Крещение Руси

К сожалению, о Крещении Руси рассказывают массу нелепостей. И чрезвычайно распространенно представление о насильственном характере Крещения святым Владимиром. Некоторых это даже устраивает. Вот, мол, какой у нас был замечательный Владимир, вот какие мы были замечательно смиренные! Да вовсе не были мы смиреннее, чем другие народы! Князей в русской истории даже за меньшие прегрешения, чем посягательство на веру отцов, изгоняли, а случалось, и убивали. И приказать креститься Владимир мог только своей дружине, и то при одном условии. Почитайте летописи, там это описано! Он мог сказать, что тот, кто не хочет быть христианином, тот ему не люб. Он мог сказать: «Или ты становишься христианином, боярин, или убирайся на все четыре стороны». Такое мог он сказать своим боярам дружинникам. Но горожанам, смердам земледельцам он и такого сказать не мог. Учились бы мы у своих предков славян чувству глубочайшего собственного достоинства, особенно в отношениях с правителями, куда как лучше жили бы в XX веке и в XХI веке!

Но как же произошло Крещение? Что же тогда совершил святой Владимир? За что мы почитаем его? Пойдем хронологически назад в историю! Мы знаем, что его бабка – популярная, могущественная княгиня, святая Ольга уже была христианкой. Значит, она поддерживала христиан: храмы помогала открывать, книги привозила.

Дальше в историю, IX век, 860 год: крещение Аскольда и Дира. Посчитайте, от 860 года, крещения князей Аскольда и Дира, до 988 года, крещения князя Владимира, прошло 128 лет! Столько лет миссионерства — это много или мало? Очень много, можно просветить любую страну.

Но учёные полагают, что уже в VIII веке христианство проникало на Русь через чешские земли из германских, что уже в VII веке христианство проникало к нам через Балтику с ирландскими миссионерами. Именно ирландцы, величайший христианский народ Запада уже после нас сумеет крестить последних язычников Европы – скандинавов.

А Первые христиане Причерноморья появились в I веке. Это отражено в нашей литературе сказанием О прихожении на Русь апостола Андрея Первозванного, первого ученика Христа.

Интересно, как происходил выбор веры. Послы святого Владимира рассказывают о пребывании в Константинополе, что они не знали во время богослужения в Софийском храме, на земле ли они находятся или уже на Небе. Пожилой киевский боярин, который участвовал за свою жизнь в десятке сражений, в двух десятках посольств, снёс не один десяток голов в стычках, не чувствовал пола под ногами? Нет, просто славяне, несомненно, обладали обостренным эстетическим чувством, и это помогло нам избрать византийское православие.

А что же равноап. Владимир? Его дело колоссально. Но он не крестил, разве что дружинников. Зато он просвещал. Он мог построить великолепный огромный собор в Киеве с мраморными колоннами, и построил его. Больше никто не мог. Византийцы не поехали бы строить в эту варварскую страну. Но другое дело — ехать к родственнику самого василевса. Он мог завести школы, и он их основал. Более того, Большая Киевская соборная школа при святом Владимире была не просто школой. Это была высшая школа, чего на Западе тогда не было. Она была одна из школ такого размаха, которые существовали только у восточных христиан, она была предшественница университетов. И с полным основанием, в полной мере мы можем быть благодарны равноап. Владимиру и благоговейно чтить память нашего христианского государя. Не крестил Русь святой Владимир, христиане при нём были уже в большинстве, но закладывал основы будущей христианской России. Задумайтесь об этом, хотя бы потому, что нам с вами предстоит восстанавливать христианскую Россию, которую мы так бездарно утратили!

 
 
 

Сегодня 21 октября (8 октября) воскресенье
Преподобная Пелагия Антиохийская

Неделя 21-я по Пятидесятнице.

Прп. Пелагии (Житие, икона). Память святых отцев VII Вселенского собора (икона). Прп. Досифея (Житие, икона) Верхнеостровского, Псковского. Прп. Трифона (Житие, икона), архим. Вятского, чудотворца. Собор (икона) Вятских святых. Св. Пелагии (икона) девы. Прп. Таисии (Житие). Сщмчч. Димитрия (Житие), архиеп. Можайского, и с ним Иоанна (Житие) диакона, прмчч. Амвросия (Житие) и Пахомия (Житие), прмц. Татианы (Житие), мч. Николая (Житие), мцц. Марии (Житие) и Надежды (Житие). Сщмчч. Ионы (Житие), еп. Велижского, прмч. Серафима, сщмчч. Петра, Василия, Павла, Петра, Владимира пресвитеров, мчч. Виктора, Иоанна, Николая и мц. Елисаветы. Прмч. Варлаама.

6.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия.
9.00   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Завтра 22 октября (9 октября) понедельник
Ап. Иакова Алфеева (I). Прпп. Андроника и супруги его Афанасии (V).
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Лк. 7, 11-16). Видит Господь мать плачущую о смерти сына и милосердует о ней; в другой раз позван был на брак, и сорадовался семейной радости. Этим показал Он, что разделять обычные житейские радости и печали не противно духу Его. Так и делают христиане истинные, благоговейные, со страхом провождающие жизнь свою. Однако, они различают в житейском быту порядки от порядков; ибо в них много вошло такого, на чем не может быть Божия благоволения. Есть обычаи, вызванные страстями и придуманные в удовлетворение их; другими питается одна суетность. В ком есть дух Христов, тот сумеет различить хорошее от дурного: одного он держится, а другое отвергает. Кто делает это со страхом Божиим, того не чуждаются другие, хоть он и не поступает подобно им, ибо он действует всегда в духе любви и снисхождения к немощам братий своих. Только дух ревности меру преходящий колет глаза и производит разлад и разделение. Такой дух никак не может удержаться, чтоб не поучить и не обличить. А тот заботится лишь о том, чтобы себя и семью свою учредить по христиански; в дела же других вмешиваться не считает позволительным, говоря в себе: "кто меня поставил судьею"? Такою тихостью он располагает к себе всех и внушает уважение к тем порядкам, которых держится. Всеуказчик же и себя делает нелюбимым и на добрые порядки, которых держится, наводит неодобрение. Смирение в таких случаях нужно, христианское смирение. Оно источник христианского благоразумия, умеющего хорошо поступать в данных случаях.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года



Информационный портал семейной политики