Рождество: время быть собой

Андрей Десницкий, библеист, доктор филологических наук

А про что он, праздник Рождества? Нет, библейская история, конечно, всем известна, нет смысла ее пересказывать. Но о чем говорит этот праздник нам, сегодняшним, и не только православным христианам, которые посетят богослужение?

Почему именно к этому сюжету вечно возвращаются художники и поэты – Иосиф Бродский, которого не назовешь усердным прихожанином, именно этому дню календаря посвятил больше стихов, чем всем остальным, вместе взятым?

Вот с Пасхой все понятно – празднуется победа над смертью. А здесь?

Почему такая обыденность, как рождение Младенца, пусть и самого необычного в мировой истории, становится поворотным событием?

А может быть, это просто праздник солнцеворота, древнее языческое торжество в честь календарного цикла? Или, вот еще, на рождественской службе поют:
«С нами Бог, разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог». Может быть, это празднование в честь великой империи, побеждающей врагов?

Наверное, у праздника может быть много смыслов. Но мне кажется самым актуальным вот какой:

Рождество Христово – это история про то, как важно быть самим собой. Про то, что это единственный способ по-настоящему изменить окружающий мир.

Для нас это «святочная история» про милого младенца в окружении любящих взрослых. Но если немного размыслить над евангельскими повествованиями… Юная девушка, у которой есть жених, получает известие о том, что родит Сына. Рассуждая с обыденной точки зрения, это полная катастрофа – ей грозит не просто расторжение помолвки, но, по Моисееву закону, побиение камнями за прелюбодеяние. И уж во всяком случае – полный крах репутации и всяких надежд на счастливую семейную жизнь. Каково это для юной благочестивой девушки?

Мария отвечает ангелу: «се, раба Господня; да будет мне по слову твоему». Ведь если действительно раба, то остается принять все, что приходит от Господа, а не только то, что она у него просила.

А Иосиф? Он наверняка любит свою невесту, и вдруг оказывается, что обычное семейное счастье с ней заменяется чем-то другим, куда более значительным для всего человечества… но только не для него, не для его мужского самолюбия, не для его нежной страсти к этой девушке! Но ведь если он ее действительно любит, значит, сможет принять и эту роль ее хранителя и, по сути, скорее отца, нежели мужа.

Они живут в глухой провинции, в Галилее, но Иосиф – потомок царя Давида, родившегося в Вифлееме. Вот уж чего не стоит подчеркивать подданным царя Ирода, который, строго говоря, не является законным царем. Но когда объявляется перепись, эта пара не прячет своего происхождения. Они – царского рода, и они идут в Вифлеем, а там – будь, что будет. Им нечего стыдиться и прятать.

Пастухи и волхвы – первые, кто пришел поклониться Младенцу, это знают все. Самые простые крестьяне и иностранные астрологи. Но почему же не израильские священники или левиты, не книжники или фарисеи, наконец, не царь Ирод – эффективный менеджер, строитель великолепного храма и успешный политик? Очевидно, по той простой причине, что эта история не укладывалась в их представления о том, как все должно происходить. Свою власть, свой авторитет, свое ощущение безграничной правоты им хотелось поддерживать любой ценой – например, путем массовых репрессий (вифлеемские младенцы).

Всех эти высокопоставленных и глубоко религиозных на свой лад людей интересовало, не кто они перед Богом, а какое положение они от Его имени занимают. Может быть, именно потому первыми у колыбели оказались пастухи – люди, которые заведомо стояли в самом низу, им нечего было отстаивать, не за что бороться. Только надеяться. Так Иосифу и Марии оставалось только любить.

А волхвам: звездочетам и, возможно, язычникам досталась вера. Им нужно было принять, что чудесный Царь родился не в их родной стране, где столько мудрости и духовности, а где-то на дальней периферии просвещенного мира, на фронтире между Римом и его главным врагом Персией. Вернее всего, они были персидскими подданными – и пошли поклоняться Царю на враждебной территории, и в такое неблагоприятное с геополитической точки зрения время! Но ведь если они действительно верили звезде, значит, шли туда и тогда, куда и когда она позвала их.

И вся дальнейшая Евангельская история будет, по сути, о главном противоречии между верой, надеждой и любовью одних и старательными попытками других обернуть ситуацию в свою пользу и сохранить навечно свой статус-кво.

У первых все получилось, хотя и не сразу и очень дорогой (по меркам этого мира) ценой. У вторых в конечном счете не получилось ничего. С тех пор эта ситуация многократно повторялась, менялись только внешние декорации и детали сюжета.

Перечитывая Евангелие, невольно спрашиваешь себя: а что бы случилось, если бы они все отказались от своей идентичности в пользу своего положения? Если бы Мария упросила Бога не портить ей биографию? Если бы Иосиф, как и хотел с самого начала, расторгнул бы помолвку и пошел искать другую невесту? Пастухи занялись бы своим делом, а волхвы составляли бы благоприятные прогнозы для персидского царского двора?

Думаю, эта история все равно бы случилась, может быть, в другом месте и в другое время. Но все эти люди оказались бы к ней непричастными, и мы не вспоминали бы о них из года в год в это зимнее время. И самый главный вопрос – где в такой истории оказывается каждый из нас.

Блоги обходит карикатура Ёлкина, своего рода икона нашего отношения к Рождеству. Три волхва спешат принести дары Младенцу, и один из них говорит, что совсем недавно они уже ходили. Другой отвечает: «Еще разок для православных». Не мы приносим себя Рождающемуся Христу – мы ждем, что кто-то ради нас что-то принесет Ему, причем на наших условиях и в отведенное нами время. А мы насладимся результатом.

Лучший ответ на это – самое раннее, пожалуй, из рождественских стихотворений Бродского:

Волхвы забудут адрес твой.
Не будет звезд над головой.
И только ветра сиплый вой
расслышишь ты, как встарь…
И молча глядя в потолок,
поскольку явно пуст чулок,
поймешь, что скупость – лишь залог
того, что слишком стар.
Что поздно верить чудесам.
И, взгляд подняв свой к небесам,
ты вдруг почувствуешь, что сам –
чистосердечный дар.

https://www.gazeta.ru/comments/column/desnitsky/10464545.shtml

 
 
 
Сегодня 25 июня (12 июня) вторник
Анна Кашинская

Седмица 2-я по Пятидесятнице. Петров пост.

Прп. Онуфрия (житие, икона) Великого. Прп. Петра (Житие, икона) Афонского. Прпп. Иоанна, Андрея, Ираклемона и Феофила Фиваидских. Прп. Арсения (Житие, икона) Коневского. Прп. Онуфрия (Житие) Мальского, Псковского. Прпп. Онуфрия и Авксентия Вологодских. Прп. Стефана (Житие, икона) Озерского, Комельского. Прпп. Вассиана (Житие, икона) и Ионы (Житие, икона) Пертоминских, Соловецких. Обретение мощей и второе прославление блгв. вел. кн. Анны (Житие, икона) Кашинской.

8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Завтра 26 июня (13 июня) среда
Мц. Акилины (293). Прп. Александры Дивеевской (1789).
Свт. Трифиллия, еп. Левкусии Кипрской (ок. 370).
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечерня с акафистом Божией Матери.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Рим. 4, 4-12; Мф. 7, 15-21). "Берегитесь лжепророков". С начала христианства и доселе еще не было времени, когда бы не имело приложения это предостережение. Господь не указал, каких именно остерегаться лживых пророков, ибо как их определить? Они меняются, как мода, и всякое время порождает своих. Они всегда выступают в одеждах овчих, с видом доброжелательства в поступках и с призраком истины в речах. В наше время одежда их сшита из прогресса, цивилизации, просвещения, свободы мыслей и дел, личного убеждения, не принимающего веры, и тому подобного. Все это льстивая прикрышка. Потому-то, встречая выставку этой одежды, не спеши открывать уха твоего речам одетых в нее пророков. Присмотрись, не кроется ли волк под этой овчею одеждой. Знай, что Господь единый двигатель к истинному совершенству, единый умягчитель сердец и нравов, единый просветитель, единый дающий свободу и исполняющий сердце ощущениями истины, дающими убеждение, которого ничто в мире не сильно поколебать. Потому, коль скоро заметишь в речах новых пророков какую-либо тень противоречия учению Господа знай, что это волки-хищники, и отвратись от них.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года