О проповедническом служении

Сергей Комаров

Книга Деяний, которую Церковь открыла нам в Пасхальную ночь, продолжает рассказ о жизни первой христианской общины. Прочитаем, как апостолы в первый раз были арестованы за проповедь Евангелия: «Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти, и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу. Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни» (Деян. 5:12–20). 

В Писании есть чудеса, сопровождаемые словами, а есть чудеса, совершаемые без слов. Последних гораздо меньше первых. Например, Петрова теща исцеляется от горячки молчаливым прикосновением (см. Мф. 8:14–15). Но, как правило, всегда нечто говорится или перед чудом, или после него. Такие фразы есть, по сути, библейские комментарии к чуду. Чаще всего это диалоги. 

Сын Божий готовится воплотиться – Ангел беседует с Марией, а потом и с Иосифом. Иисус исцеляет бесноватого в синагоге – происходит некий диалог между бесом и Спасителем: «Оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него» (Лк. 4:34–35). Исцеление прокаженного – снова обмен репликами, да еще и с некоторым указанием будущих действий исцеленного: «Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы. И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им» (Мф. 8:2–4). Во время изгнания бесов из гадаринского бесноватого Христос выслушивает просьбу легиона нечистых духов и даже выполняет ее (Мф. 8:28–34). Перед тем как вернуть здоровье расслабленному, Иисус говорит: «Дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9:2), указывая основную причину болезней человеческих, а уже затем произносит: «Встань, возьми постель твою, и иди в дом твой» (Мф. 9:6). 

Здесь же чудо освобождения апостолов сопровождается ангельским повелением: «Идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни». В этой фразе выражается не только цель, но и причина совершения чуда. Апостолы выходят из заключения для того, чтобы исполнить свою миссию проповеди Евангелия. Выходят потому, что они были нужны Господу. 

Важная мысль: проповедник Евангелия особенно дорог для Христа! Христос печется о нем особо; он в некотором смысле нужен Христу. Спаситель внимательно наблюдает за таким человеком, Сам воюет за него, помогает ему. 
О тех людях, которые стали устами Его, Христос имеет особое промышление. 

Служение проповедника есть служение исключительное, насколько высокое, настолько же и трудное. Библия воспевает проповеднический труд. «Как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» (Рим. 10:14–16). Апостол Иаков пишет: «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5:19–20). 

Люди, имеющие способность и желание говорить о вере, высоко ценились как апостолами, так и самим Господом. Например, когда в первые годы жизни Церкви появился «некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях» (Деян. 18:24), который, «горя духом, говорил и учил о Господе» (Деян. 18:25) – он стал очень важной фигурой для Церкви. Его посылали от общины к общине, передавали рекомендательные письма, он пользовался большим уважением. Заметим, что Аполлос не был ни священником, ни епископом, ни диаконом, ни в строгом смысле этого слова апостолом. Это был мирянин, который любил Господа и не мог не говорить о Нем. И Церковь ценила Аполлоса, берегла его. 

Да и в наше время, братья и сестры, хорошее слово проповеди на вес золота. Прежде всего потому, что говорить о вере – дело нелегкое. К проповедованию нужно готовиться долгие годы, много читать и постоянно оттачивать искусство речи практически. Но именно это тяжелое церковное послушание миссионерства и катехизации есть едва ли не самое актуальное. С большим сожалением нужно признать: в настоящий момент мы испытываем острый дефицит качественной православной проповеди. Хотьмы и веруем во Христа, но, как правило, являем миру неевангельский образ Христа молчащего, Христа непроповедующего. Мы молчим о нашей вере – и Христос молчит, не имея возможности сказать, ведь Христос проповедует в мире через Своих учеников. 

В то время когда мы заграждаем уста Христовы нашей ленью и нелюбовью к слову Божьему, учение о спасении во Христе искажается сотнями сектантских проповедников. Незнание христианского учения в наше дни становится настоящей бедой не только для неверующих, которым могли бы быть адресованы слова нашей проповеди, но прежде всего и для самих христиан. Защита своей веры и разговор о ней всегда углубляют понимание веры. А у нас, из-за нашего молчания, элементарно неразвит речевой аппарат для разговора о Христе. У нас просто нет мыслей о Господе! Как часто в нужный момент мы не можем защитить свою веру – и это очень горько и обидно. 

«Все беды от незнания Писаний», – часто повторял Златоуст. А незнание Писаний не из-за того ли, что не звучат поучения, объясняющие Писания? Нет проповеди, нет и знания – и именно по неведению наше общество совершает тысячи грехов. Тех грехов, которых могло и не быть, если хотя бы церковные люди были просвещены. 

И сегодня, как некогда, обращены к нам слова, сказанные Богом через Ангела: «Идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни». Несомненно, Бог ждет этого от нас. Будем делать хоть что-нибудь, братья и сестры. Изучать Писание, приобретать опыт дискуссии с сектантами; поступать на катехизаторские курсы, изучать православное наследие. Благовествовать тому, кто способен принять. Свидетельствовать о своей вере, говорить с ближними о ней. Не молчите, православные. Христианство – это словесная религия, религия проповеди и общения. Отказавшись от словесного служения, мы лишаем наше христианство важнейшей стороны его жизни. 

Пусть же прочитанное нами ангельское повеление возбудит дух тех, кто способен вместить. Зададим каждый себе вопрос: а почему не я? Почему не я поступил на катехизаторские курсы и закончил их? Почему не я изучаю Библию каждый день? Почему не я спорю с сектантами? Почему не я преподаю в воскресной школе? Почему не я участвую в церковной волонтерской работе? Почему не я? И, даст Бог, найдутся честные души, которым нечего будет ответить на этот вопрос, и он подвигнет их к конкретным действиям. 

Христос Воскресе! 

http://pravlife.org/ru/content/o-propovednicheskom-sluzhenii

 
 
 

Сегодня 23 января (10 января) среда
Свт. Феофан Затворник

Седмица 35-я по Пятидесятнице. День постный.

Попразднство Богоявления. Свт. Григория (житие, икона), еп. Нисского. Прп. Дометиана (житие, икона), еп. Мелитинского. Прп. Маркиана (житие) пресвитера. Прп. Павла (житие, икона) Комельского (Обнорского). Свт. Феофана (Житие, икона), Затворника Вышенского. Прп. Антипы Валаамского (Афонского). Блж. Феозвы (житие) диаконисы, сестры свт. Григория (житие, икона) Нисского. Прп. Макария (житие) Писемского. Сщмч. Зиновия пресвитера. Сщмч. Петра пресвитера. Сщмч. Анатолия (Житие), митр. Одесского.

8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Завтра 24 января (11 января) четверг
Попразднство Богоявления. Прп. Феодосия Великого (529), Прп. Михаила Клопского, Новгородского (1453-1456)
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Панихида.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис





Информационный портал семейной политики