Нe забудем, не простим?

Владимир Легойда

«Сказано: Возлюби ближнего своего, как самого себя. А вот попробуй, возлюби!» Так говорила моя бабушка. Она не получила почти никакого образования, но была очень мудрым человеком. Настоящей христианкой. Это ее «попробуй, возлюби» я вспоминаю очень и очень часто. Интонация, с которой бабушка произносила эти слова, не оставляла никаких сомнений: это – трудное. Но – самое важное.

Жизнь полна раздражителей, которые мешают любить. Скажем так, чтобы не любить, есть все условия. Чтобы любить, эти условия надо создавать самим. Точнее, с помощью Бога. Вот, например, простое и вечно актуальное правило: Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев (Иак 1:19). (Как будто сегодня написано для дискуссий в социальных сетях, правда?)

Да, удержать свои мысли, не высказать свое мнение, не допустить возникновения конфликта крайне сложно. Это касается любых человеческих отношений: в семье, на работе, на улице, в социальных сетях… Изменить ситуацию, исключить непоправимое, если сосредоточиться не на причинах конфликта, а на возможных последствиях. Кричат в тебе эмоции, и тебе от этого хочется кричать? Подожди. Досчитай до десяти, как всегда советовал мне мой первый духовник. И это, правда, действует, потому что появляется – пусть небольшое – время остыть. Конечно, совет не обладает универсальной силой для всех людей и всех ситуаций. Но работает. Значит, надо пробовать.

А вот еще один из способов, который удалось проверить на себе. Как-то один священник сказал мне: «Я вообще никогда ни на кого не обижаюсь. Если мне кажется, что человек меня сильно обидел или старается обидеть, я представляю себе, что в следующую минуту мы оба умрем. И что перед этим фактом все наши ссоры и все обиды, которые мы воспринимаем непрощаемыми?» Сильный способ, если уметь им пользоваться, то есть если представить так, чтобы сработало. Однажды я сильно поругался с другом, а на следующий день мне пришло от знакомых СМС-сообщение о смерти одного знакомого. Не разобравшись, я сначала подумал, что речь идет о смерти именно этого моего друга, с которым я накануне сильно повздорил.
Как сейчас помню пробивший меня холодный пот и страшное чувство тоски и безысходности: непоправимо! Все, его нет, и я уже никогда не смогу сказать «Прости!» Тогда я понял, что в подавляющем большинстве случаев наш праведный гнев – ничего не стоит…

А праведного гнева сегодня – сколько угодно. Другого не стало – вежливости. А вот в защиту вежливости – пусть даже формальной! – хочется сказать несколько слов. Веками люди соблюдали придуманные ими правила поведения, изучали хитрости этикета и проч. Придавали всему этому большое значение. Наверное, не зря. Мне кажется, нужда в поведенческой норме в современной жизни чувствуется особенно остро.

Взять хотя бы дискуссии в социальных сетях. В подавляющем большинстве этих дискуссий элементарная вежливость отсутствует напрочь. Частично это связано со свободным форматом, жестко диктуемым технологиями: ну не набирают в эсэмэсках каждый раз «Уважаемый, с уважением»… В общем-то, из электронной почты эти «ненужные условности» тоже постепенно уходят. Отчасти, повторяю, это вроде бы как вполне оправданно. С одной стороны. С другой, произнося «уважаемый», «спасибо», «пожалуйста» и прочие речевые анахронизмы, ты, может быть, и не вкладываешь в эти слова всю душу, но все же создаешь определенное «поле вежливости», невольно выстраиваешь определенно – правильные – отношения.

Если нет любви или хотя бы вежливости, намного проще с гневом обрушиться на другого. Мы не боимся проклятий и проклинаем сами. По разным поводам сегодня в медийном, сетевом пространстве гуляет фраза «Не забудем, не простим» – посыл очевидно не христианский. Потому что Христос призывает прощать. И благословлять проклинающих…

И чем сложнее жизнь, чем напряженнее обстановка вокруг – в стране, в мире – тем сложнее, но так же важно быть христианином. Иначе что для нас Евангелие и Христос? Ведь тогда получается, что Евангелие… не для нас, не для нашего времени, не для наших обстоятельств. Но Евангелие написано не для красного словца и не для цитирования. А для того, чтобы так жить.

Нет и не может быть никакой жизненной мудрости, никакого жизненного опыта и обстоятельств, которые оказались бы сильнее и правдивее евангельской правды.

http://foma.ru/ne-zabudem-ne-prostim.html

 
 
 
Сегодня 27 июля (14 июля) суббота
Преподобный Стефан Махрищский

Седмица 5-я по Пятидесятнице.

Ап. от 70-ти Акилы (Житие, икона). Мч. Иуста (Житие, икона). Прп. Онисима чудотворца, иже в Магнезии. Прп. Еллия (Житие) монаха, Египетского. Прп. Стефана (Житие, икона) Махрищского. Прп. Никодима (Житие, икона) Святогорца. Мч. Иоанна Мервского. Сщмч. Константина пресвитера. Сщмч. Николая пресвитера.

8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Панихида.
15.00   Благодарственный молебен по случаю Дня Города.
16.30   Молебен о беременных.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Завтра 28 июля (15 июля) воскресенье
Неделя 5-я по Пятидесятнице. Память святых отцев шести Вселенских Соборов. Равноап. вел. кн. Владимира, во св. Крещении Василия (1015).
6.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
9.00   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен.
12.00   Звон-Благовест - «Слава Тебе, Боже!»
16.45   Исповедь.
17.00   Вечерня с акафистом блж. Лаврентию Калужскому.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Рим. 8, 14-21; Мф. 9, 9-13). У кого пробуждены духовные потребности, под действием страха Божия и требований совести, у того образуется своего рода чувство, которым он угадывает смысл речей, относящихся к предметам духовной области, хотя бы они облечены были в приточную форму. Для таковых притча не прикрывает истины, а еще яснее ее раскрывает. У кого же нет такого внутреннего строя, тот слыша о духовных предметах речь приточную, ничего не понимает в ней. Но если б и не в приточной форме предложить ему слово об этих предметах, и тогда понял бы он только слова, а сущности дела не уразумел бы: она шла бы наперекор всем его понятиям и представилась бы ему несообразностью, над которой не замедлил бы он и поглумиться. В этом именно и поставил Господь причину, почему Он говорит к народу в притчах. У кого есть задаток духовности, тот поймет и притчу, а у кого нет, тому хоть не говори. "Потому что видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют. . . Ибо огрубело сердце людей сих" (Мф. 13, 12-15). Между тем способных прозревать прикровенную истину притча не лишила должного назидания: "Кто имеет, тому дано будет и приумножится".

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года