Крещение Руси

К сожалению, о Крещении Руси рассказывают массу нелепостей. И чрезвычайно распространенно представление о насильственном характере Крещения святым Владимиром. Некоторых это даже устраивает. Вот, мол, какой у нас был замечательный Владимир, вот какие мы были замечательно смиренные! Да вовсе не были мы смиреннее, чем другие народы! Князей в русской истории даже за меньшие прегрешения, чем посягательство на веру отцов, изгоняли, а случалось, и убивали. И приказать креститься Владимир мог только своей дружине, и то при одном условии. Почитайте летописи, там это описано! Он мог сказать, что тот, кто не хочет быть христианином, тот ему не люб. Он мог сказать: «Или ты становишься христианином, боярин, или убирайся на все четыре стороны». Такое мог он сказать своим боярам дружинникам. Но горожанам, смердам земледельцам он и такого сказать не мог. Учились бы мы у своих предков славян чувству глубочайшего собственного достоинства, особенно в отношениях с правителями, куда как лучше жили бы в XX веке и в XХI веке!

Но как же произошло Крещение? Что же тогда совершил святой Владимир? За что мы почитаем его? Пойдем хронологически назад в историю! Мы знаем, что его бабка – популярная, могущественная княгиня, святая Ольга уже была христианкой. Значит, она поддерживала христиан: храмы помогала открывать, книги привозила.

Дальше в историю, IX век, 860 год: крещение Аскольда и Дира. Посчитайте, от 860 года, крещения князей Аскольда и Дира, до 988 года, крещения князя Владимира, прошло 128 лет! Столько лет миссионерства — это много или мало? Очень много, можно просветить любую страну.

Но учёные полагают, что уже в VIII веке христианство проникало на Русь через чешские земли из германских, что уже в VII веке христианство проникало к нам через Балтику с ирландскими миссионерами. Именно ирландцы, величайший христианский народ Запада уже после нас сумеет крестить последних язычников Европы – скандинавов.

А Первые христиане Причерноморья появились в I веке. Это отражено в нашей литературе сказанием О прихожении на Русь апостола Андрея Первозванного, первого ученика Христа.

Интересно, как происходил выбор веры. Послы святого Владимира рассказывают о пребывании в Константинополе, что они не знали во время богослужения в Софийском храме, на земле ли они находятся или уже на Небе. Пожилой киевский боярин, который участвовал за свою жизнь в десятке сражений, в двух десятках посольств, снёс не один десяток голов в стычках, не чувствовал пола под ногами? Нет, просто славяне, несомненно, обладали обостренным эстетическим чувством, и это помогло нам избрать византийское православие.

А что же равноап. Владимир? Его дело колоссально. Но он не крестил, разве что дружинников. Зато он просвещал. Он мог построить великолепный огромный собор в Киеве с мраморными колоннами, и построил его. Больше никто не мог. Византийцы не поехали бы строить в эту варварскую страну. Но другое дело — ехать к родственнику самого василевса. Он мог завести школы, и он их основал. Более того, Большая Киевская соборная школа при святом Владимире была не просто школой. Это была высшая школа, чего на Западе тогда не было. Она была одна из школ такого размаха, которые существовали только у восточных христиан, она была предшественница университетов. И с полным основанием, в полной мере мы можем быть благодарны равноап. Владимиру и благоговейно чтить память нашего христианского государя. Не крестил Русь святой Владимир, христиане при нём были уже в большинстве, но закладывал основы будущей христианской России. Задумайтесь об этом, хотя бы потому, что нам с вами предстоит восстанавливать христианскую Россию, которую мы так бездарно утратили!

 
 
 
Сегодня 1 июля (18 июня) вторник
Мученик Александр Римский

Седмица 6-я по Пасхе.

Мц. Гликерии (житие) девы и с нею мч. Лаодикия, стража темничного. Мч. Александра (Житие, икона) Римского. Свт. Павсикакия (Житие), еп. Синадского. Свв. Георгия (Житие) исп. с супругою Ириною и чадами. Прп. Евфимия (Житие, икона) Иверского, Святогорца (Груз.). Прав. Гликерии (Житие) девы, Новгородской. Перенесение мощей прмч. Макария (житие, икона) Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца. Сщмчч. Василия (Житие), Александра (Житие) и Христофора (Житие) пресвитеров, прмч. Макария (Житие) и мч. Сергия (Житие). Мчч. 103 Черкасских.

8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение (полиелей).
Завтра 2 июля (19 июня) среда
Апостола Иуды, брата Господня (ок. 80). Свт. Иова, патр. Московского и всея Руси (1607). Свт. Иоанна (Максимовича) архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского (1966).
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечерня с акафистом свт. Николаю архиеп. Мир Ликийских.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Дея. 17, 1-15; Ин. 11, 47-57). "Что нам делать? Этот Человек много чудес творит". Только и нашла в Спасителе виновного иудейская ученость. И в наши дни немецкая ученость только и находит неуместного в Евангелии Христовом, что сверхъестественное: все хорошо, только это - вишь нейдет. И в решении обе учености сошлись. иудейская решила: "лучше, чтобы один человек умер", а не все погибнут; и немецкая положила: устраним сверхъестественное, чтоб сохранить все прочие истины евангельские. Что же вышло? Те сгубили народ, а эти растеряли все христианские истины, и теперь остались почти не при чем. Господь есть краеугольный камень здания спасения; так и вера в сверхъестественное есть краеугольный камень всего здания богодухновенной истины. Сам Спаситель, в лице Своем, венец сверхъестественности, а в Церкви - неистощимый Источник ее. Касающийся сего пункта касается зеницы ока Божия.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года