенного мира, на фронтире между Римом и его главным врагом Персией. Вернее всего, они были персидскими подданными – и пошли поклоняться Царю на враждебной территории, и в такое неблагоприятное с геополитической точки зрения время! Но ведь если они действительно верили звезде, значит, шли туда и тогда, куда и когда она позвала их.

И вся дальнейшая Евангельская история будет, по сути, о главном противоречии между верой, надеждой и любовью одних и старательными попытками других обернуть ситуацию в свою пользу и сохранить навечно свой статус-кво.

У первых все получилось, хотя и не сразу и очень дорогой (по меркам этого мира) ценой. У вторых в конечном счете не получилось ничего. С тех пор эта ситуация многократно повторялась, менялись только внешние декорации и детали сюжета.

Перечитывая Евангелие, невольно спрашиваешь себя: а что бы случилось, если бы они все отказались от своей идентичности в пользу своего положения? Если бы Мария упросила Бога не портить ей биографию? Если бы Иосиф, как и хотел с самого начала, расторгнул бы помолвку и пошел искать другую невесту? Пастухи занялись бы своим делом, а волхвы составляли бы благоприятные прогнозы для персидского царского двора?

Думаю, эта история все равно бы случилась, может быть, в другом месте и в другое время. Но все эти люди оказались бы к ней непричастными, и мы не вспоминали бы о них из года в год в это зимнее время. И самый главный вопрос – где в такой истории оказывается каждый из нас.

Блоги обходит карикатура Ёлкина, своего рода икона нашего отношения к Рождеству. Три волхва спешат принести дары Младенцу, и один из них говорит, что совсем недавно они уже ходили. Другой отвечает: «Еще разок для православных». Не мы приносим себя Рождающемуся Христу – мы ждем, что кто-то ради нас что-то принесет Ему, причем на наших условиях и в отведенное нами время. А мы насладимся результатом.

Лучший ответ на это – самое раннее, пожалуй, из рождественских стихотворений Бродского:

Волхвы забудут адрес твой.
Не будет звезд над головой.
И только ветра сиплый вой
расслышишь ты, как встарь…
И молча глядя в потолок,
поскольку явно пуст чулок,
поймешь, что скупость – лишь залог
того, что слишком стар.
Что поздно верить чудесам.
И, взгляд подняв свой к небесам,
ты вдруг почувствуешь, что сам –
чистосердечный дар.

https://www.gazeta.ru/comments/column/desnitsky/10464545.shtml

 
 
 
Сегодня 27 апреля (14 апреля) суббота
Воскрешение Праведного Лазаря

Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий). Лазарева Суббота (икона). Великий пост. На трапезе разрешается вкушение рыбной икры.

Воскрешение праведного Лазаря (Житие, икона). Свт. Мартина (Житие, икона) исп., папы Римского. Мчч. Антония (Житие, икона), Иоанна (Житие, икона) и Евстафия (Житие, икона) Литовских. Мч. Ардалиона (Житие). Мчч. 1000 Персидских и Азата (Житие) скопца. Св. Александра исп., пресвитера. Виленской (икона, икона) и Виленской-Остробрамской (икона) икон Божией Матери.

8.30   Часы 3 и 6. Литургия. Панихида. Молебен о Российских воинах.
16.30   Молебен о беременных.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение (освящение ваий).
Завтра 28 апреля (15 апреля) воскресенье
Неделя 6-я ваий (цветоносная, Вербное воскресенье). Вход Господень в Иерусалим.
6.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
9.00   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Евр. 12, 28-13, 8; Ин. 11, 1-45). У кого есть Марфа трудолюбивая - всестороннее доброделание, и Мария, сидящая при ногах Иисусовых, - внимательное и теплое ко Господу обращение всем сердцем, к тому Сам приидет Господь, и воскресит Лазаря его - дух, и разрешит его от всех уз душевно-телесности. Тогда начнется у него истинно новая жизнь, в теле безтелесная и на земле неземная. Это будет истинное воскресение в духе прежде будущего воскресения и с телом.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года