Верующие дети спрашивают…

Отвечает протоиерей Александр Елатомцев, духовник православной школы «Рождество»

У нас в классе все ребята матерятся. Как мне быть? Ведь это грех, но если не материться, на тебя будут смотреть как на придурка!

Ситуация серьезная. Очевидно, напряжение нервов у тебя близко к предельному, ты почти готов начать материться, чтобы быть как все, но еще не сдался. Не сдавайся! Ответ заключается в самом слове «материться», то есть материть (проклинать) себя. Даже если все вокруг матерят себя, проклинают себя, уродуют себя – это еще не повод делать то же. У одного европейского писателя была такая фраза: «Если тебе дали линованную бумагу – пиши поперек».

А авторитет среди сверстников – дело наживное. Не ценят сегодня – оценят завтра, когда поймут, что у тебя есть и позиция, и свое мнение, и твердость. Говорят, что окружающая среда формирует человека. А я скажу иначе: человека формирует противостояние окружающей среде.

Как мне поступить, если мой друг говорит, что Бога нет?

Сперва надо понять, зачем он это говорит. Если он хочет тебя задеть, сказать что-то едкое, зная, что ты веришь в Бога – имеет смысл переспросить: «Ты что, хочешь со мной поссориться? Закрой эту тему, и останемся друзьями».

Если же он хочет высказать свою позицию – пусть докажет, что Бога нет (но тогда будь готов защищать свою веру и приводить веские доводы).

Может быть еще одна причина, редкая, но прекрасная: твоему другу просто не с кем поговорить о самом важном: о душе, о бессмертии, о Боге, о любви – и он так провокационно вызывает тебя на разговор. Тогда просто открой свое сердце и говори о Боге, что знаешь и как можешь. Твоя личная вера может быть заразительной.

Убивать ради защиты грешно?

Начнем с того, убийство – это не только смертный грех, но и уголовное преступление. Да, в жизни бывает, что с оружием в руках приходится защищать других людей. В мирное время это приходится делать полицейским, в военное – солдатам. А вот у обычного человека в обычных обстоятельствах не возникает необходимости убивать. Практически всегда, если кто-то угрожает твоей жизни, есть другие способы ее сохранить.

А вот если на твоих глазах совершается преступление, если ты видишь, что преступник действительно готов кого-то убить, и ты можешь как-то этому помешать – то грехом будет оказаться в стороне. Но и заступаясь за людей, нужно стараться не убить преступника, а вывести его из строя, обезвредить – по возможности не покалечив. И только в том случае, когда единственный способ спасти человеческие жизни – это уничтожить преступника, когда абсолютно очевидно, что иначе погибнут многие… тогда, увы, не остается ничего другого. Но не дай нам Бог оказаться в подобной ситуации! Это все равно будет грех, за который придется ответить перед светским судом (который может оправдать, а может и нет) и который обязательно надо будет исповедовать в таинстве покаяния.

Кстати, в Византийской империи одно время действовало правило, что солдат, убивший врага на поле брани, в течение трех лет не мог причащаться. Не потому, что он плохой, а потому, что убийство (даже совершенное из самых лучших побуждений) оставляет тяжелую рану в человеческой душе, и с этой раной приступать к Святой Чаше нельзя, такая рана сперва должна зажить. К тому же это правило напоминало всем – не только воинам, а вообще всем – насколько это серьезное дело, лишение жизни, и нельзя относиться к нему как к какому-то пустяку.

Если ты слышишь, что кто-то смеется над Богом, что нужно делать?

Если кто-то смеется над Богом, он похож на плюющего в небо – по закону земного притяжения плевок упадет на него самого. До Бога не достанешь, а себя оплюешь. Здесь, конечно, надо помолиться: «Прости ему, Господи! Не ведает, что творит!» – а кроме этого, наверное, и не надо ничего делать. А может быть (особенно, если это твой близкий), стоит объяснить ему, что Бог для тебя не какая-то отвлеченная идея, что Он для тебя как друг, как отец, что насмешки над Ним причиняют тебе боль. И сказать: «ведь я же не издеваюсь над тем, что дорого тебе! Зачем же ты так поступаешь со мной?»

Послесловие для взрослых:

Дорогие взрослые! Видите, наши дети чувствуют себя как в осажденном лагере! И спрашивают, как противостоять этой осаде. Конечно, такие вопросы неизбежны – но где их радость от того, что они верующие, что они дети Божьи? Этой радости мало в нас самих. Мы сами не всегда готовы с легким сердцем «дать отчет о своем уповании», не постыдиться слов Господних «в роде сем прелюбодейном и грешном». А если и готовы, то, скорее, готовы с надрывом, враждебно противостоять себя этому недружелюбному миру. Где наше дружелюбие? Где наша смелость? Дети задают нам вопросы, чтобы мы ответили себе самим.

https://foma.ru/veruyushhie-deti-sprashivayut-pro-otnosheniya-s-neveruyushhimi.html

 
 
 

Сегодня 19 ноября (6 ноября) понедельник
Варлаам Хутынский

Седмица 26-я по Пятидесятнице.

Свт. Павла (Житие) исп., патриарха Константинопольского. Прп. Варлаама (Житие, икона) Хутынского. Мцц. Текусы (Житие), Александры (Житие), Полактии, Клавдии (Житие), Евфросинии (Житие), Афанасии и Матроны (Житие). Прп. Луки (Житие) Тавроменийского. Прп. Луки (Житие, икона), эконома Печерского. Свт. Германа (Житие, икона), архиеп. Казанского. Прп. Варлаама (Житие) Керетского. Сщмч. Никиты (Житие), еп. Орехово-Зуевского, Анатолия, Арсения, Николая, Николая, Константина пресвитеров., прмчч. Варлаама и Гавриила, Гавриила, прмцц. Нины и Серафимы. Сщмч. Василия пресвитера.

8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Завтра 20 ноября (7 ноября) вторник
Мучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра и иже с ними(III). Прп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649).
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(2 Фес. 1, 1-10; Лк. 12, 13-15. 22-31). "Кто поставил Меня судить или делить вас?" - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: "не заботьтесь", что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: "ищите прежде Царствия Божия". Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года



Информационный портал семейной политики