Портрет гуся, или как извлечь пользу из злословия

Иеромонах Макарий (Маркиш)

Злословие – вещь понятная, не нужно никому объяснять, что это такое. Но мы хотим поговорить о нем более серьезно, чем в обычной постановке – с позиции принципиальной, христианской, аскетической (аскетической – это не значит, лежать на гвоздях, питаться отбросами, это значит – относящееся к человеческому совершенствованию, гигиене души, здоровью души).

Тут возникает довольно серьезная разница между здоровьем души и здоровьем тела: если у меня болит палец и одновременно повышенное давление, то с пальцем я иду к хирургу, а с давлением к терапевту, и они каждый занимается своим делом, потому что в материальном мире гораздо легче, гораздо естественнее разделение, разложение того, что происходит в жизни, на составные части.

А в духовном, нематериальном мире, которому принадлежит наша душа, это разделение тоже существует, но оно гораздо более проблематично и гораздо менее учетно. Душа одна… Даже про врача говорят: хороший врач лечит не болезнь, хороший врач лечит человека. И гораздо в большей мере то же самое надо сказать и о свойствах нашей души, исцелении нашей души, совершенстве нашей души.

Злословие можно считать неким феноменом, явлением, симптомом некоего внутреннего дефекта состояния человеческой души. Состоит оно в распространении зла через слово. Если я пришел в отдел полиции и меня допрашивают о каком-то событии, и я говорю правду, естественно, и в этом не будет ни одного грамма злословия. Будет четкое истинное свидетельство о том, что происходило.

Если я своему соседу начинаю рассказывать тоже правду, тоже истину о какой-то неприятности, которая произошла с другим соседом, о которой в принципе никто знать не должен, но я об этом рассказываю, приукрашивая, добавляя свой негативный эмоциональный заряд, – вот типичнейшее злословие, распространение зла через слово.

К сожалению, распространенное человеческое качество – наличие злобы в нашем сердце. Я запомнил эпизод: в давней своей молодости (прошло уже лет тридцать, я тогда недавно принял крещение) было у меня немного разных православных знакомых, мы приехали в гости к человеку (знаю к кому, но вам не скажу), она была не христианка. Мы сели за стол, пошел разговор не помню о чем, а хозяйке было неуютно, что она одна в компании людей, в ее понимании – инакомыслящих. И в какой-то момент она подпустила очень жесткую реплику: «А вот почему так получается, что как православные соберутся, всегда друг про друга гадости говорят?» И я язык прикусил и запомнил, много лет прошло, а я помню.

И теперь я сам священник и приходится другим людям делать соответствующие разъяснения – прекрасно понятно, откуда это берется, откуда растут ноги – растут они из нашей греховности, из нашего сердца, наличия злобы в нашем сердце. К сожалению, так…

И как вести с этим борьбу? Как с дурной привычкой! У одного привычка – в носу ковырять, у другого – за ухом чесать, у третьего – слова-паразиты типа «это самое, это самое», хуже – сквернословие. Внимание к себе – это святоотеческое качество «внемли себе» относится к нашему повседневному поведению, правда, далеко не всегда помогает.

Но если мы будем себя слушать, если мы вспомним, что рядом стоит Христос и слушает, что мы говорим, и участвует в разговоре, мы прикусим язык скорее, чем у нас сорвутся с языка нехорошие слова. И даже если они сорвались, мы всегда можем исправить ситуацию, перевести разговор на другую тему, сгладить. Сказали про кого-то что-то плохое? Скажите тут же про него хорошее! «Вот архимандрит такой-то такой глупый, такой-сякой… но столько добра сделал!» Если вы так поведете разговор, то тем самым действительно компенсируете вред, который вы причинили, и избавитесь от этого греха.

А другая сторона этого же предмета – что делать человеку, о котором говорят плохо, клевещут, врут? Есть хорошая мысль, я тоже советовал некоторым прихожанам, – купить, нарисовать или даже вышить картинку с изображением гуся. Почему гуся? Потому что есть хорошая русская поговорка: «Как с гуся вода». Чтобы этот гусь нам напоминал, чтобы с нас, как с гуся вода, стекало все это ненужное, лишнее, зловредное, что о нас говорят.

Если мы будем так относиться к злословию, это огромнейшая польза. Но есть следующий этап нашего отношения к злословию – это замечательный отеческий принцип, пословица «Пейте бесчестие как родниковую воду». Когда о нас что-то говорят плохо, нас бесчестят, о нас злословят, воспринять это не просто «как с гуся вода», нейтральное, а что-то полезное, что-то хорошее, приносящее мне пользу, как холодная родниковая вода.

И в заключение я приведу один интересный эпизод. На юбилее одного архиерея было много гостей – прихожане, священники. Один пожилой священник произносит тост в честь архиерея: «Наш владыка – самый счастливый человек! Столько грязи, сколько на него вылили, еще ни на кого не вылили!» У всех челюсти немного отвисли… «Он это все перенес с полным спокойствием, миролюбием, терпением. А нам всем это еще предстоит! И вот как мы это перенесем, это еще посмотрим!»

Вот этим можно беседу и закончить!

http://www.pravmir.ru/portret-gusya-ili-kak-izvlech-polzu-iz-zlosloviya/#ixzz3E8WfQySm

 
 
 
Сегодня 20 апреля (7 апреля) суббота
Священномученик Руфин

Седмица 5-я Великого поста. Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста) (икона). Великий пост.

Прп. Георгия (Житие, икона), исп., митр. Митиленского. Мч. Каллиопия (Житие). Мчч. Руфина (Житие, икона) диакона, Акилины (Житие) и с ними 200 воинов. Прп. Даниила (Житие, икона) Переяславского. Прп. Серапиона (Житие) монаха. Сщмч. Аркадия пресвитера. Прмц. Евдокии.

8.30   Часы 3 и 6. Литургия. Панихида. Молебен о Российских воинах.
16.30   Молебен о беременных.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Завтра 21 апреля (8 апреля) воскресенье
Неделя 5-я Великого поста. Прп. Марии Египетской. Апп. от 70 Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I).
6.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия свт.Василия Великого. Заупокойная лития.
9.00   Часы 3-й, 6-й. Литургия свт.Василия Великого. Молебен.
17.00   Пассия (вечерня с акафистом Страстям Христовым)
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Ев. 9, 24-28; Мк. 8, 27-31). Спросил Господь апостолов, как они Его понимают? В лице св. апостола Петра, они отвечали: "Ты - Христос". Не вдруг созрело это исповедание, но, созревши, осело в глубь сердца и стало источным его направителем. Оно было омрачено смертью Господа, но не поколебнуто, и быв воскрешено еще в большей силе Воскресением, стремило апостолов во всю их жизнь на проповедь всему миру. Есть момент и у каждого верующего, когда он всеми силами своими изрекает: "Ты - Христос, Господь мой и Спаситель. Ты спасение мое, свет мой, сила моя, утешение мое, надежда моя и живот вечный". Тогда совершается то, от чего он с апостолом взывает: "кто меня разлучит от любви Христовой"! - и подобно ему начинает гнаться за всем угодным Христу Господу, пока достигнет в меру возраста Его.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года