Нe забудем, не простим?

Владимир Легойда

«Сказано: Возлюби ближнего своего, как самого себя. А вот попробуй, возлюби!» Так говорила моя бабушка. Она не получила почти никакого образования, но была очень мудрым человеком. Настоящей христианкой. Это ее «попробуй, возлюби» я вспоминаю очень и очень часто. Интонация, с которой бабушка произносила эти слова, не оставляла никаких сомнений: это – трудное. Но – самое важное.

Жизнь полна раздражителей, которые мешают любить. Скажем так, чтобы не любить, есть все условия. Чтобы любить, эти условия надо создавать самим. Точнее, с помощью Бога. Вот, например, простое и вечно актуальное правило: Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев (Иак 1:19). (Как будто сегодня написано для дискуссий в социальных сетях, правда?)

Да, удержать свои мысли, не высказать свое мнение, не допустить возникновения конфликта крайне сложно. Это касается любых человеческих отношений: в семье, на работе, на улице, в социальных сетях… Изменить ситуацию, исключить непоправимое, если сосредоточиться не на причинах конфликта, а на возможных последствиях. Кричат в тебе эмоции, и тебе от этого хочется кричать? Подожди. Досчитай до десяти, как всегда советовал мне мой первый духовник. И это, правда, действует, потому что появляется – пусть небольшое – время остыть. Конечно, совет не обладает универсальной силой для всех людей и всех ситуаций. Но работает. Значит, надо пробовать.

А вот еще один из способов, который удалось проверить на себе. Как-то один священник сказал мне: «Я вообще никогда ни на кого не обижаюсь. Если мне кажется, что человек меня сильно обидел или старается обидеть, я представляю себе, что в следующую минуту мы оба умрем. И что перед этим фактом все наши ссоры и все обиды, которые мы воспринимаем непрощаемыми?» Сильный способ, если уметь им пользоваться, то есть если представить так, чтобы сработало. Однажды я сильно поругался с другом, а на следующий день мне пришло от знакомых СМС-сообщение о смерти одного знакомого. Не разобравшись, я сначала подумал, что речь идет о смерти именно этого моего друга, с которым я накануне сильно повздорил.
Как сейчас помню пробивший меня холодный пот и страшное чувство тоски и безысходности: непоправимо! Все, его нет, и я уже никогда не смогу сказать «Прости!» Тогда я понял, что в подавляющем большинстве случаев наш праведный гнев – ничего не стоит…

А праведного гнева сегодня – сколько угодно. Другого не стало – вежливости. А вот в защиту вежливости – пусть даже формальной! – хочется сказать несколько слов. Веками люди соблюдали придуманные ими правила поведения, изучали хитрости этикета и проч. Придавали всему этому большое значение. Наверное, не зря. Мне кажется, нужда в поведенческой норме в современной жизни чувствуется особенно остро.

Взять хотя бы дискуссии в социальных сетях. В подавляющем большинстве этих дискуссий элементарная вежливость отсутствует напрочь. Частично это связано со свободным форматом, жестко диктуемым технологиями: ну не набирают в эсэмэсках каждый раз «Уважаемый, с уважением»… В общем-то, из электронной почты эти «ненужные условности» тоже постепенно уходят. Отчасти, повторяю, это вроде бы как вполне оправданно. С одной стороны. С другой, произнося «уважаемый», «спасибо», «пожалуйста» и прочие речевые анахронизмы, ты, может быть, и не вкладываешь в эти слова всю душу, но все же создаешь определенное «поле вежливости», невольно выстраиваешь определенно – правильные – отношения.

Если нет любви или хотя бы вежливости, намного проще с гневом обрушиться на другого. Мы не боимся проклятий и проклинаем сами. По разным поводам сегодня в медийном, сетевом пространстве гуляет фраза «Не забудем, не простим» – посыл очевидно не христианский. Потому что Христос призывает прощать. И благословлять проклинающих…

И чем сложнее жизнь, чем напряженнее обстановка вокруг – в стране, в мире – тем сложнее, но так же важно быть христианином. Иначе что для нас Евангелие и Христос? Ведь тогда получается, что Евангелие… не для нас, не для нашего времени, не для наших обстоятельств. Но Евангелие написано не для красного словца и не для цитирования. А для того, чтобы так жить.

Нет и не может быть никакой жизненной мудрости, никакого жизненного опыта и обстоятельств, которые оказались бы сильнее и правдивее евангельской правды.

http://foma.ru/ne-zabudem-ne-prostim.html

 
 
 
Сегодня 28 февраля (15 февраля) среда
Виленская икона Божией Матери

Седмица сплошная.

Ап. от 70-ти Онисима (житие, икона). Прп. Пафнутия и дщери его Евфросинии (Житие). Прп. Евсевия (житие), пустынника Сирийского. Прп. Пафнутия, затворника Печерского. Прп. Анфима Хиосского. Сщмчч. Михаила (Житие) и Иоанна (Житие) пресвитеров. Сщмч. Николая, Алексия, Алексия пресвитеров, Симеона диакона, прмч. Павла (Житие) и прмц. Софии. Виленской (икона, икона) и Далматской (икона) икон Божией Матери.

8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечерня с акафистом святителю Николаю архиепископу Мир Ликийских.
Завтра 29 февраля (16 февраля) четверг
Святого мученика Памфила и с ним пострадавших (307-309).
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Панихида.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение(полиелей).
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(2 Пет. 3, 1-18). "Придет же день Господень, как тать ночью". Тать ночью подкрадывается, когда его не ждут. Так и день Господень придет, когда его не ждут. Но когда не ждут Грядущего, то и не готовятся к сретению Его. Чтобы мы не допустили такой оплошности, Господь и заповедал: "бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет" (Мф. 24, 42). Между тем, что мы делаем? Бдим ли? Ждем ли? - Надо сознаться, нет. Смерти еще ждет иной, а дня Господня - едва ли кто. И будто правы. Отцы и праотцы наши ждали, и не пришел день. Как не видим ничего, почему бы надо было подумать, что он придет в наши дни; то и не думаем; не думаем, и не ждем. Что дивного, если при таком нашем расположении, день Господень ниспадет на нас, как вор. Мы похожи будем на жителей города, которых обещался посетить начальник губернии, ныне - завтра. Ждали они его час, ждали другой, ждали день и потом сказали: верно не будет, и разошлись по домам. Но только что разошлись и предались покою - он тут и есть. То же и с нами будет: ждем ли, не ждем, день Господень придет, и придет без предуведомления. Ибо Господь сказал: "Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут". Но не лучше ли ждать, чтоб не быть застигнутыми врасплох? Ибо это не пройдет нам даром.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года