Крещение Руси

К сожалению, о Крещении Руси рассказывают массу нелепостей. И чрезвычайно распространенно представление о насильственном характере Крещения святым Владимиром. Некоторых это даже устраивает. Вот, мол, какой у нас был замечательный Владимир, вот какие мы были замечательно смиренные! Да вовсе не были мы смиреннее, чем другие народы! Князей в русской истории даже за меньшие прегрешения, чем посягательство на веру отцов, изгоняли, а случалось, и убивали. И приказать креститься Владимир мог только своей дружине, и то при одном условии. Почитайте летописи, там это описано! Он мог сказать, что тот, кто не хочет быть христианином, тот ему не люб. Он мог сказать: «Или ты становишься христианином, боярин, или убирайся на все четыре стороны». Такое мог он сказать своим боярам дружинникам. Но горожанам, смердам земледельцам он и такого сказать не мог. Учились бы мы у своих предков славян чувству глубочайшего собственного достоинства, особенно в отношениях с правителями, куда как лучше жили бы в XX веке и в XХI веке!

Но как же произошло Крещение? Что же тогда совершил святой Владимир? За что мы почитаем его? Пойдем хронологически назад в историю! Мы знаем, что его бабка – популярная, могущественная княгиня, святая Ольга уже была христианкой. Значит, она поддерживала христиан: храмы помогала открывать, книги привозила.

Дальше в историю, IX век, 860 год: крещение Аскольда и Дира. Посчитайте, от 860 года, крещения князей Аскольда и Дира, до 988 года, крещения князя Владимира, прошло 128 лет! Столько лет миссионерства — это много или мало? Очень много, можно просветить любую страну.

Но учёные полагают, что уже в VIII веке христианство проникало на Русь через чешские земли из германских, что уже в VII веке христианство проникало к нам через Балтику с ирландскими миссионерами. Именно ирландцы, величайший христианский народ Запада уже после нас сумеет крестить последних язычников Европы – скандинавов.

А Первые христиане Причерноморья появились в I веке. Это отражено в нашей литературе сказанием О прихожении на Русь апостола Андрея Первозванного, первого ученика Христа.

Интересно, как происходил выбор веры. Послы святого Владимира рассказывают о пребывании в Константинополе, что они не знали во время богослужения в Софийском храме, на земле ли они находятся или уже на Небе. Пожилой киевский боярин, который участвовал за свою жизнь в десятке сражений, в двух десятках посольств, снёс не один десяток голов в стычках, не чувствовал пола под ногами? Нет, просто славяне, несомненно, обладали обостренным эстетическим чувством, и это помогло нам избрать византийское православие.

А что же равноап. Владимир? Его дело колоссально. Но он не крестил, разве что дружинников. Зато он просвещал. Он мог построить великолепный огромный собор в Киеве с мраморными колоннами, и построил его. Больше никто не мог. Византийцы не поехали бы строить в эту варварскую страну. Но другое дело — ехать к родственнику самого василевса. Он мог завести школы, и он их основал. Более того, Большая Киевская соборная школа при святом Владимире была не просто школой. Это была высшая школа, чего на Западе тогда не было. Она была одна из школ такого размаха, которые существовали только у восточных христиан, она была предшественница университетов. И с полным основанием, в полной мере мы можем быть благодарны равноап. Владимиру и благоговейно чтить память нашего христианского государя. Не крестил Русь святой Владимир, христиане при нём были уже в большинстве, но закладывал основы будущей христианской России. Задумайтесь об этом, хотя бы потому, что нам с вами предстоит восстанавливать христианскую Россию, которую мы так бездарно утратили!

 
 
 
Сегодня 29 марта (16 марта) пятница
Аристовул апостол от 70-ти

Седмица 2-я Великого поста. Великий пост.

Мч. Савина (житие, икона). Мч. Папы (житие). Ап. Аристовула (житие, икона), еп. Вританийского (Британского). Сщмч. Александра (житие), папы Римского. Мч. Иулиана (житие) Аназарвского. Свт. Серапиона (Житие, икона), архиеп. Новгородского. Сщмчч. Трофима (житие) и Фала (житие), пресвитеров Лаодикийских.

8.30   Часы 3, 6 и 9-й. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее заупокойное богослужение.
Завтра 30 марта (17 марта) суббота
Поминовение усопших. Прп. Алексия, человека Божия (411). Прп. Макария, игумена Калязинского, чудотворца (1483).
7.30   Панихида.
8.30   Часы 3й, 6й. Литургия. Панихида. Молебен о Российских воинах.
16.30   Молебен о беременных.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

"Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть" (Быт. 6, 3). В человеке две противоположности, а сознание одно - личность человеческая. Характер этой личности определяется тем, на какую сторону она склоняется. Если она на стороне духа, - будет человек духовен, если она на стороне плоти - будет человек плотян. Дух и в плотяном не исчезает, но бывает порабощен, и голоса не имеет. Он тут становится подъяремным и служит плоти, как раб госпоже своей, изобретая всевозможные для нее услаждения. И в духовном плоть не исчезает, но подчиняется духу и ему работает, теряя свои естественные права на пищу через пост, на сон через бдение, на покой через непрерывный труд и утомление, на услаждение чувств через уединение и молчание. Бог не пребывает там, где царит плоть, ибо орган общения его с человеком есть дух, который здесь не в своем чине. В первый раз чувствуется Божие приближение, когда дух начинает предъявлять свои права в движениях страха Божия и совести. Когда же и сознание со свободой станут на эту сторону, тогда Бог общится с человеком и начинает пребывать в нем. С той минуты пойдет одухотворение души и плоти, всего внутреннего и внешнего человека, пока Бог станет всяческая во всех в человеке том, и человек, одухотворившись, обожится. Какое дивное преимущество и как мало оно помнится, ценится и ищется!

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года